«Как красиво они улетают»… От одной этой фразы по коже пробегает легкая дрожь, ведь она принадлежит не кому-нибудь, а самой Фаине Раневской! Ну кто в нашей стране не знает эту легендарную актрису? Ее острые словечки и меткие афоризмы давно стали народными, а о ее чувстве юмора ходят настоящие легенды. И ведь что удивительно: Раневская прославилась еще в 30-40-х годах прошлого века, не сыграв при этом ни одной главной роли в кино! Представьте себе, какой талант нужно иметь , чтобы так покорить публику.
Но кто же не помнит ее Мачеху из бессмертной «Золушки»? А Лялю из «Подкидыша», которая сводила с ума своей коронной фразой: «Муля, не нервируй меня!»? А Елену Тимофеевну из «Осторожно, бабушка!» или Зою Павловну из «Девушки с гитарой»? Московские театралы просто обожали спектакли с ее участием, а детишки с удовольствием смотрели мультик про Карлсона, где Раневская озвучила немного строгую, но такую обаятельную фрекен Бок. Согласитесь , это дорогого стоит – быть любимой и взрослыми, и малышами.
И вот тут самое интересное! Раневской она стала далеко не сразу. При рождении ее звали Фанни Фельдман, и она была из очень состоятельной еврейской семьи из Таганрога. Ее отец, Гирш Хаимович, был настоящим магнатом: купец 1-й гильдии, владелец фабрики красок, мельницы, целой сети магазинов и даже собственного парохода. Просто представьте этот размах!
Легендарная «Муля, не нервируй меня!»
Когда грянула революция, почти вся ее семья уехала за границу, а Фанни осталась здесь, в Советской России, чтобы покорять театральные подмостки. Но с фамилией Фельдман, как она считала , ей вряд ли удалось бы добиться тех невероятных высот, которые покорила Фаина Раневская. «Но почему именно этот псевдоним?» – наверняка спросите вы. И вот тут начинается самая интригующая часть!
Сама Фаина Георгиевна объясняла это так, и от ее слов просто мурашки по коже:
«Я получила денежный перевод от мамы. Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась и, следя, за улетающими банкнотами, сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» «Да ведь вы – Раневская! - воскликнул мой спутник. – Только она могла так сказать!» Когда мне пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини».
Невероятно, правда?
Конечно, насколько эта история правдива, судить сложно, ведь Фаина Георгиевна слыла великой выдумщицей. Но если вдуматься , между ней и чеховской Раневской действительно много общего. Как и ее литературная тезка, Фаина Георгиевна была абсолютно беззащитна перед бытом и, как сама признавалась, у нее «всегда все из рук валилось». Поразительно, как тонко она чувствовала эту связь!
Светить везде и всюду!
А вот еще один яркий пример! Разве прославился бы потрясающий советский актер Михаил Светин , если бы оставил родительскую фамилию? Вы бы пошли смотреть фильм или спектакль с участием Михаила Соломоновича Гольцмана? Вряд ли, согласитесь. Вот и сам актер долгие годы был невостребованным в профессии, как он считал, именно из-за своей фамилии и еврейского происхождения. Какая несправедливость!
Но стоило ему стать Светиным (в честь дочери Светланы), как роли буквально начали бежать за ним! Все началось с культовой гайдаевской комедии «Не может быть!», где 45-летний актер исполнил главную роль – соседа Горбушкиных , который скупал их имущество после ареста главы семьи, а потом и вовсе решил жениться на «вдове». Это был настоящий прорыв!
Светин снялся в таких шедеврах, как «Чародеи», «Шутки в сторону», «Дон Сезар де Базан», «Частный детектив, или операция «Кооперация» – всего более 130 ролей в кино! Но разве все это – роли, поклонники, награды (ордена Почета и «За заслуги перед Отечеством») – было бы возможно, останься он Мишей Гольцманом? О фамилии , которая открыла ему путь в большую жизнь, актер говорил так: «Стараюсь светить везде, где только можно». И он действительно светил, озаряя своим талантом экраны и сцены.
«К полумерам не привык!»
А кто из нас не видел фильм-сказку «Морозко», снятую в начале 60-х годов прошлого века гениальным режиссером Александром Роу? Кажется, сколько бы раз ни пересматривай, все равно хочется вновь и вновь наслаждаться потрясающей игрой актерского ансамбля, который удалось собрать этому талантливому киносказочнику. Настоящее волшебство!
Чего только стоит колоритный Морозко в исполнении Александра Хвыли, народного артиста РСФСР, кавалера орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Правда же , яркая, запоминающаяся фамилия? Хотя в сегодняшних реалиях, быть может, она и не нашла бы особого отзыва в сердцах российского зрителя, учитывая ее явный украинский уклон. И тут скрывается еще одна тайна!
На самом деле настоящая фамилия Хвыли – Брессем. Вопреки расхожему мнению, актер не был чистым украинцем или евреем, а имел шведские корни. Удивительно, не правда ли? Кстати, помимо Морозко, актер запомнился яркими образами в других картинах Александра Роу – «Марья-искусница» (Мудрец-молчальник), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (пан Чуб), «Королевство кривых зеркал» (обер-повар). Настоящий мастер перевоплощений!
А кто не помнит его колоритного священника из комедии «Королева бензоколонки» с давно ставшей «крылатой» фразой: «Мне два по сто и в одну посудину… к полумерам не привык!»? Или Дениса Степановича из «Кубанских казаков»? Добился бы зрительского признания Александр Брессем – неизвестно… Кстати , фамилию Хвыля, что означает «волна», будущий знаменитый актер получил во время украинизации бывшей западной части Российской империи. Вот так вот судьба распорядилась!
Перипетии судьбы
Кстати, еще один актер из «Морозко» родился под другой фамилией. Это Георгий Милляр , исполнивший легендарную роль Бабы-яги. На самом деле его звали Георгий де Мильё, он был сыном французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё и дочери богатого золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Представьте себе: Гоша с рождения купался в роскоши, изучал иностранные языки, его воспитанием занимались зарубежные гувернеры. Но эту сытую жизнь безжалостно перечеркнула революция. Семья лишилась всех своих богатств, и даже фамилию пришлось менять. Вот это поворот!
Так и появился Георгий Милляр, которому было суждено войти в историю советского кино в качестве «главной нечисти». На его счету десятки ролей, преимущественно сказочных персонажей в картинах Александра Роу. Образы Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Чудо-Юдо , Чёрта и других, воплощенные им на экране, до сих пор считаются одними из лучших в кинематографе. Он был просто неподражаем!
Действительно, что ни говори, а фамилия для человека, особенно для публичной личности , значит очень многое. Возможно, поэтому Иннокентий Смоктунович стал Смоктуновским, Семен Фердман – Фарадой, Александр Гузев – Панкратовым-Чёрным, Залман Храпинович – Зиновием Гердтом, Лазарь Вайсбейн – Леонидом Утесовым, Менахем-Ман Нейман – Марком Бернесом, Татьяна Ицыкович – Васильевой, а Вера Быкова – Алентовой. Помните, как в известном мультике про капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете – так она и поплывет!»
Так что же, уважаемые читатели, изменится теперь ваше отношение к кумирам, по сути, много лет выдававшим себя за других людей? Или фамилии здесь совершенно ни причем? А может, и нет никаких кумиров вовсе, а есть просто талантливые актеры, годами дарившие нам надежду, веру и любовь… Как вы считаете?
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.