Найти в Дзене

"Статуя Зевса в Олимпии: бог, явившийся людям"

Олимпия. V век до нашей эры. Священная роща Альтис, где столетиями греки поклонялись богам, уже украшена храмами и сокровищницами. Но главный храм, посвященный Зевсу Громовержцу, кажется слишком скромным для владыки Олимпа. Жрецы шепчутся: как можно достойно восславить отца богов? И тогда рождается замысел, который навсегда изменит историю искусства.   Фидий: скульптор, призванный богами.  Афинский мастер Фидий к тому времени уже создал статую Афины Парфенос, украшавшую Парфенон. Его имя произносили с благоговением, а техника казалась божественной. Когда элейцы, хранители Олимпии, задумали создать статую Зевса, выбор пал на него.   Работа началась в 430-х годах до н. э. В мастерской рядом с храмом Фидий собрал команду лучших резчиков, литейщиков и художников. Материалы везли со всей Греции: слоновую кость из Африки, драгоценный эбеновое дерево, тонкие листы золота. Но главным чудом стал не материал, а замысел.   Зевс, восседающий на троне.   Статуя достигала 13 метров в высоту

Олимпия. V век до нашей эры. Священная роща Альтис, где столетиями греки поклонялись богам, уже украшена храмами и сокровищницами. Но главный храм, посвященный Зевсу Громовержцу, кажется слишком скромным для владыки Олимпа. Жрецы шепчутся: как можно достойно восславить отца богов? И тогда рождается замысел, который навсегда изменит историю искусства.  

Фидий: скульптор, призванный богами. 

Афинский мастер Фидий к тому времени уже создал статую Афины Парфенос, украшавшую Парфенон. Его имя произносили с благоговением, а техника казалась божественной. Когда элейцы, хранители Олимпии, задумали создать статую Зевса, выбор пал на него.  

Работа началась в 430-х годах до н. э. В мастерской рядом с храмом Фидий собрал команду лучших резчиков, литейщиков и художников. Материалы везли со всей Греции: слоновую кость из Африки, драгоценный эбеновое дерево, тонкие листы золота. Но главным чудом стал не материал, а замысел.  

Зевс, восседающий на троне.  

Статуя достигала 13 метров в высоту — даже храм пришлось перестраивать, чтобы вместить её. Зевс сидел на кедровом троне, инкрустированном черным деревом и самоцветами. В правой руке он держал Нику, богиню победы, выточенную из слоновой кости, а в левой — скипетр с орлом. Лик громовержца, обрамлённый золотыми кудрями, был одновременно грозным и милостивым.  

Но самое поразительное — это впечатление, которое статуя производила на зрителей. Говорили, что когда солнечный свет падал на золото и слоновую кость, казалось, будто сам Зевс вот-вот поднимется и заговорит. Античный писатель Павсаний позже записал легенду: когда Фидий закончил работу, он обратился к статуе с вопросом: «Доволен ли ты, о Зевс?» — и в ответ раздался удар грома, а пол храма треснул у ног скульптора.  

Судьба чуда: между поклонением и забвением.

  

Четыре столетия статуя Зевса оставалась символом Олимпии. Императоры и простые паломники приходили поклониться ей. Калигула, по слухам, хотел перевезти её в Рим, заменив голову Зевса своим изображением, но рабочим якобы явился сам бог, и те в ужасе разбежались.  

Но ничто не вечно. В IV веке н. э. Олимпия пришла в упадок. Христианские императоры запретили языческие культы, а храмы ветшали. Последнее упоминание о статуе относится к V веку: по одной версии, её перевезли в Константинополь, где она сгорела при пожаре, по другой — она погибла вместе с храмом от землетрясения.  

Эхо величия.

Сегодня от статуи не осталось и следа. Лишь раскопки в Олимпии открыли фундамент храма и мастерскую Фидия, где нашли инструменты и чашу с надписью: «Принадлежу Фидию». Современные реконструкции, основанные на древних описаниях, лишь отдалённо передают её былое величие.  

-2

Но легенда жива. Статуя Зевса Олимпийского стала символом невозможного — попытки человека создать совершенство, достойное богов. И хотя само изваяние исчезло, его образ продолжает вдохновлять, напоминая, что даже перед лицом вечности искусство способно бросить вызов времени.