В самом конце XVII века у трона русского царя разгорелась ожесточённая и беспощадная борьба между двумя могущественными боярскими кланами. С одной стороны — Милославские, родня первой жены царя Алексея Михайловича. С другой — Нарышкины, родственники его второй супруги.
В течение многих лет Милославские держали власть в своих руках, но после женитьбы царя на Наталье Нарышкиной их влияние резко пошло на убыль. Однако ситуация изменилась, когда на престол взошёл сын Алексея Михайловича от первого брака — Фёдор Алексеевич. Милославские вернули позиции, а Нарышкиных сослали подальше от столицы.
Всё вновь перевернулось в 1682 году, когда Фёдор, изнурённый болезнями, умер. Боярская дума объявила новым царём 10-летнего Петра — сына второй жены Алексея Михайловича. Формально трон обошёл старшего царевича Ивана, которому уже было 15 лет, но он был слаб здоровьем и умом, поэтому бояре сочли его неспособным править.
Милославские понимали: власть снова ускользает, а вместе с ней может прийти и месть Нарышкиных за прежние обиды. Чтобы переломить ситуацию, они решили сыграть на недовольстве стрельцов — элитных войск с огнестрельным оружием, которые к тому времени утратили привилегии и были превращены в городскую стражу. Жалованье им задерживали, командиры обирали, били и заставляли работать на своих усадьбах.
Царевна Софья Алексеевна, энергичная и честолюбивая сестра царевича Ивана, при поддержке влиятельных князей Василия Голицына и Ивана Хованского, нашла в стрельцах удобный инструмент. Дядя Софьи — Иван Милославский — стал главным организатором будущего мятежа.
Слухи стали оружием. Милославские пустили молву, что Нарышкины якобы уже «задушили» царевича Ивана и примеряют на Петра царскую мантию. 15 мая 1682 года набатный колокол позвал стрельцов в Кремль. Толпа, сметя охрану, потребовала показать им Ивана. Когда тот появился живым и невредимым, бунтовщики было замялись, но всё испортил князь Михаил Долгорукий, нагрубивший стрельцам. Разъярённая толпа подняла его на копья и изрубила.
Кровь потекла рекой. Стрельцы ворвались в царские палаты, выискивая «врагов» по заранее составленным спискам. На глазах у Петра убили его покровителя Артамона Матвеева. Царица Наталья Кирилловна с сыном пряталась по закоулкам дворца, но бунтовщики не собирались уходить. Под давлением бояр и Софьи Наталья выдала брата — Ивана Нарышкина. Его пытали и казнили.
Три дня Москва жила в атмосфере террора: убивали полковников, приказных, военачальников. Даже немецкого лекаря фон Гадена обвинили в отравлении Фёдора Алексеевича и казнили.
18 мая резня прекратилась, но власть оказалась в руках Софьи. Стрельцы почувствовали силу и начали диктовать условия: выплатить все долги, венчать на царство не только Петра, но и Ивана, сделать Софью регентшей. Более того, они потребовали признать все убийства «законными» и даже установить в Москве памятный столб со списком казнённых бояр.
Софья уступила. Стрельцы получили жалованные грамоты, а их главой стал князь Иван Хованский. Бунт вроде бы закончился, но на самом деле он лишь открыл новую страницу борьбы за власть, в которой Москва ещё не раз содрогнётся от звона ружейных выстрелов.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.