Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Что такое античный канон?

Поликлету из Аргоса принадлежит скульптура, именуемая «Дорифор», которая была признана «каноном», образцом стиля. Массивный гоплит, спартанский юноша с классическим лицом идеального эллина стоит, опершись на одну ногу, как бы собираясь сделать шаг вперед. Он победитель на Олимпийских соревнованиях в метании копья. Он мужественно прост, сосредоточен и спокоен. Это не положительный герой, но совершенный человек общества. В отличие от трагических героев драматургии скульптура апеллирует исключительно к герою уравновешенному, физически и духовно здоровому. «В здоровом теле — здоровый дух». Так убеждали они себя сами, не нарушая «олимпийского спокойствия». Римский историк Плиний Старший (I век н. э.) в книге «Естественная история» записал: «Поликлет… сделал „Диодумена“, статую изящного юноши. Он же сотворил „Дорифора“, изображение мужественного молодого копьеносца, фигуру, которую художники называют „каноном“: по ней, как по закону, определяют они правила своего мастерства. Поликлет считает

Поликлету из Аргоса принадлежит скульптура, именуемая «Дорифор», которая была признана «каноном», образцом стиля. Массивный гоплит, спартанский юноша с классическим лицом идеального эллина стоит, опершись на одну ногу, как бы собираясь сделать шаг вперед. Он победитель на Олимпийских соревнованиях в метании копья. Он мужественно прост, сосредоточен и спокоен. Это не положительный герой, но совершенный человек общества. В отличие от трагических героев драматургии скульптура апеллирует исключительно к герою уравновешенному, физически и духовно здоровому. «В здоровом теле — здоровый дух». Так убеждали они себя сами, не нарушая «олимпийского спокойствия».

Римский историк Плиний Старший (I век н. э.) в книге «Естественная история» записал: «Поликлет… сделал „Диодумена“, статую изящного юноши. Он же сотворил „Дорифора“, изображение мужественного молодого копьеносца, фигуру, которую художники называют „каноном“: по ней, как по закону, определяют они правила своего мастерства. Поликлет считается единственным человеком, который теорию искусства выразил в произведении искусства». «Выразил теорию в произведении искусства» — точнейшее определение.

До нас не дошли подлинники Поликлета, Мирона, Лисиппа и многих других. Но благодаря правилам ваяния (особенно если это римские или эллинистические реплики) можно считать, что мы их знаем приближенными к оригиналу. Что это за правила? Поликлет несомненно был «пифагорейцем». Основа канона в исчисленной гармонии, которая «не отсутствие противоположностей, но их равновесие». Юноша «Дорифор» хочет от покоя перейти к движению. Или, наоборот, — от движения к покою? Здесь сокрыто главное. Эта точка неуловима и неопределенна, как частица, именуемая «квант». Она есть, и нет ее, точка и волна одновременно — между неподвижностью и движением. Он опирается на одну ногу. Такая композиция называется хиазм. Сколько трудов посвящено этому феномену — композиции хиазма! Трудно говорить об эстетических качествах подлинника, ибо он утрачен. Но единогласное признание художественным советом 457 года до н. э. Поликлета несравненным автором, «гением места», выразившим национальный идеал человека-героя, о многом говорит.

Канон прекрасен. Физические качества совершенного лицом, душой и телом человека — мера всех вещей. Вот лишь основные параметры совершенства. Трехчастное равенство головы — торса — ног соответствует триединству божественной сущности. Голова — одна восьмая часть фигуры, лицо — одна десятая. Если фигура восемнадцать единиц, то стопа — три единицы, длина руки — пять единиц. Размах рук соответствует росту. Хиазм несимметричен. Если из двух ног сильнее левая, то из рук правая. Движение качелей. В архаике пространство фигуры ограничивал невидимый футляр. Здесь же тело свободно в пространстве, ему легко движение. Вот лишь одна цитата из трактата ХIII века: «Так как все сотворенное красиво и неким образом вызывает наслаждение, а красота и наслаждение не могут существовать без пропорций, пропорция же в первую очередь заключается в числах, то с необходимостью следует, что все исполнено числами, а через это число является главным образом в душе творца, а в вещах — главным следом, ведущим к мудрости».

До нас дошло три варианта единой идеи Поликлета: «Канон», «Дорифор», «Амазона» с различным положением рук. К V веку до н. э. скульптура обрела еще одно основополагающее свойство будущей европейской пластики. Она покинула блок столба и явилась в блеске объема, изменяясь по мере кругового обхода. Бронзовые и мраморные, сомасштабные человеку, они живут на своих пьедесталах, дыша воздухом и неба синевой, среди кипарисовых и оливковых рощ или дождя, всегда в гармонии с общими законами Вселенной и Человека. Только условия, созданные неведомой нам системой, могли вызвать их к жизни бессмертной и вечному возвращению. Хиазм неопределенностью остановки времени между «было» и «будет» противостоит течению времени. Паузу можно считать основой большинства композиций зрелого периода Античности.

Небольшой рельеф («фрагмент фрагмента») из музея Акрополя — «Ника, завязывающая сандалию». Ника бежит и «вдруг» остановилась, чтобы поправить сандалию. Секундная остановка во время бега. Как стоп-кадр киноленты. Движения тела и туники, поднятой ноги, опущенной руки: все невыразимо и божественно прекрасно. Золотистый мрамор, полупрозрачное свечение, чувственное, трепетное, молодое. Секунда прерванного дыхания — и снова бег. Посмотрите на античные скульптуры, рельефы, живопись ваз: композиция всегда строится на мгновении остановленного движения. Какая ностальгия по невозвратному!

Остановить совершенное мгновение, на ваших глазах ставшее бессмертным, могли только они — тогда. На вопрос «как?» ответ невозможен. Откуда брались «только гениальные» художники? Вот один из вопросов, на который также нет ответа. До нас дошли фрагменты, как мы полагаем, хорошо изученной древнегреческой культуры, и все они гениальны, неповторяемо совершенны. Не только идеей, но особой чувственностью отношения к материалу резца. Возможно, художников отбирали уже в гимнасиях. Они становились учениками больших мастеров, а затем наиболее талантливые и сами становились мастерами. Существовал «профсоюз художников» из разных областей Греции, и этот профсоюз жил по своим законам.

Художники, как творцы национальной идеи, служили красоте и гармонии как высшему порядку. Художники работали по заказу города или (что главное) Олимпиад. Пять или семь человек брали один и тот же заказ и для его исполнения получали одни и те же возможности для работы. По истечении срока мастера собирались, показывали друг другу свои работы и решали, какую скульптуру оставить. А кто решал? Кто объективный арбитр? Как правило, решали только те, кто работал над заказом. Художнику надевали глиняную табличку с именами участников и отмечали первые имена победителей. Кто получал большинство голосов, тот и победитель.

А остальные шедевры? Их уничтожали сами скульпторы, так сказать, превращали в пыль и щебень. Правда и то, что в конкурсе драматургов имели право на постановку две первые премии. Говорят, Софокл получал всегда второй номер. Мы знаем о конкурсе, когда исполнялся заказ на скульптуру победителя в метании копья. Единодушно был избран Поликлет.

Художник мог любить лишь свое творение, и более никого. Он должен был вдохнуть в него жизнь, одухотворить свое создание, одушевить косную материю, сделать ее себе равной, нет, выше, потому что бессмертной. Из всех вариантов оставался лучший на суде требовательных профессионалов.

Античность — генетика европейского художественного сознания. Не обязательно в прямом угадывании форм или образов. Античность в поисках системных гармоний мира, в европейской философии, в традициях театра и архитектуры. В духовной положительности человека и веры в свершение. Чаши, кувшины, светильники, поильники, тарелки, тара для хранения продуктов, урны, предметы домашнего обихода были творением рук горшечников, гончаров-керамистов Эллады.

Книга Паолы Волковой «Античность. Искусство детям. ПРИ» (6+) из серии «Мост через бездну. Для детей» представляет собой глубокое исследование древних цивилизаций, их культуры, обычаев и исторических процессов. Автор предлагает читателю диалогический подход к изучению прошлого, стимулируя критическое мышление и самостоятельные выводы. Она станет ценным источником для тех, кто стремится понять связь между историей и современностью, а также развить аналитические навыки в изучении культурного наследия древности:

«Читай-город»

Ozon

Wildberries