Красивая обложка и оформление книги. Симпатичные молодые люди и шахматы, шахматы, шахматы. Как ее пропустить при моей любви к этой замечательной игре.
Посмотрим на главных персонажей. У Мэллори Гринлиф отец был гроссмейстером, трагически погиб, оставив семью без средств к существованию. Социальной поддержки в Америке никакой нет, девчонке в 18 лет приходится работать автомехаником, причем без трудового договора с хозяином. Цель жизни – вытянуть семью, маму и двух младших сестер. Мать постоянно болеет, не работник, в общем, семья большая, а добытчик один. Сама Мэллори считает себя виновной во всех семейных бедах и несчастьях, по этой причине шахматы находятся под запретом, несмотря на имеющийся талант.
И во имя чего все жертвы? Семейные ценности в описании автора весьма сомнительны. Постоянные туалетные шуточки и ругательства, сестренки тянут денежку, саму Мэл никто в грош не ставит. Та еще семейка! А платежи за ипотеку и кредиты вносить надо, лекарства дорожают, доходы не растут.
Нолан Сойер – чемпион мира по шахматам, ему 20 лет. Ну и что удивительного? Действующий (не книжный) чемпион индиец Гукеш Доммараджу стал чемпионом мира в 18 лет. Ускоряются темпы, молодеют шахматы. У Нолана дед был чемпионом мира, сформировалась династия. На почве шахмат тоже были семейные неурядицы, видимо, поэтому ведет себя неадекватно: то шахматы со стола смахнет, то стол перевернет, то судью или соперника обзывает нехорошими словами. Как его еще допускают в турниры?
Встреча двух психотравм неизбежна и происходит она за шахматной доской. Еще одно размышление на тему шахмат. Как так случилось, что безразрядная (безрейтинговая) девчонка играет с чемпионом? Какие такие турниры проводятся в Америке? Для Нолана счастье заключается в выигрыше, а для Мэл проигрыш смерти подобен. Разойтись не удается, от треска натянутых нервов игроков отбрасывает далеко друг от друга, так и начинается взаимная ненависть-любовь.
Взаимоотношениям мужчин и женщин уделяется очень много места. Конечно, на первом месте гендерное равноправие. Почему-то женщин в турнирах участвует меньше, чем мужчин. Вывод ясный – затирают женский пол. От обсуждения полового вопроса тоже трудно увильнуть. У Мэл не первая любовь, а первый секс – в кабинке школьного туалета. Р-романтика! Еще один пример. Приходит Нолан в гости, а сестренки Мэлори спрашивают, переспали они уже или нет. Свои люди, чего тут стесняться.
Книга переводная и перевод заслуживает отдельного комментария. Вот Мэлори удивляется тому, что Международная федерация шахмат называется FIDE, а не МШФ. Слышала, что американцы тупые, но не до такой же степени. Перед турниром напоминают правила, одно из которых звучит: «Дотронулся – двигай». Даже если очень постараться, трудно так перевести простое и понятное выражение: «Тронул – ходи».
Мэлори вспоминает, что играла в сеансе с завязанными глазами. Может, речь идет об игре вслепую, во время которой шахматист играет партию, не глядя на доску и фигуры. Обычно игрок сидит к столику спиной, а ходы соперника, который смотрит на доску и фигуры, ему сообщают голосом. Но глаза-то ему завязывать зачем? Ведь не в прятки играет. Вспомнился старый шахматный анекдот.
Однажды, когда известный маэстро Ф. Земиш давал сеанс игры вслепую, к нему подошла пожилая дама и долго всматривалась в лицо сеансера. Затем, обращаясь к противникам Земиша, возмущенно заметила: «Это явное надувательство! Он вовсе не слепой».
Парад несуразиц продолжается. Вот какое примечание дано к фамилии тринадцатого чемпиона мира по шахматам, начинающейся на «Ка», а оканчивающейся на «ов».
Признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Прим. ред.
Перечитала раз, другой, эх, посмотреть бы в искусственные интеллектуальные глаза этого ред.
В Москве проводится турнир Пастернака, куда стремятся попасть ведущие американские шахматисты. Что за турнир такой, по сравнению с которым Всемирная шахматная Олимпиада считается незначащим соревнованием? Пастернак велик, не спорю, но не как шахматист.
Конечно, выбрала книгу не по возрасту, но уж очень люблю шахматы, неважно в каком контексте. Даже юным читателям советовать не хочется, даже в качестве средства пропаганды шахмат. Очень уж неумелая и корявая, даже отталкивающая книга. Читала «Ход королевы» Уолтер Тэвис, тоже про американскую девчонку, мечтающую стать чемпионом мира, намного лучше и достовернее написано.