Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Опыт насилия никуда не исчез. Влияние травмы насилия на жизнь человека.

В зависимости от возраста и ситуации, в которой человек переживает насилие, включаются различные защитные реакции, которые закрепляются в опыте и в последующем проявляются в различных реалиях жизни.

Во многих случаях переработать этот опыт мешает то, что память об этих событиях вытеснена, как будто воспоминания пропали. В худшем случае защитная реакция заключается в «отключении» (диссоциации, «это не со мной») от травматического опыта, чтобы другая часть могла жить (а точнее выжить) дальше и адаптироваться к событиям настоящего. То есть человек не живет, а выживает с внутренним ощущением, что проживает не свою жизнь. Это связано с тем, что подобная защита могла быть единственным способом "восстановиться" после разрушительных для психики событий, которые невозможно выдерживать.

Зато тело дает о себе знать, особенно в триггерных («напоминающих») ситуациях: появляется тревога, панические атаки, соматические проявления и т.д. Потому что само событие никуда не девалось. Оно продолжает быть частью накопленного опыта и сохранять пережитый ужас.

Другой реакций такого свойства является оцепенение, замирание. Человек как бы впадает в ступор при появлении триггерных условий. Как бы «застывает» - не может двигаться и принимать решения, анализировать. Это защитная реакция – «это пройдет, надо выждать». Как аналогию можно вспомнить замирание у животных, когда жертва «притворяется мертвой» перед хищником.

Поэтому можно отнести эти реакции к инстинктивным и формирующимся в более раннем, детском возрасте.

Еще одной защитой (свойственной для более взрослого, осознанного возраста) является, если можно так сказать, «включение в игру» насильника. То есть жертва как бы «подыгрывает» насильнику, шутит, включается с ним в активную, «свойскую» беседу, как будто «сейчас ничего особенного не происходит». Таким образом человек защищается от возможности причинения насильником еще большего вреда. Такая защита в некоторых случаях помогает уйти, освободиться от насильника, не доводя до непосредственно акта насилия.

В целом же, был этот акт или нет – все это насилие. Потому что в опыте эти события закрепились как травмирующие. Хотя большинство людей, переживших насилие, "держат" этот опыт внутри себя, оставаясь наедине со своей болью.

Но нельзя оставлять как есть!

Ведь любой опыт провоцирует влияние (сознательно и бессознательно) на адаптивность к событиям жизни, на поведенческие паттерны и на качество жизни человека:

  • Влияние на социальные связи. В самых тяжелых ситуациях жертвы насилия сокращают связи с социумом, а иногда и вовсе его избегают (пример, уход в монастырь).
  • Отклоняющееся от нормы сексуальное поведение. По шкале крайностей: от полного отказа от секса до сексуальных девиаций.
  • Невозможность строить здоровые отношения. В том числе неосознанный выбор партнеров с психологическими проблемами и деструктивным поведением.
  • Негативное внутреннее состояние. От депрессии до суицидальных мыслей. В худших случаях развиваются расстройства личности.
  • Психосоматические расстройства. Я уже писала выше, что тело дает о себе знать.
  • Невозможно рассказать о пережитом опыте. Часто жертвы насилия винят в произошедшем самих себя, направляют агрессию внутрь себя (что отчасти является причиной психосоматики). А также многие из них получили опыт обвинения, отвержения и предательства от самых близких при попытке рассказать.

Если простым языком, то это как «гнойник», который постоянно дает о себе знать, пока не надрезать, вычистить и залечить.

Поэтому важно найти в себе силы не оставаться наедине со своей болью дольше и дальше. Ведь она разъедает изнутри, а, следовательно, заслуживает внимания и времени. Это часть опыта, с которой можно и нужно работать. Попросить помощи – это знак силы, а не слабости.

Первый шаг – это обратиться к специалисту.

Автор: Светлана Рогоза
Психолог, Кризисные состояния Коучинг

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru