Найти в Дзене
Жизнь в движении

Анадырь: Как живут в самом удалённом, восточном и дорогом городе России

Оглавление

Представьте себе город, где до ближайшей железной дороги — пара тысяч километров, где настоящее лето длится не больше месяца, а цены на продукты питания и жильё в несколько раз превышают московские.

Здесь пакеты молока становятся достопримечательностью, а обычная «хрущевка» может стоить дороже квартиры в центре мегаполиса. Это Анадырь — столица Чукотки, самый восточный город России и Евразии. Город, где до Аляски ближе, чем до ближайшего российского города.

Я расскажу вам, как здесь живут люди, почему они не спешат уезжать, какова романтика настоящего Севера и почему Анадырь — это особое место на карте нашей страны.

-2

История города

Анадырь, основанный в 1889 году как Ново‑Мариинск, получил свое современное имя лишь в 1934 году. Становление города шло на фоне борьбы с природой и геополитического напряжения: здесь, на берегу Анадырского лимана, формировались опорные пункты советской обороны и стартовали амбициозные проекты по освоению ресурсов Севера.

В конце XIX века это место было скорее транспортным узлом для торговых караванов между морем и тундрой — месторождения золота и серебра заметно ускорили развитие региона в середине XX века.

Анадырь середина XX-века.
Анадырь середина XX-века.

В советское время город стал стратегически важным из-за близости к США. Ведь до Аляски всего 650 км. Рядом находилась секретная военная база Гудым (Анадырь-1), где хранились ядерные боеприпасы, способные поражать цели в Северной Америке. Это делало Анадырь закрытым городом, доступ в который был строго ограничен. Чукотский автономный округ уникален тем, что подчиняется напрямую Москве, не входя в состав другого субъекта РФ.

В 1965 году Анадырю официально присвоили статус города — сравнительно молодой возраст для административного центра субъекта РФ. Прорывной этап пришелся на 1950–1960-е: в городе строили морской порт, жилые пятиэтажки и аэродром, который стал «окном» в остальную страну.

Анадырь середина XX-века.
Анадырь середина XX-века.

В 1990-е годы после распада СССР город пережил кризис, потеряв треть населения. Возрождение началось в 2000-х благодаря губернатору Роману Абрамовичу, который вложил собственные миллионы долларов в регион, модернизировав инфраструктуру, пустив средства на выплату налогов и долгов по зарплате, строительство социальных объектов для местного населения и поддержку предпринимателей.

Эффект был потрясающим. Депрессивный, вымирающий край начал оживать.

Город заиграл красками: появились первые муралы на фасадах зданий, а простые пятиэтажки превратились в холсты для художников.

-5

Люди стали возвращаться. Абрамовича здесь до сих пор вспоминают с огромной теплотой и благодарностью. Говорят, его нередко можно было увидеть гуляющим по улицам Анадыря с семьей.

Благодаря этому периоду Анадырь – единственный населенный пункт на Чукотке, да и пожалуй, во всей Арктике за Уралом, где сегодня наблюдается рост населения по сравнению с постсоветским упадком.

Сегодня население Анадыря колеблется в районе 13–15 тысяч человек — чуть меньше, чем максимальный пик в 1989 году (17 тысяч).

-6

Главная особенность: в отличие от большинства малых арктических городов, здесь сохраняется приток молодых специалистов, готовых уехать в отчаянно удаленное место ради «северного» дохода и ощущения свободы.

Суровый климат и особенности географии

Анадырь расположен в зоне вечной мерзлоты — на 64-й параллели северной широты, чуть ниже полярного круга. И почти на границе с западным полушарием на 177 градусе восточной долготы. До западного полушария менее 200 км по прямой на восток. Да, это самый восточный город России и на всём материке Евразия.

Здесь царит субарктический морской климат с ярко выраженным муссонным влиянием: долгие и суровые зимы, короткое и прохладное лето, температура редко поднимается выше +10…+14°C даже в июле.

-7

Хотя морозы не такие суровые, как в других арктических регионах, сильные ветры и высокая влажность делают погоду суровой.

При этом от Анадыря до Чукотского моря рукой подать, метеоусловия резко меняются: сильные ветра, нередкие туманы, внезапные снегопады — привычное явление.

Западнее Анадыря только сотни километров тундры: между городом и «материком» нет асфальтовых дорог, железных дорог и круглогодичного автомобильного сообщения.

-8

Зимой образуются временные «зимники» — ледовые трассы, по которым можно добраться до крупных поселков, но с наступлением весны Анадырь превращается почти в остров, связанный с остальным миром лишь по воздуху или морю.

Город стоит на сваях (основная застройка — пятиэтажки) и напоминает своим обликом арктические поселения Канады или Аляски.

-9

Изолированность и стоимость жизни

Пожалуй, самая главная проблема Анадыря — фактическая изоляция или даже феноменальная удаленность и труднодоступность. Запомните раз и навсегда: сюда нет дорог. В привычном понимании. Ни железных (ближайшая станция – где-то за 2300 км в Якутии!), ни круглогодичных автомобильных. Только временные «зимники» зимой для тяжелой техники и вездеходов.

Аэропорт Угольные Копи - главные "ворота жизни" Анадыря.

Перелет из Москвы занимает 7,5 - 8 часов (разница по времени — 9 часов), а стоимость билетов летом может доходить до 40 000 рублей в одну сторону. Но есть квоты на субсидируемые государством места по 13 000 - 15 000 рублей. Это один из самых дорогих маршрутов внутри России, а в высокий сезон билеты исчезают за считанные дни. Для местных жителей и вахтовиков действуют определенные льготы (раз в два года оплачивается отпуск со стороны работодателя), иначе многие бы просто не могли позволить себе такие расходы.

А дальше – драма. Аэропорт Анадыря находится на противоположном берегу Анадырского лимана. Единственная федеральная трасса на Чукотке А384 – это как раз 9-километровый участок от аэропорта Анадыря до переправы через лиман.

Ширина лимана 5 км. Летом работает паром, зимой ледовая переправа, а в межсезонье альтернативой становится вертолет. В случае сильной непогоды город может оказаться отрезан от всего мира на несколько дней.

Переправа машины на пароме у частника стоит как "крыло от боинга" ~ 7 000 рублей. Билет на пассажирский паром "Камчатка" для пассажиров вроде 300 рублей. Вертолет в межсезонье по 2000 рублей с человека в одну сторону. Есть ещё глисеры в межсезонье по 5000 рублей или около того.

-13

Морской порт - вторые "ворота жизни", не менее важные. Сюда летом приходит "северный завоз". Навигация короткая: с начала июня до середины октября, и сильно зависит от погоды и ледовой обстановки.

Огромный паром грузится во Владивостоке и почти месяц (!) плывет 3700 км до Анадыря, а потом дальше по другим поселкам Чукотки. За навигацию он успевает сделать всего 2-3 рейса.

-14

Все, что вы видите в магазинах (кроме совсем уж местного), пришло сюда этим путем.

Цены, от которых глаза на лоб лезут. Почему так дорого?

Анадырь стабильно в верхушках рейтинга самых дорогих городов России. И это не спекуляции – это суровая математика логистики.

-15

Все товары, кроме самого ограниченного набора местной продукции, — привозные, и цены на них выше среднероссийских в 3-6 раз.

Пакет молока летом стоит в 3-4 раза дороже, зимой — в 5-6 раз. Фрукты и овощи — вне конкуренции: их здесь называют «роскошью».

-16

Но есть и местное производство, что удивительно. Местный хлеб, который пекут из привозной муки, продукцию местных оленеводов (оленина — основное мясо в рационе), рыбу (нерка, навага) и свежую зелень, выращиваемую летом в комплексах теплиц. Продукты эти значительно дешевле привозных аналогов и сопоставимы со среднероссийскими по цене. В последние годы местные предприниматели инвестируют в развитие тепличного хозяйства, чтобы продлить сезон овощей.

-17

Из-за трудностей с логистикой жители города придумали даже свою шутку — устраивать экскурсии по магазинам для туристов, чтобы показать невероятные ценники: буквально, пакет молока или сыр — как сувенир на память.

Высокие цены в регионе — не только на еду. Жилье, даже на вторичном рынке, стоит огромных денег: обычная однокомнатная «хрущевка» потянет от 8 млн рублей и цена за метр "недвижки" штурмует отметку 250-300 тысяч рублей. Квартиры по 10-12 млн. в Анадыре - обычная история.

-18

Компактный рынок недвижимости связан с отсутствием нового строительства (экономически невыгодно): старый фонд, пятиэтажки на сваях. Госпрограммы выделяют жилье молодым специалистам-медикам, учителям и промышленникам, но предложений крайне мало.

Но в середине 1990-х квартиру в Анадыре меняли на билет на самолёт в один конец. Так - то...

-19

Номер в гостинице — 11,000-12,000 рублей за ночь. Для сравнения: это стоимость проживания в четырехзвездочной гостинице Москвы — но здесь нет ни метро, ни пробок, только бескрайняя тундра за окном.

Гостиниц в Анадыре всего две - "Чукотка" и "Анадырь". Чуть позже сделаю про них отдельный рум-тур и покажу, что и как внутри.

-20

Региональные власти ввели сниженные тарифы на коммуналку для предпринимателей, иначе магазины работали бы в убыток. Для рядовых жителей субсидии крайне важны, иначе жизнь в городе была бы не по карману даже высокооплачиваемым специалистам.

-21

В городе есть супермаркет, бургерная и даже ресторан. Но цены в этих заведениях общепита шокируют даже привыкших к московским ресторанам гостей.

Бургер из оленины по 799 рублей или пицца от 1700 рублей

Яркость вопреки всему

Попадая в Анадырь, ожидаешь увидеть серые, унылые кварталы. Но реальность поражает! Это, пожалуй, самый яркий город России. Практически каждый дом здесь украшен огромными муралами – картинами во всю стену.

-23

Стаи моржей, гигантские олени, волки, сцены из жизни коренных народов – всё это смотрит на тебя с фасадов. Это не просто украшение – это психологическая поддержка в условиях долгой полярной ночи и пасмурной погоды. Городские власти и художники явно постарались.

Парадоксально для такого маленького отдаленного города, но в Анадыре работает современный кинотеатр, радио, самый северный деревянный храм России, развивается спортивная инфраструктура, есть клубы, секции для детей, уютные дворы и парки.

-24

Есть несколько автобусных маршрутов. На улицах – смесь "горячо любимых" подержанных японских иномарок (практически стандарт для Дальнего Востока) и, что удивительно, российских авто (хотя везти их с "материка" – то еще удовольствие).

На месте бывшей станции тропосферной связи устроен свой горнолыжный курорт! Есть даже университет - чукотский многопрофильный колледж/филиал вуза.

На улицах вместо асфальта - бетон, как на Аляске или в Канаде. Это практично и долговечно в условиях тундры и вечной мерзлоты.

Но это не все инфраструктурные радости. С 2003 года эксплуатируется месторождение газа - "Западно-Озерное" в 70 километрах от Анадыря, а с 2018 в городе Анадырская ТЭЦ работает не на угле, а на газе.

До 2022 года Чукотка была отрезана от цифровых сервисов и высокоскоростного интернета. Но после прокладки и запуска подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский - Анадырь теперь в Анадыре уже несколько лет работает 4G - связь и LTE - интернет.

-27

Туризм: Потенциал есть, но...

Анадырь безумно интересен с точки зрения уникальности. Самый восточный город, граница, яркая архитектура, муралы, культура коренных народов, потрясающая (хоть и суровая) природа – Берингово море, киты, китобойный промысел, оленеводы, тундра.

Но путешествие по Чукотке — это отдых для избранных: высокие цены на транспорт, сложности бронирования жилья, ограниченный выбор экскурсий и высокие цены на походное снаряжение. Не говоря уже про отсутствие туристической инфраструктуры для массового туриста.

-29

Долететь до Анадыря - это самая лёгкая задача, вот дальше начинается настоящий квест. Средний чек на туры по Чукотке выходит в многие сотни тысяч рублей с человека за полторы недели и это считается довольно бюджетно.

А ещё короткий сезон. Условно пригодное для поездок время – июнь-сентябрь. И то погода непредсказуема.

-30

Город на краю, но не на обочине

Анадырь – город контрастов. Суровый климат и яркие краски на домах. Феноменальная дороговизна и высокие заработки. Глубокая изоляция и стратегическое расположение на стыке двух материков. Советское прошлое "закрытого города" и современная, хоть и трудная, жизнь.

Это место, где люди платят огромные деньги за пакет молока, но могут бесплатно любоваться шедеврами уличного искусства на каждом углу. Где до Америки рукой подать, а до "своих" – девять часовых поясов и цена билета в половину зарплаты. Где нет дорог, но есть надежда, что они когда-нибудь появятся.

-31

Жизнь здесь – это постоянный вызов. Вызов расстоянию, природе, ценам. Но те, кто здесь живут, находят в этом свою романтику, свой "длинный рубль", свое сообщество. Как сказал один приезжий: "Самое главное тут – время. Мы тут живем. У нас есть время на чтение, на себя, на семью. Мы очень много общаемся между собой, у нас много друзей, не подписчиков, а настоящих друзей".

-32

Анадырь не для всех. Но он существует, развивается, борется с трудностями и остается уникальным форпостом России на самом ее восточном краю. Городом, который, несмотря ни на что, живет.

Смогли бы там жить? Хотели бы побывать в самом восточном городе России и всего материка? Пишите комментарии, очень интересно.

Анадырь
1148 интересуются