Найти в Дзене
АвтоХанд

Автосалоны закрываются, остатки гниют на складах, дилеры теряют бизнес. Что происходит с рынком и чем это обернётся для обычных водителей?

Уже не первый месяц становится очевидно: ситуация на российском авторитейле далека от стабильной. И об этом говорят не только журналисты или эксперты — сами представители крупных дилерских компаний подтверждают: времена сейчас непростые. На днях наткнулся на интервью с генеральным директором «Рольф», опубликованное на канале «Коммерсанта». Если свести суть к главному, то сегодня на рынке наметились три серьёзные тенденции. Первая — традиционная схема работы дилера, когда автомобили закупаются заранее, а потом распродаются в салоне, стала нерентабельной. По словам гендиректора, в таком формате большинство автосалонов уходит в минус. Вторая — не все смогут адаптироваться к новым условиям. Значительная часть компаний, особенно мелких и средних, не выдержит давления, и нас ожидает волна закрытий или смены собственников. Продавать бизнес сейчас — не от хорошей жизни, и это понимают все, кто в теме. Третья — машины на складах ещё есть, но уходят они крайне медленно. Многие салоны до сих пор
Оглавление

Уже не первый месяц становится очевидно: ситуация на российском авторитейле далека от стабильной. И об этом говорят не только журналисты или эксперты — сами представители крупных дилерских компаний подтверждают: времена сейчас непростые.

На днях наткнулся на интервью с генеральным директором «Рольф», опубликованное на канале «Коммерсанта». Если свести суть к главному, то сегодня на рынке наметились три серьёзные тенденции.

Первая — традиционная схема работы дилера, когда автомобили закупаются заранее, а потом распродаются в салоне, стала нерентабельной. По словам гендиректора, в таком формате большинство автосалонов уходит в минус.

Вторая — не все смогут адаптироваться к новым условиям. Значительная часть компаний, особенно мелких и средних, не выдержит давления, и нас ожидает волна закрытий или смены собственников. Продавать бизнес сейчас — не от хорошей жизни, и это понимают все, кто в теме.

Третья — машины на складах ещё есть, но уходят они крайне медленно. Многие салоны до сих пор распродают прошлогодние, а то и позапрошлогодние автомобили. Планы автопроизводителей на 2025 год составляют около 1,6 млн новых машин, при этом уже накопленные остатки — примерно 700 тысяч. А прогноз по продажам — не более 1,15 млн. Простая арифметика: предложение почти втрое превышает спрос.

Что происходит в реальности?

События на рынке вполне подтверждают эти расчёты. Например, на продажу выставлен крупный автосалон на 88-м километре МКАД — некогда известная площадка, ещё принадлежащая «Торгмашу». Там продавались Lada, Chery, Sollers, УАЗ. Но теперь объект ищет нового владельца.

А крупная сеть «Ключавто» и вовсе закрыла все салоны в Ростове-на-Дону — городе, который раньше считался для неё ключевым. Выглядит всё это не как временные сложности, а как структурный сдвиг.

-2

Что в этом хорошего?

С одной стороны — для покупателей это шанс. Рынок очищается от дилеров, которые привыкли работать без оглядки на клиента: продав, исчезают. А те, кто действительно выстраивает долгосрочные отношения, останутся и, вероятно, станут сильнее.

«Рольф», например, уже активно развивает направление запчастей и станций техобслуживания. Скорее всего, другие игроки последуют по тому же пути: будут делать ставку на постгарантийное обслуживание, сервис и лояльность клиентов. Те, кто привык забывать о покупателе сразу после подписания договора, скорее всего, исчезнут.

Тем более, что сам процесс покупки автомобиля уже давно изменился. Машину сегодня можно заказать в пару кликов — хоть на маркетплейсе, хоть через банковское приложение. А к дилеру обращаются разве что для прохождения ТО. Так что роль дилера меняется — и не всем удастся встроиться в эту новую модель.

Есть и ещё один момент: развивая СТО, дилеры будут вынуждены пересматривать прайсы. Привычная история, когда простая операция вроде замены масла стоит 38 тысяч, больше не пройдёт. Конкуренция с обычными автосервисами заставит пересматривать подход. И уж точно коврики за 300 тысяч доживают свои последние дни.

-3

А теперь — о минусах

Если вы живёте в небольшом городе, риски серьёзные. Может случиться так, что дилер вашей марки просто исчезнет с карты региона. И придётся ехать за сотни километров, чтобы пройти обслуживание или решить гарантийный вопрос. Такие случаи уже были — к примеру, только за один квартал от бренда Kaiyi отказались около 30 партнёров.

А значит, вы можете купить машину, а через пару месяцев остаться без официального сервиса где-либо поблизости. Это уже не теория — это реальность, с которой сталкиваются автовладельцы в разных регионах.

Кроме того, не стоит думать, что с рынка уйдут исключительно слабые или некачественные дилеры. В нынешней ситуации могут закрыться и те, кто давал отличный сервис, но просто не выдержал финансовой нагрузки. В результате может остаться несколько крупных игроков, которым не придётся бороться за клиента — конкуренции нет, значит, и стимула меняться тоже.

А вы как думаете?

В какую сторону всё развернётся — покажет время. Один вариант — рынок очистится, и останутся только сильные. Другой — в живых останутся те, кто больше всех сэкономил на сервисе. Что в итоге лучше для покупателей?

Как всегда — поделитесь своими мыслями в комментариях.