Участник СВО Дмитрий Астафьев спас сослуживцев ценой своей жизни. «Белгородская правда» рассказала историю подвига погибшего бойца
По словам супруги Дмитрия, у него была важная черта характера – он давал людям быть такими, какие они в жизни, без прикрас и фальши. Поэтому к нему искренне тянулись. Шли за ним. За месяц до 33-летия жизнь офицера прервалась. Он погиб на спецоперации.
Воспитать детей в любви и преданности Родине
С детства Дмитрий Астафьев обладал харизмой. Говорят, её приобрести нельзя, с ней нужно родиться. Ему повезло, и уже со школьных лет он увлекал товарищей за собой, был лидером в классе.
Родители Владимир Анатольевич и Надежда Анатольевна, воспитывая двух сыновей, направляли их неуёмную энергию в нужное русло: прививали интерес к игровым видам спорта, помощи по дому и на даче. Отец достигал целей воспитания только своим положительным примером: кадровый военный, он занимался спортом, был честным и верным профессии, любил Родину. В своё время окончил Канский политехнический техникум, факультет электромеханики, и после срочной службы на Северном флоте остался по контракту.
«По специальности не работал, отдал свою жизнь службе. Закончил её в звании старшего мичмана. Мы обеспечивали корабли, подводные лодки оружием. Несмотря ни на что, служба была спокойная, тогда войны не было. Отправляли лодки в походы. Наполняли их оружием, приходили – оружие проверяли, производили техническое обслуживание. Не жалею, что 40 лет отдал любимому делу. Я доволен своей судьбой», – рассказывает Владимир Астафьев.
В семье Астафьевых было двое сыновей. Без колебаний мальчики, несмотря на четырёхлетнюю разницу, выбрали один профессиональный путь. Так в уже разросшейся семье кадровых военных появились артиллерист и танкист. Дима безумно любил технику, поэтому Омский танковый институт (так он назывался ранее, а сейчас – Омский автобронетанковый инженерный институт – прим. авт.) – это была его стихия.
«Его зачислили, и начался курс молодого бойца. В сентябре мы ездили всей семьёй на присягу. Доволен был. На трудности не обращал внимания. На плацу сапогами все ноги истёр. Выдержал, показательные строевые прошёл, присягу принял и потом нам ноги показал. Такой характер был. Отучился свои пять лет. Всегда звонил, с восхищением и восторгом говорил о службе, – вспоминает Владимир Анатольевич, – рассказывал, как прошли вождение, ночные или дневные стрельбы».
Командир от Бога
Дарья Астафьева, супруга погибшего героя, рассказала: «Когда грянула СВО, я оставалась в Мурманской области с пятилетней Мирославой. Дима уже уехал в Курскую область с частью. Мы с ним были на связи, хотя уже не так часто. В основном писали друг другу. Он помогал мне издалека, как только мог. Сослуживцы приезжали на машине, если нужно отвезти ребёнка в Мурманск, в больницу, на гимнастику или в сад. Кто то приносил нужные лекарства. Моя задача сводилась к тому, чтобы вовремя написать Диме, и он решал вопросы».
Их полк активно участвовал в боях, но никто никому ничего не рассказывал. С первых дней Дмитрий Астафьев героически воевал. Получил медали Суворова, «За воинскую доблесть». В конце года вручили орден Мужества. Никогда не говорил за что. Надежда Астафьева отмечает:
– У меня был юбилей – 60 лет. Он позвонил, сказал, что неделю его не будет на связи. Когда вернулся, ему дали отпуск. И вот в декабре звонит по видео и ставит нас перед фактом, что едет в Ростов-на-Дону, где в штабе Южного военного округа вручат ордена и медали. Какой он совершил подвиг, мы не знаем, он всегда успокаивал: «Вы не переживайте, я стою в заграждении тут, в третьем эшелоне. У меня всё хорошо».
Дима всегда оправдывал свой позывной Парус. Он срывался с места, как только появлялась необходимость. Отпуск с женой посвятил путешествию, затем вернулся на СВО.
Резко всё поменялось, когда шли бои под Бахмутом. 10 мая Дима предупредил супругу, что уходит на задание. На связь он не выходил 5–6 дней. Даша посылала знакомому товарищу сообщение и спрашивала только одно: жив? Он отвечал утвердительно, и на короткое время наступал период спокойствия.
«20 мая я что то никак не могла никуда собраться. И тут Мирослава зашла на кухню и начала рыдать, сказала, что хочет обнять сейчас папу. Минут 20 я её успокаивала. Мы включили мультики. И тут пришла эсэмэска от друга о том, что Дима ранен и его ищут», – Даша замолкает, слёзы душат комом в горле.
Не передать состояния этих суток в семье. Они звонили всем, кому только возможно, чтобы узнать, нашли его или нет. На следующий день в 11 часов пришло краткое сообщение: «Диму нашли мёртвым».
Из официальных документов: «Командир мотострелковой роты отдельной гвардейской мотострелковой бригады Северного флота, капитан Дмитрий Астафьев удостоен звания Героя России посмертно. Под непрекращающимся огнём командир перераспределил свой личный состав, наводил и корректировал работу артиллерии, чтобы сдержать наступление врага. В ходе тяжёлого боя капитан Астафьев уничтожил наблюдательный пункт, технику, ликвидировал до 10 военных ВСУ. Сам получил серьёзное ранение. Враг окружал, и Астафьев отдал приказ на перегруппировку сил. Он вызвал огонь на себя и прикрыл отход своих бойцов. Выполнил воинский долг ценой собственной жизни».
«Да, он мог так сделать. Это его характер. Он не мог нарушить приказ, всех раненых ребят отправил на эвакуацию, а сам остался и прикрывал, чтобы они ушли. Вызвал огонь на себя», – завершает свой рассказ Дарья Астафьева.
На Аллее героев в Парке Победы в Белгороде установили бюст Дмитрия Астафьева. Он навсегда останется в едином строю с Героями Советского Союза и России, подвиги которых сделали их достойными этих высоких званий.
По материалу Елены Ховхун, «Белгородская правда».