Найти в Дзене
Полки Безумия

Не такой уж и "Экспериментальный Фильм" Джеммы Файлс

Насколько же благодатной стала для современных хоррор-писателей тема кино. Да и действительно, при должном подходе вариативность таких сюжетов стремится к бесконечности. Где-то кинопроизводство просто обычный инструмент создания атмосферы и погружения в неизвестное, как в "Судных Днях" Нэвилла или "Доме Листьев" Данилевского. А где-то сама незыблемая основа сюжета, вокруг которой все и крутится, как в недавно прочитанном мной "Ночном Кино" Пессл. В эту компанию недавно подтянулся еще и Пол Тремблей, родив в прошлом году роман "Хоррормейкеры", который тоже расскажет нам об очередном ужасающем экземпляре кинематографа. Его уже перевели, и он вот-вот появится на магазинных полках, обязательно заценим. Ну а сейчас, еще один автор, далеко не первый и не последний в этой цепочке сюжетов о кино, поведает нам историю о старинных канадских кинопленках, на которых пытались запечатлеть существо из восточно-европейского фольклора. Так, стоп. Что? Давайте по порядку. Луиз, бывший кинокритик и пре

Насколько же благодатной стала для современных хоррор-писателей тема кино. Да и действительно, при должном подходе вариативность таких сюжетов стремится к бесконечности. Где-то кинопроизводство просто обычный инструмент создания атмосферы и погружения в неизвестное, как в "Судных Днях" Нэвилла или "Доме Листьев" Данилевского. А где-то сама незыблемая основа сюжета, вокруг которой все и крутится, как в недавно прочитанном мной "Ночном Кино" Пессл. В эту компанию недавно подтянулся еще и Пол Тремблей, родив в прошлом году роман "Хоррормейкеры", который тоже расскажет нам об очередном ужасающем экземпляре кинематографа. Его уже перевели, и он вот-вот появится на магазинных полках, обязательно заценим.

Ну а сейчас, еще один автор, далеко не первый и не последний в этой цепочке сюжетов о кино, поведает нам историю о старинных канадских кинопленках, на которых пытались запечатлеть существо из восточно-европейского фольклора. Так, стоп. Что? Давайте по порядку.

Луиз, бывший кинокритик и преподаватель истории кино, ныне безработная, живет с мужем Саймоном и сыном Кларком в Торонто. Ее жизнь отмечена поисками призвания, депрессией, бессонницей, острой неуверенностью в себе и неверием в свои способности как матери ребенка с аутизмом. Но ей представился шанс обрести себя, исследовав биографию и наследие таинственной фигуры Айрис Уиткомб, снимавшей нетленку век назад и на основе полученного материала написав книгу, что принесет ей славу и глубокое жизненное удовлетворение. Но все оборачивается совершенно скверным образом, когда выясняется, что именно пыталась снять на пленку госпожа Уиткомб, а главное - зачем.

Для меня главная проблема этого романа заключается в самой главной героине Луиз - ее слишком много. Да, она отлично раскрыта, но она перетащила на себя все одеяло, поэтому остальные персонажи - ее мать, помощница и муж - просто набор функций, основная из которых всегда поддерживать и помогать, чего бы это им всем ни стоило. Из-за этого экспозиция занимает чуть ли не целую первую половину объема романа, а это значит, что сюжет в этой половине не будет двигаться ровно никак. Я люблю длинные экспозиции, если они все же относятся непосредственно к сюжету, но тут получается, что мы знакомимся с семьей главной героини, ее окружением, погружаемся в ее проблемы, прошлые и настоящие, в историю кино и тонкости его производства, в нюансы работы кинокритика и в черт знает что еще, но только КРОМЕ СЮЖЕТА. С другой стороны я очень люблю кино и рад почитать что-то новое и интересное на тему "behind the scenes" со стороны человека, вращающегося в этой кухне, но мы тут вообще-то книгу из серии "Мастера Ужасов" читаем, хочется напряжения там, атмосферы, вот этого всего.

Во второй половине как раз ситуация в этом плане начинает исправляться, но тут на первый план выезжает проблема другая - основной антагонист, в которого почти не веришь. Я понимаю, что вампирами, зомби, призраками и прочими демонами народ уже не слишком напугаешь, поэтому приходится искать более экстравагантные варианты монстрятников. Но блин, полудница из славянской мифологии ощущается как очень странный выбор и, кажется, пришита сюда белыми нитками. Из восточно-европейских легенд мы знаем, что она ассоциируется с бескрайними пшеничными (и не только) полями в полуденный зной, при этом наша главная героиня даже никогда не посетит подобных локаций. Поэтому в романе нас ждет также длинная подводка, каким образом дама из Канады стала одержима этим существом. Когда читаешь эти вводные, которые были давно, да к тому же далеко от нынешнего места действия, испаряется любое ощущение какого-либо напряжения.

Но на самом деле я намеренно умолчал в начале еще об одном романе, на который концептуально "Экспериментальный Фильм" и похож больше всего, ведь все познается в сравнении. И снова я возвращаюсь к тебе, "Усмешка Тьмы" Рэмси Кэмпбелла! Я и сам удивлен, насколько это очевидно. Судите сами:

  • В обоих романах главные герои - кинокритики.
  • В обоих романах главные герои испытывают трудности с самореализацией.
  • В обоих романах главные герои пытаются решить эту проблему получением призвания через написание своей книги.
  • Объект исследования главных героев в обоих романах - странноватые, окутанные тайной персоны, напрямую относящиеся к производству кино.

Вот только "Усмешка Тьмы" четко осознает чем является и практически сразу окунает читателя в нездоровую атмосферу жуткого кинематографа, смешанную с психологически нестабильным внутренним миром персонажа-исследователя. Да, вы правильно поняли, там тоже главный герой и его проблемы всегда на первом плане, и, главное, я верю, что его история по-настоящему происходит, потому что всецело вовлечен в нее, автор просто не дает расслабиться, погружая главного героя на все новые и новые уровни абсурда. В "Фильме" даже все необъяснимые и паранормальные события рассматриваются в ретроспективе, они уже произошли, и мы как будто знакомимся со сводным отчетом по ним. Такое меня точно не цепляет, а во время экспозиции, оторванной от сюжета я иногда откровенно скучал.

Так есть же в творении Файлс что-то хорошее? Несомненно! Это и размеренное плавное, а главное - достаточно логичное повествование без острых углов, отличная эрудиция писательницы по матчасти кино и смежных с ним областей, много качественной рефлексии по поводу семейных отношений, учитывая ребенка с особенностями в развитии. Да и в целом это очень крепкая книга, вот только в "Мастерах Ужасов" она явно лишняя. Вот такие противоречивые чувства у меня оставил этот "Фильм".

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.