Замечательная мемориальная новость из Латвии! В пограничном латвийско-эстонском городе Валка/Валга сегодня, 15 августа, в присутствии пилотов латвийских военно-воздушных сил и родственников на могиле Яна Махлапу – русского лётчика эстонского происхождения, героя Первой Мировой войны, сражавшегося против германцев в небе над Ригой – был установлен памятник на кладбище Цимзес с латвийской стороны. А в музее на эстонской стороне в 17 часов ему была открыта памятная плита.
Ян Мартинович Махлапу (Jaan Mahlapuu, Jānis Mahlapū) родился 30 октября (9 ноября) 1894 года в городе Валк Лифляндской губернии в семье железнодорожника. Он был старшим ребёнком в многодетной семье. С началом Первой Мировой войны он вступил добровольцем в Русскую императорскую армию. В июле 1915 года, благодаря своей довоенной профессии – слесарь в паровозном депо – был зачислен в авиацию. После окончания учёбы в Пскове на механика Махлапу произвели в ефрейторы и направили под Ригу в 12-й авиационный отряд истребителей Северного фронта.
Георгиевский крест IV степени за №724505 достался старшему унтер-офицеру Махлапу за событие 3 ноября 1916 года. Тогда он вызвался охотником (то есть добровольцем) атаковать немецкий самолёт, корректировавший стрельбу своей артиллерии у острова Далена (Доле) на Западной Двине (Даугава), невзирая на то, что того сопровождал другой самолёт противника. Махлапу бесстрашно направил свой аппарат на корректировщика. Из-за технических проблем, он не смог открыть огонь из пулемёта по немцу, но своим маневрированием заставил того прекратить корректировку и поспешно улететь за линию своих окопов.
Георгиевский крест III степени старший унтер-офицер Махлапу получил уже за бой 26 февраля 1917 года. Действуя в паре с самолётом прапорщика Жеребцова, Махлапу атаковал немецкие самолёты, которые со стороны Олая (Олайне) совершали налёт на Ригу. Жеребцов заставил один самолёт противника свернуть с курса, после чего на высоте 2500 метров над островом Даленом Махлапу атаковал его и сбил. Немецкий аппарат упал у станции Рига-Сортировочная (Шкиротава), а его лётчики попали в плен к русским.
А 30 июня 1917 года Махлапу был произведён в прапорщики. К концу июля 1917 года на его счету было 40 боевых вылетов и шесть подтверждённых сбитых самолётов противника.
20 июля 1917 года в 8 часов 35 минут прапорщик Махлапу вылетел на перехват самолёта противника. К сожалению, сразу после взлёта произошла катастрофа: у самолёта сложилась правая часть бипланной коробки крыльев и он вошёл в неуправляемый штопор, а пилот погиб в результате удара о землю. Прощание с пилотом проходило в Риге, после чего на поезде он был доставлен в родной город Валк и 2 августа 1917 года похоронен на лютеранском кладбище.
На могиле Махлапу был установлен традиционный для русских военных авиаторов памятник: скрещённые пропеллеры истребителя, прикреплённые к деревянному шесту. Позже, после того как в 1924 году рядом был похоронен брат пилота Оскар Махлапу, на их могилах также были установлены скромные плиты из белого камня. Со временем деревянный памятник пропал...
И вот несколько лет назад Эвалдс Криевиньш (Ēvalds Krieviņš), латвийский отставной офицер и любитель военной истории, обнаружил могилу Яна и Оскара Махлапу. Могила была приведена в порядок, а потом Криевиньш решил установить памятник, похожий на первоначальный. Но для этого нужно было найти родственников лётчика. И ему это удалось!
В прошлую субботу памятник был установлен. А сегодня в полдень состоялось его торжественное открытие. С речью выступил Эвалдс Криевиньш – говорил по-латышски. Потом на эстонском выступил Петер Махлапу, один из родственников лётчика, внук его младшего брата. Также на открытие были и другие родственники, которые специально для этого приехали из Таллина. Также коротко, по делу, выступила представительница валкского самоуправления. Кроме того – знаменательно! – цветы возложили латвийские военные лётчики.
Как отметил Криевиньш, ничего удивительного, что сегодня латыши и эстонцы (а также русские общественники) почтили память нашего общего героя. Махлапу, конечно, воевал под российскими знамёнами, но против общего врага. Ведь для латышей и эстонцев в начале XX века, когда ещё не было независимых Латвии и Эстонии, война против кайзеровской Германии была важна, чтобы в случае её победы они не попали бы снова под зависимость от остзейских баронов, которые бы уже сделали всё, чтобы ассимилировать их. И, скажу уже от себя, так ли важно, какие акценты теперь расставляются по поводу героизма Махлапу, причин его участия в войне в составе Русской императорской армии, если, вопреки тенденции, сегодня в Латвии стало всё-таки на один воинский памятник больше. Памятник тому герою, георгиевскому кавалеру, который плечом к плечу воевал вместе с русскими товарищами против общего противника.
В планах у Криевиньша установка рядом информационной таблички, чтобы проходящие мимо знали, кто тут похоронен. И я всецело поддерживаю эту идею!