Найти в Дзене
Евгений Р. о космосе

"Ракетный барон": Марсианский и лунный проекты Вернера фон Брауна

(из  книги Антона Первушина "Битва за звезды") Вернер фон Браун главный конструктор первой в мире немецкой боевой баллистической ракеты А-4. В Третьем рейхе можно было заниматься ракетостроением, но нельзя было мечтать о космических полетах. Немецкий и американский научный писатель Вилли Лей* рассказывает следующую историю: «Рано утром 15 марта 1944 года Дорнбергеру из Берхтесгадена (резиденция Гитлера) позвонил генерал Буле. Дорнбергеру было приказано немедленно явиться в Берхтесгаден к фельдмаршалу Кейтелю. Когда он туда прибыл, Буле сообщил ему, что доктор фон Браун и инженеры Клаус Ридель и Гельмут Греттруп арестованы гестапо. На следующий день Кейтель разъяснил Дорнбергеру, что арестованные, вероятно, будут казнены, так как обвиняются в саботаже разработки проекта ракеты А-4. Был якобы подслушан их разговор о том, что работа над ракетой А-4 ведется ими по принуждению, тогда как их заветной целью являются межпланетные путешествия. Арестованные были освобождены благодаря заявлению Д

(из  книги Антона Первушина "Битва за звезды")

Вернер фон Браун (из открытых источников)
Вернер фон Браун (из открытых источников)

Вернер фон Браун главный конструктор первой в мире немецкой боевой баллистической ракеты А-4.

В Третьем рейхе можно было заниматься ракетостроением, но нельзя было мечтать о космических полетах.

Немецкий и американский научный писатель Вилли Лей* рассказывает следующую историю:

«Рано утром 15 марта 1944 года Дорнбергеру из Берхтесгадена (резиденция Гитлера) позвонил генерал Буле. Дорнбергеру было приказано немедленно явиться в Берхтесгаден к фельдмаршалу Кейтелю. Когда он туда прибыл, Буле сообщил ему, что доктор фон Браун и инженеры Клаус Ридель и Гельмут Греттруп арестованы гестапо. На следующий день Кейтель разъяснил Дорнбергеру, что арестованные, вероятно, будут казнены, так как обвиняются в саботаже разработки проекта ракеты А-4. Был якобы подслушан их разговор о том, что работа над ракетой А-4 ведется ими по принуждению, тогда как их заветной целью являются межпланетные путешествия.

Арестованные были освобождены благодаря заявлению Дорнбергера под присягой, что эти люди необходимы для завершения работ над проектом ракеты А-4».

Эту же историю, но своими словами пересказывает и Альберт Шпеер. Значит, было. Гестапо, конечно, стояло на страже интересов рейха: как это, в то время как вся нация, не покладая рук, трудится во имя великой победы, эти прожектеры и, с позволения сказать, интеллигенты собираются удрать на Марс.

Вернер фон Браун предупреждению внял и больше на тему полетов к другим мирам не высказывался. Но он и его сотрудники, видимо, мыслей о космосе не оставляли.

Об этом в своих мемуарах свидетельствует и руководитель ракетной программы Вальтер Дорнбергер. (Антон Первушин, Санкт-Петербург © «Секретные материалы 20 века» №12(216)): «Сколько ценнейшего опыта могло бы получить человечество, когда ракета поднималась в почти безвоздушное пространство! Какой кладезь знаний она могла доставить! Я могу представить, с каким напряженным ожиданием метеорологи, физики и астрономы будут ждать ее первого полета за пределы стратосферы и ионосферы. Ведь мы обладаем очень скудными знаниями о внешней оболочке нашей маленькой планеты — они построены главным образом на догадках и предположениях! Еще задолго до войны мы рассматривали наши ракеты как возможное средство изучения верхних слоев атмосферы. Мы связались с профессором Регенером из Штутгарта, надеясь, что он займется изучением космической радиации на больших высотах. Метеорологи армии и авиации сконструировали и создали записывающую аппаратуру, которую можно было спускать на парашютах. Они постоянно интересовались у нас о возможностях проведения экспериментов с помощью наших ракет.»

Сдавшись вместе со своими ближайшими соратниками, получив прощение за свое членство в СС и ассимилировавшись в США фон Браун смог наконец начать выступать со своими по-настоящему космическими проектами, которыми увлекался еще со школы.

Первые заметки были им озвучены в виде докладов на Первом симпозиуме по проблемам космического полета, проходившем 12 октября 1950 года в Планетарии Нью-Йорка. В своем докладе фон Браун упомянул, что размышляет над своим проектом давно – с середины войны. В США уже в 1946 году он делал для армии США расчет применимости баллистической ракеты «А-12» для вывода полезных грузов (в том числе обитаемой капсулы с космонавтом) на орбитальную высоту. Впоследствии эти расчеты стали основой для его проекта космической системы под условным наименованием «Von Braun» («Фон Браун»), состоявшую из двухступенчатой ракеты-носителя и орбитального самолета.

Свой марсианский проект фон Браун опубликовал в 1952 году в полуфантастическом романе "Марсианский проект" ("Das Marsproject"). С цифрами и описаниями. Через год роман был переведен на английский.  Удивительное замечание автора в качестве наверно подтверждения своей большей нацеленности на невоенный аспект ракетной техники: в предисловии написано, что все расчёты сделаны в 1948 году.

22 марта и 25 октября 1952 года материалы книги и расчеты были изданы в материалах симпозиума под общим заголовком «Скоро человек победит космос» в популярном американском журнале «Кольерс» и привлекли внимание широкой публики во многом благодаря прекрасным иллюстрациям Чеслея Бонестелла, на которые до сих пор опираются художники и кинорежиссеры для иллюстрации фантастических идей, выдвигаемых специалистами по космонавтике и ракетной технике. По утверждению самих американцев, эта публикация была важнейшим шагом в деле популяризации космических полетов на земле Америки.

Итак, что же за проект предлагал Вернер фон Браун?

Марсианская ракета фон Брауна (из открытых источников)
Марсианская ракета фон Брауна (из открытых источников)

Освоение космоса, по фон Брауну, (так как предлагал и К.Э.Циолковский) следовало начать со строительства тороидальной орбитальной станции, которой будет придано вращение для создания внутри искусственной силы тяжести. Станцию, на которой будут постоянно жить 80 человек, планировалось использовать или как заатмосферную обсерваторию, или как ракетно-ядерную базу для нанесения внезапных ударов из космоса. Конструктор оценивал ее стоимость в 4 миллиарда долларов (что эквивалентно, примерно, нынешним  $44 миллиардам).

Станция нужна еще и для того, чтобы оказать поддержку лунной экспедиции, которая должна состояться не позднее 1977 года. Для того, чтобы экспедиция себя оправдала, на Луну следует отправить как минимум команду из 50 астронавтов (?!), которые пробудут на поверхности естественного спутника Земли по меньшей мере шести недель. Вся эта толпа исследователей высадится на поверхность Луны на трех посадочных модулях, развернет базу и начнет активно изучать окрестности, используя три больших гусеничных вездехода.

Понятно, что для обеспечения столь масштабной экспедиции потребуется соответствующий «лунный корабль». Этот корабль следует начинать собирать на орбите за полгода до отправки экспедиции. Каждый день два грузовых корабля многоразового использования «Saturn Shuttle» (по внешнему виду очень похожих на старую добрую ракету «A-4b», только сильно увеличенную в размерах) должны выводить не менее 70 т грузов на орбиту рядом со станцией, где и будет собираться «лунник». В конце концов должен получиться чудовищно огромный корабль весом в 4370 т, длиной 49 м, с максимальным диаметром корпуса 33,5 м. Всю эту махину должны были сдвинуть с орбиты 30 мощных двигателей. На самом верху корабля находился сферический модуль с экипажем диаметром 10 м. Внутреннее помещение модуля разбито на пять палуб: мостик, центр управления системами корабля, каюты, хранилище (трюм) и блок спецоборудования (СЖО и аккумуляторные батареи).

Несмотря на масштабность проекта лунной экспедиции, Вернер фон Браун оценивал ее стоимость весьма скромно: в 300 миллионов долларов (примерно 3,5.миллиарда в нынешних деньгах)

Еще через два года, в выпуске журнала «Кольерс» от 30 апреля 1954 года, был опубликован расширенный проект освоения космического пространства, включающий и экспедицию на Марс, информация о которой в предыдущих номерах была довольно скудна. Как выяснилось, разница между «лунным проектом» и «марсианским проектом» состоит только в размерах корабля.

Таковы были планы "ракетного барона" Вернера фон Брауна в американский период его жизни. Планы эти воплощены не были. Нужно сказать, что в начале ему откровенно не доверяли и ему не пришлось непосредственно участвовать в становлении американской космической отрасли - запускать первые американские спутники, астронавтов-одиночек. Впрочем, все же, ему удалось реализовать проект суперракеты "Сатурн-5", принесшую его новой родине пальму первенства в Лунной гонке.

*Немецкий и американский ученый Вилли Лей, исследователь, писатель и популяризатор науки, один из наиболее последовательных ранних сторонников идеи пилотируемых космических полётов.

Продолжить просмотр