Найти в Дзене
Библиогид Книжный Червячок

Главная тайна «Королевы тайн»: магия текстов Агаты Кристи

Оглавление

Нет, исчезновение самой знаменитой детективщицы мира в декабре 1926 года я не считаю главной, связанной с нею загадкой. Конечно, это любопытная история, но…

Мне она кажется куда проще и понятнее, чем само волшебство творчества Кавалерственной дамы ордена Британской Империи Агаты Мэри Клариссы Кристи, урожденной Миллер, леди Маллоуэн (полное имя и титул, дарованный писательнице в 1976 году).

Ее рекорды

Одной из самых тиражируемых книг на Земле (как вы наверняка догадываетесь или знаете) является Библия. Общее число напечатанных экземпляров Святого писания приближается к 4 (четырем) миллиардам штук.

А вот на втором месте, похоже, стоят сочинения Агаты Кристи: переведенных на 100 языков мира их общее число копий составило два (2) миллиарда! С учетом временной форы лет этак в пятьсот-тысячу, согласитесь, сравнение впечатляет.

За свою жизнь она написала 66 детективных романов и 14 сборников детективных рассказов. Еще шесть романов вышли под псевдонимом Мэри Уэстмакотт.

Псевдоним помогал писательнице избавиться от ожиданий поклонников ее «криминального таланта» и создавать то, что хочется, а именно: книги о пережитом, о себе и о событиях, которым сама она была свидетельницей, о психологии людей. В общем, о том, о чем и пишут обычно писатели, не озабоченные тем, чтобы непременно развлекать читателя.

Этот свой проект Агата начала в 1930 году романом «Хлеб великанов», спустя десять лет после выхода из печати ее первой детективной книги, написанной на спор за две недели отпуска.

Это произошло в 1920. Тридцатилетняя Агата работает фармацевтом в аптеке при госпитале Международного Красного Креста, в котором в годы Первой Мировой войны трудилась сестрой милосердия. Старшая сестра Агаты – Мадж, к тому моменту уже профессионально занимающаяся литературой – заявила, что написать хорошую детективную историю, которую захотят напечатать журналы – для сестры задача непосильная. Агата взялась опровергнуть это утверждение и добилась своей цели. Роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» был издан тиражом 2 тысячи экземпляров и стал первым в длинной череде многих других произведений Кристи о знаменитом бельгийском сыщике, самовлюбленном типе с пышными усами – Эркюле Пуаро.

Агата с детства отличалась любовью к выдумке. Помимо сказок и разных историй она сочиняла еще и музыку, пела, легко импровизировала. Ее даже стали готовить к исполнительской карьере после смерти отца (Агате было всего 11), когда семейству потребовалась материальная поддержка.

Маленькая Агата со своей мамой.
Маленькая Агата со своей мамой.

Считалось, что профессиональные певицы неплохо зарабатывают. Старший брат Агаты – Луи Монтан (в семье его звали «Монти») не мог обеспечить сестрам и матери финансовой опоры, поскольку человеком он был беспокойным, невезучим и несостоятельным. Наоборот, впоследствии именно сестры помогли брату, когда он, после всех своих военных и коммерческих приключений в Индии и Африке решил осесть в английском Дартмуре: они купили ему коттедж и дали деньги на содержание экономки. Подорвав здоровье на военной службе, Монти не мог обходиться без прислуги. К тому же его эксцентричное поведение граничило с безумием, и его надо было контролировать. Однажды он, заскучав, открыл стрельбу из окна по людям – происшествие с трудом удалось замять.

О своем брате Агата Кристи не без юмора высказалась однажды так: «В каждой семье обычно есть один человек, который доставляет всем неприятности и беспокойство. Нашим таким человеком был мой брат Монти. До самого дня своей смерти он постоянно кому-то досаждал. Оглядываясь назад, я часто задаюсь вопросом, есть ли в жизни место, где Монти мог бы себя найти. С ним наверняка всё было бы в порядке, если бы он родился Людвигом II Баварским».

Карикатура на Монти определенно проступает в образе персонажа из романа «Загадка Ситтафорда», капитане Уайетте – придурковатом грубияне-инвалиде, который тиранил слугу-туземца, стрелял из окон по кошкам, и обижался, что инспектор Нарракот не удосужился его лично допросить.

Однако, вернемся к юной Агате. Довольно скоро выяснилось, что с музыкальной карьерой ничего не получится. И не потому, что не хватает таланта. Проблема была в болезненной застенчивости девушки.

Оказалось, что Агата панически боится сцены. Музицировать для близких или для себя – пожалуйста, сколько угодно. Но выступать?! Ни за что! Для будущей писательницы даже обычный поход в магазин был настоящей пыткой. Так что от этой идеи пришлось отказаться.

В 1914 году двадцатичетырехлетняя Агата вышла замуж за полковника Арчибальда Кристи. Свадьба состоялась в канун Рождества, а уже через пару дней пилот Королевского летного корпуса полковник Кристи отбыл к месту службы во Францию – на войну. Четыре тяжких года супруги провели врозь и почти не виделись.

Лишь в 1918 году, когда мужу предложили должность в военном ведомстве в столице, Агата смогла воссоединиться с ним в Лондоне, где они сняли квартиру.

В августе 1919 у супругов родилась дочь, Розалинда.

Это был тот период времени, когда Агата занялась литературным трудом всерьез: у нее появилось достаточно для этого средств, досуга и желания.

Почти сразу ее дела на этом поприще пошли в гору.

А вот с личной жизнью не сложилось.

Что это было?

Знаменитый эпизод с исчезновением относится к 1926 году. Это был очень тяжелый год для писательницы. Вначале умерла мать, с которой Агата была очень дружна. А в конце года любимый муж Арчи потребовал развода, заявив, что давно любит другую женщину, Нэнси Нил, с которой познакомился за игрой в гольф.

Новость произвела убийственное впечатление на Агату. Она была потрясена, отказалась давать развод изменнику, но вместо этого сама покинула дом.

Написав записку своей секретарше, что отправляется в Йоркшир, она 3 декабря 1926 года, оставив дочь на попечение служанок, уехала на автомобиле. На следующее утро машину обнаружили брошенной неподалеку от водоема в графстве Суррей. В салоне лежала шубка Агаты и ее шляпка.

Вся Англия встала на уши – еще бы! Любимая писательница исчезла, да еще при таких драматических обстоятельствах (про развод еще известно не было, но то, что мать оставила дочь уже ни о чем хорошем говорить не могло). Агату объявили в национальный розыск, во всех газетах печатали ее фотографии.

И все же в течение целых 11 дней никто ничего не знал о ее судьбе. 14 декабря завеса тайны, наконец, приоткрылась: писательницу обнаружили в спа-отеле «Swan Hydropathic Hotel» в графстве Норт-Йоркшир. Она сидела и читала в газете объявление о своей пропаже и по фотографии кто-то из свидетелей ее опознал.

Оказалось, что она зарегистрировалась в отеле под именем Терезы Нил, то есть назвалась фамилией своей разлучницы – любовницы мужа.

Свое столь странное поведение она сама никак не объяснила, а врачи сказали, что, вероятно, у нее амнезия – дескать, попала в аварию, ударилась головой, ничего особенного, с кем не бывает.

Но всё, что связано с Королевой тайн, не может не быть особенным. В дальнейшем вокруг этого случая были выдвинуты десятки различных версий: от рекламного трюка для продвижения новой книги до убийства соперницы, мести мужу, самоубийства. Причем в построении версий и придумывании сюжетов участвовали как простые обыватели, так и журналисты, и представители творческих профессий – писатели, киносценаристы, режиссеры.

И, конечно, врачи.

Так, британский психолог Эндрю Норман в своей книге «Готовый портрет» убеждает читателей в том, что предположение об амнезии изначально было несостоятельно: почему бы Агата, «забыв» свое имя и личность, продолжала играть на рояле (она делала это не однократно в отеле) и записала в карточке регистрации имя любовницы мужа? Норман считает, что в случае с Агатой имело место диссоциативная фуга – редкое психическое расстройство, при котором личность внезапно меняет характер, привычки, окружающую обстановку, присваивая себе новую идентичность, сохраняя в памяти всю ранее усвоенную универсальную (не личностную) информацию и способность к усвоению новой.

Похожее расстройство выразительно показано в фильме 2001 года «Планета Ка-Пэкс» с Кэвином Спейси и Джеффом Бриджесом в главных ролях (хотя режиссер и сделал финал несколько двойственным, оставив у зрителя долю сомнения для иного объяснения того, что случилось с героем Спейси).

Действительно ли Агата испытала столь сильное душевное потрясение, узнав об измене мужа, что ее психика предпочла начать жизнь с нового листа, сформировав новую личность? Возможно. Но во всяком случае, абсолютно понятно, что авария, в которую она попала, здесь была не при чем – ведь решение уйти из дома она приняла до того, как ее машина свернула с дороги.

Версия о мести мужу посредством самоубийства, которая разыграна в триллере 1979 года «Агата» (с Дастином Хоффманом, Тимоти Далтоном и Ванессой Редгрейв в главных ролях_, снятом по одноименному роману Кэтлин Тайнан, мне кажется слишком литературной, чтобы быть правдивой. Уж кто-кто, но писатели достаточно понимают разницу между выдуманным и реальностью, чтобы их не путать.

Кадр из фильма "Агата".
Кадр из фильма "Агата".

С другой стороны, судя по всему, характер Агаты был достаточно авантюрным, а она сама – человеком отважным. Просто сложим все имеющиеся у нас факты: девушка, выросшая в достатке, во время войны идет медсестрой в госпиталь (кровь, стоны раненых, грязная, изматывающая работа, которой ничуть не страшится «белоручка») – раз.

Наследственный, семейный дар богатого воображения, который вполне достойно реализовался в жизненной стезе обеих сестрах и несколько извращенно – в причудах и прибахах старшего братца – два.

Три – личная смелость. Не берусь утверждать в точности, но где-то мне попадалась информация, что Агата Кристи была первой женщиной-серфенгисткой в Англии. Фотофакты о том, что она с удовольствием каталась на роликах – привожу здесь, вместе с другими фотофактами.

Совершила кругосветное путешествие вместе с первым мужем, объехав полмира. После развода с ним (развод состоялся в 1928 году) не забилась куда-то в уголок, чтобы поплакать о своей несчастной судьбе брошенки с ребенком, а отправилась вместе с дочкой куда-то к черту на рога, на Канары, и там закончила работу над романом «Тайна Голубого поезда». А спустя два года, в путешествии по иракскому древнему Уру познакомилась с археологом Максом Маллоуэном, который был на 15 лет моложе ее – и вышла за него замуж, наплевав на недовольство ближайших родственников. И прожила с ним в счастливом супружестве до самой своей смерти в 1976. Ей тоже нравилась археология и она часто помогала мужу в экспедициях.

А какие необыкновенные женские персонажи создавала Агата в своих романах! Ведь для того, чтобы подобные образы появились на страницах ее книг, они должны были для начала возникнуть в ее мечтах, поселиться в ее душе. Вспомним, к примеру, Бесс Сэджвик из романа «Отель «Бертрам»»: авантюрная история этой женщины включала в себя участие во Французском Сопротивлении во время войны, перелёт в одиночку через Атлантику, вождение гоночных автомобилей, спасение детей из горящего дома и даже, вероятно, нелегальное проникновение на борт ядерной подлодки во время испытаний.

А Кэролайн Крейл, жена художника Эмиаса Крейла ("Пять поросят") обвиненная в его убийстве – хрупкая, но несгибаемая женщина, самоотверженная, с железной волей? А бесстрашная Джинджер Корриган? Единственная, кто поддержал расследование, предпринятое Марком Истербруком из-за чудовищных слухов вокруг обитательниц виллы «Белый конь» (из одноименного романа), кто, не испугавшись никакой чертовщины, рискнул жизнью ради спасения невинных и наказания виновных!

Да, конечно, все эти книги были написаны гораздо позже «эпохи развода». Но это не меняет факта: придумать подобных женщин могла только не менее выдающаяся женщина.

Какой Агата и была. И это – четыре.

Поэтому в попытку самоубийства Агаты я не верю. Не тот типаж. В попытку убийства соперницы – тоже. Тут у меня фактов практически никаких нет, нечего анализировать: в фильме «Агата» соперница, Нэнси Нил проживает в том же отеле, но было ли так в действительности, я не знаю. Однако, интуитивно, ориентируясь внутренние ощущения, я полагаю, что творческая натура – тем более настолько одаренная, как Агата – скорее сублимирует свое напряжение и кризисы в творчество, чем будет хладнокровно выстраивать планы убийства, абсолютно бессмысленного, по сути. Ведь сам факт измены и нелюбви к жене никаким убийством соперницы не отменить. Как говорится, фарш не провернуть назад. И Агата Кристи, как женщина умная, наверняка это понимала.

Так что, в общем и целом, в диссоциативную фугу, мне думается, поверить проще, чем во все эти драматические страшилки – выдумки. Какой-то порыв, вероятно, случился. Понятно, что женщину вело отчаяние. Но вот вопрос: если бы Розалинду нельзя было оставить без присмотра, не скинув на руки надежной прислуге – кто знает, состоялся бы этот таинственный побег королевы детективов? Мне думается – нет.

Агата Кристи с дочерью Розалиндой.
Агата Кристи с дочерью Розалиндой.

Ответственность и любовь матери взяли бы верх над растрепанными чувствами. Как собственно, это и случилось – спустя 11 дней. Агата вернулась. И вела себя вполне разумно. Здравый смысл возобладал.

Она никогда и нигде не рассказывала об этом, не возвращалась к этому эпизоду. В своей «Автобиографии» она по-викториански сдержанна, скрытна и верна себе в своей застенчивости: к чему вываливать на публику свою кровь и слезы?

Гораздо больше она раскрывает свои чувства в книгах – в детективах и, в особенности, в романах Мэри Уэстмакотт.

«Неоконченный портрет» - написанная в 1934 году история о художнике, который пишет портрет женщины, мечтающей о самоубийстве, воссоздающий по черточке ее жизнь ради ее спасения.

«Разлука весной» - история леди Джоан, случайно застрявшей во время путешествия в крохотной гостинице в арабской пустыне и поневоле вспоминающей и переосмысливающей всю свою жизнь.

«Здесь я писала в точности так, как хотела писать, а для художника нет удовольствия выше этого», - признается Агата Кристи, объясняя, почему ей так дорог этот роман.

«Благие намерения» - роман повествует о двух одиноких сердцах, вдовце Ричарде и Энн, которым мешает воссоединиться и обрести счастье яростные обиды и ревность Сары, дочери Энн.

«Роза и тис» - странное повествование об отце Клементе, который к своему смертному одру зовет того, кто больше всех на свете его ненавидит – чтобы поговорить с ним о погибшей женщине, которую оба они любили.

«Бремя любви», «Хлеб великанов» - все эти книги на самом деле рассказывают о внутреннем мире и биографии Агаты Кристи гораздо больше, чем ее официальная (парадная) «Автобиография». О художнике исчерпывающе говорит его творчество.

Что бы ни было в жизни ужасного, каких бы несчастий не выпало на долю художника (а ведь, что особенно гадко, эти неприятности и ужасы почти всегда столь же мерзостно банальны, как и те, что выпадают на долю обычных людей), художник должен думать о том, чтобы подыскать «для себя новые средства самовыражения»… Это главное, о чем он должен беспокоиться.

Искать средства самовыражения.

Агата их находила всегда.

Главная тайна

И вот, наконец, мы добрались до сути этой статьи. До той вещи, о которой я с самого начала и хотела написать – о главной тайне «Королевы тайн».

Мне представляется, что ее главная тайна – это чисто мое мнение – в том, что ее книги, даже детективы, хочется перечитывать. И что особенно невероятно: их удается перечитывать с абсолютно тем же первоначальным интересом, какой был в тот самый момент, когда впервые открываешь ее книгу.

Это какое-то необыкновенное волшебство: сколько ни читай «Загадку Ситтафорда» или «Убийство Роджера Экройда», «Пять поросят», «10 негритят», «Загадку Эндхауза», «Смерть на Ниле», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Отель «Бертрам»» и т.д. и т.д. – ты все равно оказываешься как бы в нулевой точке отсчета, как будто тебе стерли память.

-9

Как ей удается?!

Ловкость рук, и никакого мошенничества.

Все дело в том, что романы Кристи не просто механически хорошо сконструированы… А они, по большей части, выстроены великолепно, продумана и проработана каждая деталь сюжета. Агата всегда интересовалась новинками техники и методами расследования, благодаря работе фармацевтом хорошо разбиралась в ядах, понимала в медицине, археологии, баллистике – в общем, пресловутая «матчасть» в ее книгах всегда была на высоком уровне. Отсюда – любопытные, неординарные сюжеты, захватывающие истории.

Но это еще не все. В ее книгах всегда есть живые человеческие характеры, есть глубокое понимание человеческой психологии, мотивации. Есть эмоции, живые, неподдельные.

А еще – отличное владение языком и умение весьма хитроумно выстроить экспозицию и композицию. Вы помните сюжет «Убийства Роджера Экройда»? В этой книге Агата здорово посмеялась над «Декалогией» - «Десятью заповедями детективного романа» Рональда Нокса, сформулированными в 1929 году.

Правило номер 1: «Преступник должен быть упомянут в начале романа, но не должен быть человеком, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить».
-10

Леди Агата блестяще «расправилась» с этим правилом, сделав убийцей рассказчика. Симпатичный, но ненадежный, как выясняется в конце, рассказчик – изумительно! Всевозможные правила и ограничения лишь сильнее заостряют мысль гения – вот какой вывод можно сделать, наблюдая за тем, как из запретов у мастеров возникают новые идеи. А леди Агата – непревзойденный мастер, отличный драматург, чувствующий «биение жизни» как никто другой.

Кстати говоря, одна из самых «долгоиграющих» пьес английской сцены – тоже принадлежит ей (она написала не меньше 13 пьес и сценариев по своим произведениям и оригинальных). Ее пьеса «Мышеловка» не покидает театров Британии с 1952 года.

В общем, у Агаты Кристи имелся самый широкий арсенал инструментов, чтобы управлять читательским вниманием, манипулировать им, как искусный фокусник, сосредотачивая в нужный момент именно там, где это необходимо, чтобы история оставалась живой, а тайна – неразгаданной. До поры до времени.

Созданные «Королевой» тайны живут как цветы, которые раскрываются на заре и закрываются на закате, чтоб снова раскрыться утром. Они живут – в этом ее главный секрет.

-11