Найти в Дзене

«Крик» Эдварда Мунка: о чём на самом деле кричит эта картина?

Оглавление

Картина «Крик» Эдварда Мунка — один из самых узнаваемых образов в истории искусства. И вместе с тем — одно из самых загадочных и тревожных произведений, которое продолжают анализировать искусствоведы, психоаналитики и даже арт-терапевты.

Давайте разбираться, как и почему эта работа стала иконой человеческой тревоги и основой нового направления в искусстве.

Эдвард Мунк, «Крик». 1893
Эдвард Мунк, «Крик». 1893

Кто такой Эдвард Мунк

Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 году. Его детство было трагичным: мать умерла от туберкулёза, сестра — от той же болезни, отец стал религиозным фанатиком, ещё одна сестра провела всю жизнь в психиатрической клинике. Сам Мунк в детстве на год потерял дар речи — состояние, которое сегодня называют психогенным мутизмом. В то время психологии как науки ещё не существовало, и Мунк справлялся с тревожностью с помощью рисования.

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк

Картина «Больная девочка» (1886), вдохновлённая смертью сестры Софи, стала поворотным моментом в его творчестве. Позднее он скажет, что не интересуется «живописью, висящей в гостиных» — его волнуют душевная боль, одиночество, страх, болезни. Мунк был одним из первых, кто начал писать не то, что видит, а то, что чувствует.

Эдвард Мунк, «Больная девочка?. 1886
Эдвард Мунк, «Больная девочка?. 1886

Как возник «Крик»

В январе 1892 года Мунк записал в дневнике:

Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.

Этот эпизод стал основой картины, которую он сначала назвал «Отчаяние», а затем — «Крик природы» (Der Schrei der Natur). К этому сюжету он возвращался снова и снова. Множество версий «Крика» говорит о том, насколько важной была для художника эта тема. Мунк как будто не мог успокоиться, пока не выразил свою тревогу полностью.

Эдвард Мунк, «Отчаяние», 1892
Эдвард Мунк, «Отчаяние», 1892

Что мы видим на картине

В центре — бесполая и искажённая фигура, застывшая на мосту, с руками у лица и беззвучным криком. Позади неё — двое мужчин уходят прочь. За мостом — фьорд, холмы, закат. Небо пылает красными, оранжевыми и жёлтыми красками, и кажется, что оно вибрирует, как звуковая волна.

Этот вид — не вымышленный: в основе пейзажа лежит панорама Осло-фьорда с холма Экеберг. Рядом с этим местом находились скотобойня и психиатрическая больница, где лечилась сестра Мунка. Ассоциации с этими местами — с криками людей и животных — вкупе с тревогой и давящим «кровавым» пейзажем, оформились в эту картину.

Эдвард Мунк, «Крик». 1910
Эдвард Мунк, «Крик». 1910

Как написан «Крик»

Мунк использует не реалистические формы, а выразительные: кривые линии, спирали, вибрации цвета. Он работает с маслом, сангиной и пастелью, накладывая штрихи как волны. Цвета — неестественные: небо алое, вода сине-чёрная, мост жёлто-оранжевый. Всё это создаёт эффект тревоги, паники, ужаса.

Эта техника позволяет буквально «услышать» крик глазами. Перспектива, как воронка, затягивает внутрь. Линии пульсируют. Сочетание цветов напоминает тревожную вспышку. Картина превращается в визуальный звук.

Эдвард Мунк, «Крик» 1895 (пастель)
Эдвард Мунк, «Крик» 1895 (пастель)

Искажённая перспектива и уплощённость форм усиливают ощущение сна или кошмара. Линии теряют геометрическую чёткость, горизонт заваливается, опоры будто исчезают. Всё пространство начинает восприниматься как нестабильное и угрожающее — как отражение внутреннего состояния героя.

Кто кричит?

Кричит ли человек на переднем плане? Или природа вокруг него? Или он слышит крик Вселенной — и сходит с ума?

Персонаж — не «герой» в привычном смысле. У него нет возраста, пола, эмоций в лице. Его поза напоминает позу перуанской мумии, которую Мунк, вероятно, видел в Париже. Такие мумии изображают человека, сжавшегося в страхе или боли.

Таким образом, персонаж картины может быть не конкретным человеком, а образом страдания, знакомый человечеству с древности, универсальным образом тревоги и ужаса.

Эдвард Мунк, «Крик», 1895 (литография)
Эдвард Мунк, «Крик», 1895 (литография)

Почему «Крик» важен

Мунк говорил, что хочет писать не реальность, а «жизни, полные крови». Его не интересовало, как выглядит человек, — только то, что он чувствует. Он стремился не к точности изображения, а к выражению эмоции, которая поднимается из глубин подсознания. Так он стал предтечей экспрессионизма, направления, где на первый план вышло внутреннее, и которое на десятилетия изменило искусство.

Эдвард Мунк, «Меланхолия», 1894
Эдвард Мунк, «Меланхолия», 1894

Психологи и арт-терапевты видят в «Крике» универсальный образ. Крик — древнейшая форма коммуникации. Младенец кричит, не зная слов. Мы кричим, когда не можем выразить боль иначе. И именно этот немой крик, переданный через визуальный образ, делает работу Мунка понятной каждому.

«Крик» — зеркало времени

Картина родилась в эпоху переломов: в 1893 году мир вступал в XX век. Индустриализация, урбанизация, тревожность, одиночество. Происходили массовые миграции, исчезали профессии, рождались психоанализ и неврозы. Картина Мунка стала эмоциональным диагнозом своей эпохи — и предчувствием будущих катастроф.

Эдвард Мунк, «Тревога», 1894
Эдвард Мунк, «Тревога», 1894

Что значит этот крик сегодня

Он по-прежнему звучит. Мы узнаём в нём свою тревогу, страх, бессилие, одиночество. Картина Мунка — не о чём-то внешнем, а о том, что происходит внутри каждого. Поэтому она до сих пор остаётся актуальной.

Мунк не просто показал ужасы своего времени — он нашёл язык, на котором может говорить боль любого человека.

Эдвард Мунк, «Крик». 1893 (фрагмент)
Эдвард Мунк, «Крик». 1893 (фрагмент)