Картина «Крик» Эдварда Мунка — один из самых узнаваемых образов в истории искусства. И вместе с тем — одно из самых загадочных и тревожных произведений, которое продолжают анализировать искусствоведы, психоаналитики и даже арт-терапевты.
Давайте разбираться, как и почему эта работа стала иконой человеческой тревоги и основой нового направления в искусстве.
Кто такой Эдвард Мунк
Норвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 году. Его детство было трагичным: мать умерла от туберкулёза, сестра — от той же болезни, отец стал религиозным фанатиком, ещё одна сестра провела всю жизнь в психиатрической клинике. Сам Мунк в детстве на год потерял дар речи — состояние, которое сегодня называют психогенным мутизмом. В то время психологии как науки ещё не существовало, и Мунк справлялся с тревожностью с помощью рисования.
Картина «Больная девочка» (1886), вдохновлённая смертью сестры Софи, стала поворотным моментом в его творчестве. Позднее он скажет, что не интересуется «живописью, висящей в гостиных» — его волнуют душевная боль, одиночество, страх, болезни. Мунк был одним из первых, кто начал писать не то, что видит, а то, что чувствует.
Как возник «Крик»
В январе 1892 года Мунк записал в дневнике:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Этот эпизод стал основой картины, которую он сначала назвал «Отчаяние», а затем — «Крик природы» (Der Schrei der Natur). К этому сюжету он возвращался снова и снова. Множество версий «Крика» говорит о том, насколько важной была для художника эта тема. Мунк как будто не мог успокоиться, пока не выразил свою тревогу полностью.
Что мы видим на картине
В центре — бесполая и искажённая фигура, застывшая на мосту, с руками у лица и беззвучным криком. Позади неё — двое мужчин уходят прочь. За мостом — фьорд, холмы, закат. Небо пылает красными, оранжевыми и жёлтыми красками, и кажется, что оно вибрирует, как звуковая волна.
Этот вид — не вымышленный: в основе пейзажа лежит панорама Осло-фьорда с холма Экеберг. Рядом с этим местом находились скотобойня и психиатрическая больница, где лечилась сестра Мунка. Ассоциации с этими местами — с криками людей и животных — вкупе с тревогой и давящим «кровавым» пейзажем, оформились в эту картину.
Как написан «Крик»
Мунк использует не реалистические формы, а выразительные: кривые линии, спирали, вибрации цвета. Он работает с маслом, сангиной и пастелью, накладывая штрихи как волны. Цвета — неестественные: небо алое, вода сине-чёрная, мост жёлто-оранжевый. Всё это создаёт эффект тревоги, паники, ужаса.
Эта техника позволяет буквально «услышать» крик глазами. Перспектива, как воронка, затягивает внутрь. Линии пульсируют. Сочетание цветов напоминает тревожную вспышку. Картина превращается в визуальный звук.
Искажённая перспектива и уплощённость форм усиливают ощущение сна или кошмара. Линии теряют геометрическую чёткость, горизонт заваливается, опоры будто исчезают. Всё пространство начинает восприниматься как нестабильное и угрожающее — как отражение внутреннего состояния героя.
Кто кричит?
Кричит ли человек на переднем плане? Или природа вокруг него? Или он слышит крик Вселенной — и сходит с ума?
Персонаж — не «герой» в привычном смысле. У него нет возраста, пола, эмоций в лице. Его поза напоминает позу перуанской мумии, которую Мунк, вероятно, видел в Париже. Такие мумии изображают человека, сжавшегося в страхе или боли.
Таким образом, персонаж картины может быть не конкретным человеком, а образом страдания, знакомый человечеству с древности, универсальным образом тревоги и ужаса.
Почему «Крик» важен
Мунк говорил, что хочет писать не реальность, а «жизни, полные крови». Его не интересовало, как выглядит человек, — только то, что он чувствует. Он стремился не к точности изображения, а к выражению эмоции, которая поднимается из глубин подсознания. Так он стал предтечей экспрессионизма, направления, где на первый план вышло внутреннее, и которое на десятилетия изменило искусство.
Психологи и арт-терапевты видят в «Крике» универсальный образ. Крик — древнейшая форма коммуникации. Младенец кричит, не зная слов. Мы кричим, когда не можем выразить боль иначе. И именно этот немой крик, переданный через визуальный образ, делает работу Мунка понятной каждому.
«Крик» — зеркало времени
Картина родилась в эпоху переломов: в 1893 году мир вступал в XX век. Индустриализация, урбанизация, тревожность, одиночество. Происходили массовые миграции, исчезали профессии, рождались психоанализ и неврозы. Картина Мунка стала эмоциональным диагнозом своей эпохи — и предчувствием будущих катастроф.
Что значит этот крик сегодня
Он по-прежнему звучит. Мы узнаём в нём свою тревогу, страх, бессилие, одиночество. Картина Мунка — не о чём-то внешнем, а о том, что происходит внутри каждого. Поэтому она до сих пор остаётся актуальной.
Мунк не просто показал ужасы своего времени — он нашёл язык, на котором может говорить боль любого человека.