После того как к власти в Германии пришли нацисты, стало ясно: мировая война неизбежна. Агрессивные намерения Гитлера и его соратников не были секретом для европейских политиков. Все понимали: Вторая мировая превзойдет Первую и по масштабам, и по изощренности военных технологий. Большие надежды возлагались на боевые ракеты.
Романтик из военного министерства
Считалось — по крайней мере, теоретически, — что ракеты с жидкостными двигателями могут поражать противника на гораздо большем расстоянии, чем артиллерия. К тому же теория утверждала, что ракеты практически неуязвимы в полете.
Потому в 1930 году при военном министерстве Германии был создан ракетный отдел. Возглавил его полковник Карл Беккер. Возложенная на него задача в те годы казалась практически невыполнимой. Ни один технический институт в Германии не вел работу в области ракет. Не занималась этим и промышленность.
Ассистентом Беккера стал капитан Вальтер Дорнбергер. Именно он уговорил своего знакомого — доктора Хейланда, хозяина завода по производству промышленных газов, — сконструировать небольшой жидкостный ракетный двигатель, чтобы применять его для испытания различных топливных смесей.
Для испытаний на артиллерийском полигоне в Куммерсдорфе, в 27 км южнее Берлина, оборудовали экспериментальную станцию «Куммерсдорф — Запад». Ее начальником был назначен Вальтер Дорнбергер. А первым гражданским служащим стал молодой талантливый конструктор Вернер фон Браун.
Еще в детстве он прочел книгу Германа Оберта «Ракета в межпланетное пространство», которая произвела на него огромное впечатление. Позже фон Браун вспоминал: «Это была цель, которой можно было посвятить всю жизнь! Не только наблюдать планеты в телескоп, но и самому прорваться во Вселенную, исследовать таинственные миры. Я понял тогда, какие чувства могли владеть Колумбом!»
К началу 1930-х годов фон Браун закончил два университета и, несмотря на молодость, прекрасно разбирался в ракетной технике. Однако постройка космических ракет — дело затратное. Гражданские структуры не могли привлечь необходимые средства. И тогда молодой романтик отправился к полковнику Беккеру.
1 ноября 1932 года он приступил к работе в Куммерсдорфе. Поначалу весь штат станции состоял из механика Генриха Грюнова, с которым они трудились вдвоем. Причем фон Браун, несмотря на баронский титул, никогда не гнушался черной работы.
Ракета для Гитлера
В 1933-м была спроектирована полноразмерная ракета «Агрегат-1», или «А-1». Спустя год появились еще две ракеты типа «А-2», названные в шутку «Макс» и «Мориц» — по именам двух популярных в Германии комиков. Их запустили незадолго до рождественских праздников. Обе поднялись на высоту 2 км.
Следующая ракета была названа «А-3». Территория испытательной станции в Куммерсдорфе оказалась недостаточной. Под новый полигон фон Браун выбрал остров Узедом на Балтике, расположенный недалеко от устья реки Пене, близ рыбацкого поселка Пенемюнде.
К этому времени уже был спроектирован, построен, испытан и окончательно доработан новый двигатель, работавший на 75-процентном этиловом спирте и жидком кислороде.
Однако и это был не предел. В докладной записке, направленной в министерство, Вернер фон Браун утверждал: «Ракета на жидком топливе, предназначенная для использования в военных целях, будет в два раза длиннее и тяжелее, чем “А-3”».
Результаты впечатлили немецкое командование. Было решено создать новую испытательную станцию. На разработку ракетного оружия выделили 20 млн. марок.
Хотя новая станция и получила название «Армейская экспериментальная станция Пенемюнде», ее хозяевами были и сухопутная армия, и ВВС.
Армейцам отвели лесистую часть острова восточнее озера Кельпин. Ее назвали «Пенемюнде — Восток». Представители ВВС облюбовали себе пологий участок к северу от озера, где можно было построить аэродром. Эта часть получила название «Пенемюнде – Запад».
Станция «Пенемюнде — Восток» находилась в подчинении Управления вооружений сухопутных войск, а «Пенемюнде — Запад» — в ведении отдела новых разработок Министерства авиации.
Командование вермахта не жалело средств на невиданное оружие. Строительство станции Пенемюнде велось с размахом.
Возводились заводские цеха, станция серийных испытаний, экспериментальная лаборатория, завод по производству жидкого кислорода, электростанция.
На северной стороне острова укладывали плиты аэродромного покрытия, строили стартовые площадки, стенды. Южнее располагался городок для научно-технического персонала. В отдалении собирали бараки для рабочих.
Через остров проложили железные и шоссейные дороги. Неподалеку, на материке, начала работу мощная радиостанция.
Заказы для ракетного центра выполняли крупнейшие промышленные фирмы Германии...
Испытательные запуски четырех ракет «А-3» были проведены зимой 1937 года. Двигатели работали в соответствии с расчетами, но система наведения не оправдала надежд.
Уже в то время, когда ракета «А-3» находилась в стадии проектирования, Вернер фон Браун задумал создать гораздо большую ракету, которая в дальнейшем стала известна как ракета «А-4» — «Ракета Гитлера».
Недоверчивый фюрер
В марте 1939 года полигон в Куммерсдорфе посетил сам Адольф Гитлер. Фюреру показали диаграммы и чертежи, а Дорнбергер, имевший уже звание полковника, доложил о работе станции. Фон Браун прочитал техническую лекцию, после чего Гитлера пригласили на испытательную площадку и продемонстрировали образцы ракет. Некоторые из них были даже запущены.
Во время объяснений Гитлер ничего не говорил. Это удивило сотрудников станции, которые знали, что обычно при показе нового артиллерийского орудия или танка фюрер проводил около них по часу и больше, задавая вопросы и вникая в подробности.
После ленча Гитлер уехал, сухо поблагодарив хозяев за показ...
Можно было подумать, что Гитлер забыл о ракетной программе. Однако очень скоро выяснилось обратное. Выступая на митинге в Данциге 19 сентября 1939 года, фюрер заявил, что «возможно, очень скоро наступит момент, когда мы сможем применить такое оружие, которое не смогут применить против нас».
То есть сама идея Гитлера увлекла, но он привык опираться на свой опыт фронтовика Первой мировой войны и, по-видимому, не верил, что в обозримом будущем из ракет можно будет получить достаточно эффективное оружие. И был совершенно прав...
По мере развития военных действий немецкой промышленности требовались все более значительные средства для производства боевой техники. Огромные расходы, уходившие на разработку ракетного оружия, стали вызывать раздражение у руководства Третьего рейха и у Гитлера. Он все более склонялся к мнению, что вряд ли удастся запустить ракеты в серийное производство в ближайшие годы.
В ноябре 1939 года опьяненные легкой победой над Польшей и окрыленные бездействием Англии и Франции нацистские лидеры полагали, что смогут выиграть войну гораздо раньше, чем ракеты поступят на вооружение. Потому Верховное главнокомандование вермахта наполовину сократило ассигнования на «А-4».
Летом 1940 года, после победы над Францией, все средства бросили на подготовку нападения на СССР. И проект «А-4» был вычеркнут из списка приоритетных.
Снижение ассигнований, нехватка материалов, технические трудности задерживали работу. Но все же летом 1942 года команда фон Брауна выпустила опытные образцы новой ракеты.
«А-4», запущенная в серийное производство, производила впечатление. Длина — 14,3 метра. Диаметр — 1,65 метра. Размах стабилизаторов — 3,55 метра. Стартовый вес — 12 700 кг. Вес топлива — 8 760 кг.
Камень с сердца фон Брауна
Первый экспериментальный запуск состоялся 13 июня 1942 года в присутствии министра вооружений Альберта Шпеера. Зрелище было столь эффектным, что и через 25 лет Шпеер вспоминал о нем с благоговением:
«13 июня 1942 года со мной в Пенемюнде вылетели начальники управлений вооружений всех трех родов войск вермахта, чтобы присутствовать при запуске первой дистанционно управляемой ракеты.
В просеке соснового бора мы увидели установленный безо всяких поддерживающих конструкций, устремленный в небо снаряд высотой с четырехэтажный дом. В этом было что-то нереальное.
Полковник Дорнбергер, Вернер фон Браун, весь штаб и мы с напряженным интересом ожидали результата.
Мне было известно, какие надежды связывал с этим экспериментом молодой изобретатель. Для него и его коллектива эта разработка служила прежде всего не совершенствованию вооружений, а прорыву в мир техники будущего.
Легкий дымок говорил о том, что емкости горючего уже заправлены. В пусковую секунду, сначала как бы нехотя, а затем с нарастающим рокотом рвущего оковы гиганта ракета медленно отделилась от основания, на какую-то долю секунды, казалось, замерла на огненном столбе, чтобы затем с протяжным воем скрыться в низких облаках.
Лицо Вернера фон Брауна сияло от счастья. Я же был просто потрясен этим техническим чудом — опровержением на моих глазах привычного закона тяготения: без всякой механической тяги вертикально в небо вознеслись 13 тонн груза!
Специалисты принялись объяснять нам, на каком расстоянии сейчас должен находиться снаряд, когда через полторы минуты послышался стремительно нарастающий вой, и ракета упала где-то неподалеку.
Мы окаменели. Взрыв ухнул примерно в километре от нас. Как мы узнали позднее, отказало управление. Но создатели ракеты были удовлетворены, потому что удалось разрешить самую сложную проблему — отрыв от земли...»
Тем не менее запуск был признан неудачным.
Второе испытание состоялось через два месяца — 16 августа 1942 года. Сначала все шло хорошо, и в тот день «А-4» стала первой в мире ракетой, преодолевшей скорость звука. Однако в полете у нее оторвало носовой конус, и «А-4» разрушилась, не выполнив программу.
Потому, прежде чем запустить третью ракету, ученые провели доработки и всевозможные испытания.
Запуск произвели 3 октября 1942 года. День был ясный. Время запуска — полдень. После проверки ракеты и ее двигателя раздалась команда: «Внимание! Запал! Первая ступень!» И — немного погодя: «Главная ступень!»
Со страшным грохотом «А-4» поднялась в воздух. Она летела над Балтийским морем параллельно береговой линии. Голос из громкоговорителя мерно отсчитывал секунды после старта: «...18, 19, 20...»
Через 58 секунд после старта подача топлива в двигатель ракеты была прекращена сигналом по радио. Двигатель перестал работать. Но по инерции ракета поднялась еще выше — примерно до 48 км.
По случаю долгожданной удачи был устроен банкет. А у стартовой площадки водрузили большой валун с надписью: «3 октября 1942 года этот камень упал с моего сердца. Вернер фон Браун».
Подземный завод смерти
Работая на армию, Вернер фон Браун все же не забывал о своей главной цели.
По его приказу 17 февраля 1943 года работники Пенемюнде запустили «А-4» с серийным номером 12 вертикально вверх, чтобы узнать ее потолок. Ракета достигла отметки 192 км (по другим источникам — 196,5 км), преодолев таким образом незримую границу космоса и став первым космическим аппаратом, созданным на Земле.
Однако серьезные космические исследования в Третьем рейхе не проводились. Об этом в своих мемуарах свидетельствует и руководитель ракетной программы Вальтер Дорнбергер.
«Сколько ценнейшего опыта могло бы получить человечество, когда ракета поднималась в почти безвоздушное пространство! Какой кладезь знаний она могла доставить!
Я могу представить, с каким напряженным ожиданием метеорологи, физики и астрономы будут ждать ее первого полета за пределы стратосферы и ионосферы. Ведь мы обладаем очень скудными знаниями о внешней оболочке нашей маленькой планеты — они построены главным образом на догадках и предположениях!
Еще задолго до войны мы рассматривали наши ракеты как возможное средство изучения верхних слоев атмосферы. Мы связались с профессором Регенером из Штутгарта, надеясь, что он займется изучением космической радиации на больших высотах. Метеорологи армии и авиации сконструировали и создали записывающую аппаратуру, которую можно было спускать на парашютах. Они постоянно интересовались у нас о возможностях проведения экспериментов с помощью наших ракет.
Нам приходилось им отказывать. Ракеты были нужны все до единой — перед нами стояла цель справиться с собственными техническими трудностями. Нам казалось, что в военное время использование ракет на передовой линии более важно, чем исследования, какими бы важными и интересными они ни были с научной точки зрения...»
Ракеты создавались, чтобы нести смерть и разрушение. Об этом очень скоро узнали враги Германии.
Весной 1942 года английская разведка получила информацию о том, что Пенемюнде является важнейшим военным объектом. Один из разведывательных самолетов английских ВВС сделал фотоснимок, на котором было изображено что-то, похожее на небольшой самолет на наклонной пусковой установке.
Вечером 17 августа 1943 года над Балтийским морем были сконцентрированы крупные силы английской авиации. Немцы узнали об этом, но сделать ничего не успели.
Ночью Пенемюнде подвергся налету. Более 300 тяжелых бомбардировщиков сбросили 1 500 тонн фугасных и огромное количество зажигательных бомб. Основной удар пришелся по району гавани с электростанцией и заводом по производству жидкого кислорода.
Потери составили 735 человек. Погиб доктор Вальтер Тиль, руководивший разработкой двигателей для ракеты «А-4». Чудом остался жив и сам Вернер фон Браун, бросившийся спасать документы из горящего здания.
В результате хаоса, возникшего после атаки, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, желавший контролировать весь сектор вооружений Германии, прибрал к рукам и этот важнейший проект.
Доверенным человеком Гиммлера в ракетной программе стал генерал-майор СС Ганс Каммлер — автор идеи концентрационных лагерей в целом и газовых камер Освенцима в частности.
22 августа Гиммлер прибыл в ставку фюрера «Волчье логово». Совместное совещание с Гитлером и Шпеером продолжалось до вечера. Гиммлер предложил Шпееру свою «помощь».
Ночью Шпеер записал: «Исходя из этого предложения, фюрер приказывает, чтобы совместно с рейхсфюрером СС и привлекая рабочую силу, которую можно получить в его концентрационных лагерях, были приняты все меры по скорейшему строительству заводов по производству “А-4”, а также возобновлению производства самой ракеты “А-4”...»
По распоряжению Гитлера производство в Пенемюнде решено было считать временным — до тех пор, пока выпуск ракет не будет налажен на заводах, находящихся вне досягаемости воздушных налетов, — в пещерах и бункерах.
Строительство такого завода, получившего название «Миттельверк», велось руками военнопленных, политзаключенных и насильственно угнанных в Германию жителей различных стран. Когда завод вошел в строй, на производстве ракет работали свыше 40 000 заключенных.
Лагерь «Дора-Миттельбау», где размещались рабочие подземного завода — русские, поляки, чехи, французы, югославы, итальянцы, немцы, — по жестокости обращения и невыносимым условиям труда стоял в одном ряду с Бухенвальдом и другими нацистскими фабриками смерти.
Все знали, что узники никогда не покинут подземный секретный объект, дабы не разгласить тайну нового оружия...
«Возмездие» не состоялось
8 сентября 1944 года немцы запустили с территории Голландии первую ракету «А-4», которую министр пропаганды Геббельс окрестил «Фау-2» (от немецкого слова «Фергелтунг» — «Возмездие»).
В официальном английском докладе этот первый обстрел Лондона тяжелыми баллистическими ракетами описан следующим образом.
«Приблизительно в 18 часов 40 минут 8 сентября 1944 года лондонцы, возвращавшиеся домой с работы, были сильно удивлены резким звуком, который очень походил на отдаленные раскаты грома.
В 18 часов 43 минуты в Чизвике упала и взорвалась ракета, убив троих и тяжело ранив еще около 10 человек. Через 16 секунд после первой недалеко от Эппинга упала другая ракета, разрушив несколько деревянных домов, но не вызвав никаких жертв.
В течение дальнейших десяти дней ракеты продолжали падать с интенсивностью не более двух ракет в день.
17 сентября союзники предприняли воздушно-десантную операцию в низовьях Рейна у Арнема. Вследствие этого германское Верховное командование передвинуло ракетные части в восточном направлении, и со следующего дня ракетные удары по Лондону временно прекратились.
За этот период по Англии было выпущено 26 ракет, причем 13 из них упали внутри лондонского района обороны...»
Однако обстрелы Англии не принесли желаемого результата. Количество жертв и ущерб оказались небольшими. Не было и стратегической внезапности, так как англичане к этому времени уже знали боевые возможности «А-4» и принимали меры противодействия и защиты.
Правда, сохранялась тактическая внезапность. Малое время полета «Фау-2» не позволяло своевременно предупредить население о ее подлете (время предупреждения — 1 минута), а большое рассеивание ракет лишало возможности рассчитать места их падения.
В начале октября 1944 года запуски «Фау-2» велись из районов Гааги и Ставерена по городам восточной Англии и Бельгии. Однако 12 октября Гитлер приказал сосредоточить удары баллистических ракет по Лондону и Антверпену — главной базе снабжения американо-английских войск...
За период с сентября 1944 года по март 1945 года в боевые ракетные подразделения было направлено 5 800 «Фау-2». Однако почти 1 500 из них не дошли до стартовых столов — из-за технических неисправностей, отсутствия топлива и действий авиации союзников.
За это время были осуществлены тысячи боевых пусков по городам Англии и Бельгии. Однако эффективность этих запусков оказалась крайне низкой. Только 75% ракет достигли Англии и 37% — Лондона.
В месяц по Лондону запускали 200 «Фау-2». Из них долетали 150. И за счет рассеивания только половина — 75 ракет — разрывалась в пределах Лондона.
Попытки гитлеровского командования компенсировать технические недостатки «Фау-2», увеличив их количество, не увенчались успехом. Кроме того, с потерей территорий все больше ощущался недостаток ракетного топлива — спирта и кислорода.
Поставить Англию на колени массированным применением ракетного оружия не удалось...
В конце января 1945 года в связи со стремительным наступлением советских войск в ходе Висло-Одерской операции руководство ракетного центра и завода в Пенемюнде получило приказ эвакуировать его в Нордхаузен.
В первых числах февраля автопоезд, состоявший из 3 000 автомашин и прицепов, под охраной эсэсовцев двинулся через Померанию к горам Гарца. Десятки ракетных специалистов, огромное количество технической документации, образцы ракетного оружия и ценное оборудование — все было вывезено с острова.
Остров Узедом был занят 5 мая 1945 года войсками Второго Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. Ракетный центр Пенемюнде взяли штурмом подразделения майора Анатолия Вавилова.
Антон Первушин, журналист
Санкт-Петербург
© «Секретные материалы 20 века» №12(216)