Книги о шахматах для меня подлежат обязательному прочтению. Их предостаточно, даже есть небольшой обзор, в список попала и книга Уолтера Тевиса «Ход королевы».
Замкнутая приютская девочка учится играть самостоятельно, наблюдая даже не за игрой, а за разбором партий школьным уборщиком. Ситуация не новая. В «Шахматной новелле» Стефана Цвейга Мирко Чентович до 14 лет был дебил-дебилом, туповатый, косноязычный, считал на пальцах, читал с трудом. Научился играть, наблюдая за партиями сельского пастора и сельского жандарма. Однажды пастора вызвали прямо от доски, жандарм шутя предложил Чентовичу доиграть партию, таким образом выявился его шахматный талант. Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира, один из величайших шахматистов, рассказывал, что научился играть в шахматы в четырёхлетнем возрасте, наблюдая за игрой своего отца с сослуживцем. На третий день он выучил, как ходят фигуры, и во время одной из партий обратил внимание отца, что тот сделал ход не по правилам. В тот же день сыграл с отцом партию и обыграл его. Наверняка вымышленная, но красивая история.
При отсутствии шахматного инвентаря и литературы девочка разыгрывает партии, воображая доску и фигуры на потолке спальни. Один в один как Александр Алехин, четвертый чемпион мира, во всяком случае так рассказывает Александр Котов в романе «Белые и черные». В сериале картинка выглядит очень эффектно.
Шахматная карьера Бет Хармон фантастична. Обыгрывает своего наставника, потом руководителя шахматного клуба, дает сеанс на 12 досках, разумеется, всех побеждает. Обычный темп для победы - 20-25 ходов. Память феноменальная: за час выучила наизусть 12 партий.
Вне шахмат жизнь героини довольно разгульная: подсела на транквилизаторы, не брезгует спиртным. В итоге приходит к выводу о необходимости хорошей физической подготовки и систематическим занятиям шахматной теорией. Идея фикс – обыграть чемпиона мира с типичной русской фамилией Боргов. В первой партии он раздавил Бет мимоходом, ко второй героиня тщательно готовилась.
И она ужесточила натиск, нашла блистательные ходы, которые никогда раньше не приходили ей в голову, но всего этого оказалось недостаточно. К тридцать пятом ходу позиции белых были смяты и опустошены, а сила черных неуклонно росла. Это было невероятно. Она играла лучше, чем когда-либо, а Боргов ее разгромил.
Вот что значит советская шахматная школа! Но все-таки Бет у Боргова выиграет, отложенную партию, с помощью из-за океана. Один раз не считается, и книга заканчивается мечтами Бет победить его в матче на первенство мира. В книжках все возможно, в отличие от суровой реальности.