Найти в Дзене
частные суждения

«Сильмариллион» как пособие по менеджменту. Часть 1, Музыка Айнур

Толкиен, вне всякого сомнения, знал толк в творении миров. И в первой части «Сильмариллиона» этот самый процесс творения показан детально. Наивные люди считают, что самое главное при этом — иметь красивый замысел, на основе которого следует составить детальный план, который останется только воплотить в реальность. Однако в «Музыке Айнур» (она же «Айнулиндалэ», первая часть «Сильмариллиона») показана далеко не столь благостная, зато намного более реалистичная картина. Даже всемогущий (во всяком случае в том мире, который он творил) Эру Илуватар не мог обойтись без помощников, которых он назвал Айнур. Это в общем-то такие же духи-творцы, как и сам Эру, только меньшего масштаба. Каждый из них мог создать небольшой кусочек огромного мира, а сам Эру выступал в качестве дирижёра их оркестра. Казалось бы, цели ясны, задачи определены, основная тема «музыки мира» задана самим Творцом, что может пойти не так? Как выясняется по тексту Толкиена, не так пошло буквально всё. Разумеется, в Песне

Толкиен, вне всякого сомнения, знал толк в творении миров. И в первой части «Сильмариллиона» этот самый процесс творения показан детально. Наивные люди считают, что самое главное при этом — иметь красивый замысел, на основе которого следует составить детальный план, который останется только воплотить в реальность. Однако в «Музыке Айнур» (она же «Айнулиндалэ», первая часть «Сильмариллиона») показана далеко не столь благостная, зато намного более реалистичная картина.

Обложка издания 2021 года, издательство «АСТ», перевод С. Лихачёвой.
Обложка издания 2021 года, издательство «АСТ», перевод С. Лихачёвой.

Даже всемогущий (во всяком случае в том мире, который он творил) Эру Илуватар не мог обойтись без помощников, которых он назвал Айнур. Это в общем-то такие же духи-творцы, как и сам Эру, только меньшего масштаба. Каждый из них мог создать небольшой кусочек огромного мира, а сам Эру выступал в качестве дирижёра их оркестра. Казалось бы, цели ясны, задачи определены, основная тема «музыки мира» задана самим Творцом, что может пойти не так? Как выясняется по тексту Толкиена, не так пошло буквально всё.

Песня творения, арт из сети.
Песня творения, арт из сети.

Разумеется, в Песне Творения немедленно возник диссонанс. В «Сильмариллионе», который в рамках вселенной Толкиена является компиляцией эльфийских легенд (а также баек и анекдотов, как это всегда бывает), виноватым в этом диссонансе оказывается один из айнур по имени Мелькор, впоследствии получивший от эльфов кликуху «Моргот», слишком уж он их достал. Неудивительно, что абсолютно все проблемы Арды, начиная с момента творения, эльфы приписывали Мелькору. Однако любой руководитель-практик не может не понять, что если собрать в одном месте толпу творческих личностей и попытаться сделать вместе с ними что-то грандиозное, то и без чьей-то злой воли и сознательного вредительства такой замысел будет обречён на провал.

Эру, арт из сети.
Эру, арт из сети.

Эру, как разумный демиург, конечно, сделал выводы. Прежде всего, как составление плана, так и его воплощение в материальную реальность, ему пришлось взять на себя. Как говорится, если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо — сделай это сам. Но дальше сотворённый мир всё равно пришлось отдать на доделку айнур, уже успевшим показать, что в коллективе они нормально работать не умеют. Поэтому Эру пришлось заняться организационными вопросами.

  • Во-первых, всех айнур разделили на две категории: начальников и подчинённых, то бишь валар и майар.
  • Во-вторых, каждому из валар (а также подотчётным им майар) выделили собственную, изолированную от других, сферу деятельности. Ульмо — воду, Оромэ — лесных животных, и так далее.
  • В-третьих, айнур обрели пол и были поделены на супружеские пары. Теперь их творческие дискуссии на предмет того, кто чем должен заниматься, кто виноват в очередном косяке и так далее, приняли облик обычных внутрисемейных разборок. Эру тем самым сильно облегчил себе жизнь, поскольку вала-супруги стали иметь мозги не ему, а друг другу.
  • В-четвёртых, был создан образ козла отпущения, который отныне будет виноват во всём вообще. Конечно, на столь ответственную кадровую позицию можно было назначить только самого умного, творческого, инициативного и т.д. и т.п. Во всяком случае так было сказано Мелькору, который к тому моменту, будучи и в самом деле очень креативным и не в меру активным, уже сидел у Эру в печёнках. Мелькор всё равно кочевряжился, конечно, поэтому ему пришлось выдать карт-бланш и предоставить полную самостоятельность во всех его творческих начинаниях.

Тулкас и, в правом нижнем углу, поверженный им Мелькор. Арт из сети.
Тулкас и, в правом нижнем углу, поверженный им Мелькор. Арт из сети.

Чтобы Мелькор не разнёс нафиг своими бурными идеями всё Творение в целом, пришлось найти ему противовес. Причём в изначальном коллективе айнур настолько двинутого на голову отморозка не нашли, пришлось привлекать стороннего специалиста под ником Тулкас. Кроме как драться и громко смеяться он ничего не умел, но от него и не требовалось. Было вполне достаточно того, что Мелькор этого психа боялся.

Валар, духи главных стихий Арды.
Валар, духи главных стихий Арды.

Вот теперь можно было заняться обустройством Арды. Конечно, дискуссии между творческими личностями не прекратились. Но теперь можно было выпускать в нужные моменты Мелькора, который вбрасывал очередной вариант креативного дизайна. Когда остальные валар уставали его пинать, им уже было пофиг, какой вариант будет реализован на практике, поэтому Эру удавалось пропихивать свои наработки не встречая серьёзного сопротивления. Примерно так был создан мир, в котором в дальнейшем пришлось жить и мучиться эльфам, людям, гномам, оркам, энтам, троллям… ну и ещё каким-то мохноногим коротышкам.