Найти в Дзене

Пабло Пикассо: наследственный хаос

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо, или Пабло Пикассо был не просто талантливым и признанным при жизни художником, но и невероятно успешным (а возможно – наиболее успешным) коммерческим арт-проектом.

Известен анекдот, когда к Пикассо, который ужинал в одном из ресторанов, подошла дама. Она узнала художника и попросила «нарисовать что-нибудь прямо сейчас», в ресторане. Пикассо взял карандаш, салфетку и сделал набросок. Когда женщина протянула руку в надежде получить сувенир, художник сказал: «Он стоит десять тысяч долларов». «Но вы потратили на это пять минут!» – возразила дама. «Я потратил на это 50 лет моей жизни». Пикассо отлично знал цену каждому своему штриху.

«Герника». Возможно, наиболее известное полотно Пикассо. Об антивоенном смысле произведения сказано много. В искусствоведческих описаниях картины часто упоминается слово «хаос». А еще этим словом можно примерно описать состояние наследственной массы и семейного клана Пикассо к моменту его смерти.

Поддаётся ли хаос планированию? И нужно ли это делать?

Его творческое наследие, по оценкам экспертов (а длился подсчёт шесть лет!) превышает 45000 единиц и состоит из 1 885 картин, 12 000 рисунков и набросков, 1 228 объемных работ и скульптур, 2 880 керамических изделий, нескольких печатных изданий, разошедшихся многотысячными тиражами, а также множества ковров и гобеленов (интересно, учитывались ли в этом перечне разрисованные салфетки из ресторанов?)

Но в наследственную массу входила только часть, поскольку к моменту смерти художника в 1973 году не менее 1500 произведений хранились в Музее Пабло Пикассо в Барселоне, и множество работ находилось в частных коллекциях. При этом художник, явно не нуждавшийся в деньгах, мог позволить не продавать свои картины. Пикассо жил в доме, заполняя его своими работами, а затем, когда места не оставалось, просто покупал новый дом, оставляя предыдущий своеобразным складом. Подобных домов скопилось не менее десяти.

«Я — самый лучший коллекционер Пикассо в мире», говорил Пабло Пикассо.

Смерть Пикассо не стала неожиданностью – мастеру был 91 год, когда он скончался на руках своей второй жены Жаклин Рок, с которой прожил более 20 лет. Однако, завещания Пикассо не оставил.

Для французских нотариусов и юристов открылось наследственное дело века. Вначале предстояло провести инвентаризацию. Учёт хаоса – занятие непростое, тем более что художник был еще и невероятно продуктивен во всех смыслах. Помимо собственных работ, в состав имущества входили полотна Матисса, Сезанна, Брака и других знаменитых художников, многочисленные объекты недвижимости, огромная сумма наличных денег, и на шесть миллионов франков — золота. Инвентаризация и оценка имущества длилась три года, окончательная цифра - полтора миллиарда франков. Для Франции это была беспрецедентная наследственная масса, поэтому занимались ею десятки нотариусов, юристов, экспертов и чиновников. Подключился даже Президент Пятой республики, поскольку предстояло решить вопрос с налогом. Пикассо, испанец по происхождению, большую часть жизни прожил и умер о Франции, соответственно, налог на наследство уплачивался во французскую казну. А это – двадцать процентов от стоимости имущества. Чтобы рассчитать сумму налога, следует сначала установить стоимость наследственной массы. А как оценить коллекцию картин, да еще и такого масштаба? Оценка предметов старины и искусства вообще является непростой задачей.

Картина испанского художника Пабло у «Женщина с часами» 09.11.23 была продана на аукционе Sotheby's за 139,4 млн долларов.
Картина испанского художника Пабло у «Женщина с часами» 09.11.23 была продана на аукционе Sotheby's за 139,4 млн долларов.

Если картина продана на публичном аукционе и стоимость её общеизвестна, то даже в этом случае такая цена не является константой – время, обстоятельства, мода может менять стоимость. Что уж говорить о произведениях, которые даже не попадали на рынок, оставаясь в собственности их создателя. Закон позволяет применять цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Но что считать «аналогичным», если мы говорим о художественном произведении? Трудности с оценкой стали одной из причин, по которой затянулось оформление наследства. Но вот, наконец, эксперты пришли к согласию относительно стоимости наследственной массы. Государство уже давно осознало, что не сможет получить причитающийся налог деньгами: к моменту выплаты денежных средств на счетах было, мягко говоря, недостаточно. Кстати, преимущественно они ушли на гонорары экспертов, нотариусов и юристов, а также расходы по сохранению имущества. Гонорар одного только Пьера Цекри, назначенного управлять состоянием Пикассо, составил около двадцати миллионов франков. Шесть лет он заботился о недвижимости, коллекции, контрактах с экспертами-искусствоведами и даже о собаках Пикассо, занимался поиском, транспортировкой в безопасное хранилище и детальным учетом имущества художника. Еще двадцать миллионов получил галерист Морис Реймс, занимавшийся идентификацией, экспертизой, и составивший каталог творческого наследия Пикассо.

При отсутствии денежных средств для уплаты налога обычно продаётся часть наследственного имущества. Но выставить на продажу пятую часть наследия Пикассо означало бы как минимум обрушить «рынок Пикассо», причем на многие годы. Другой вопрос - что выставлять на продажу: лучшие полотна, или эскизы, которыми художник иногда закупоривал бутылки с недопитым вином? В нашем мире даже такие артефакты имеют ценность. Реализация работа заняла бы много лет и главное – повлекла бы утрату части коллекции, раздробило бы её. И Президент одобряет беспрецедентное решение - получить налог работами художника. При одном условии – государство само определяет, какие конкретно работы будут отобраны в собственность. Так Франция получила бесценный актив, который составил основу коллекции Музея Пабло Пикассо в Париже.

Алжирские женщины (версия «О»)
$179,3 млн в 2015 году на аукционе Christie's.
Алжирские женщины (версия «О») $179,3 млн в 2015 году на аукционе Christie's.

И вот, наконец, наследники могут приступить к разделу наследства, оставшегося после уплаты налога. А клуб наследников был многочисленны и весьма интересным.

Личная жизнь художника была такой же бурной, как и творческая. Пикассо был женат всего дважды – на балерине русского происхождения Ольге Хохловой и на француженке Жаклин Рок. Ольга, дочь белогвардейского полковника Степана Хохлова, с юности выступала в «Русском балете» Сергея Дягилева. Знакомство с художником в 1917 года переросло в роман, а затем – в брак. Венчались Пабло и Ольга по православному обычаю, и даже уйдя позже от мужа, Ольга Степановна продолжала считать себя законной женой Пикассо до самой своей смерти в 1955 году. Он же, в свою очередь, не хотел инициировать развод, поскольку брачный контракт предусматривал раздел имущества, нажитого с 1918 года, поровну. Окончательный разрыв отношений между супругами произошёл в 1935 году, когда Ольга узнала о скором рождении у Пикассо внебрачного ребенка от Марии-Терезы Вальтер. Отношения 45-летнего Пикассо с матерью своего второго ребенка начались, когда девушке было 17. Восемь лет спустя, в 1935 году, Вальтер родила дочь Майю, и в том же году рассталась с Пикассо по причине его очередного увлечения – художницей Дорой Маар.

"Майя с куклой"
"Майя с куклой"

С каждым последующим романом разница в возрасте будет возрастать. В1943 году в оккупированном Париже Пикассо встречает очередную молодую художницу – 22-летнюю Франсуазу Жило. Пабло, будучи старше Франсуазы на 40 лет, не сразу разрывает отношения с Дорой, доведя её в итоге до серьёзного психического расстройства. В 1947 году у Франсуазы рождается сын Клод, в 1949 году – дочь Палома. Некоторое время семья живёт в согласии, однако в 1953 году, когда Пикассо было уже 72 года, Франсуаза, не выдержав его измен, скверного характера и неопределённости статуса, забирает детей и уезжает. В этом же году Пикассо начинает встречаться с Жаклин Рок, младшей его на 46 лет, но уже имеющей дочь. Именно Жаклин становится его второй и последней женой. Брак был бездетным, но, пожалуй, впервые Пикассо был так привязан к женщине, создав более 400 портретов жены и будучи физически зависим от неё в конце жизни. Жаклин же сделала всё возможное, чтобы прекратить общение мужа со своими потомками. Признавался лишь старший Пауло.

"Франсуаза с детьми"
"Франсуаза с детьми"
С дочерью Майей
С дочерью Майей
С сыном Клодом
С сыном Клодом
В мастерской с младшими детьми
В мастерской с младшими детьми
Пикассо с Франсуазой, Майей, Клодом, Паломой на отдыхе.
Пикассо с Франсуазой, Майей, Клодом, Паломой на отдыхе.

Итак, к моменту смерти у Пикассо была официальная жена и четверо детей, рождённых тремя женщинами. Законным был только старший сын Пауло. Последующие дети Майя, Палома и Клод были незаконнорожденными. Более того, Пикассо состоял в конфликте с их матерями и не собирался узаконивать взаимоотношения с потомками. Были и внуки, но никого из потомков, кроме старшего сына, вдова не допустила на похороны. Один из внуков, 24-летний Паблито, из протеста в день похорон деда принял яд и через некоторое время умер.

Таким образом, изначально к наследованию призывался старший сын и вдова, что обоих удовлетворяло. Однако, пока они тратили время и деньги на составление соглашения о разделе наследственной массы, трое других потомков успешно признали себя законными наследниками в судебном порядке. Теперь имущество предстояло поделить между пятью наследниками. Спор (причём весьма скандальный и публичный) завершился компромиссным внесудебным соглашением, которым недовольны оставались все участники. Но когда компромисс был, наконец, достигнут, но еще не вступил в силу, умер главный наследник - старший сын Пикассо Пауло.

«Сын художника в костюме Арлекина (Портрет Пауло)». Автор: Пабло Пикассо.
«Сын художника в костюме Арлекина (Портрет Пауло)». Автор: Пабло Пикассо.

Бедный Пауло! Много лет был «козлом отпущения» у своего отца, предметом его насмешек, его личным шофёром, не имевшим права входить в дом. Пережил отца всего на два года, так и не вступив в наследство, умер от рака, алкоголя и наркотиков. Зато с его смертью в спор вошли два его потомка (сын Бернар и дочь Марина), а переговоры вышли на стартовую точку – еще на несколько лет.

Окончательное соглашение было достигнуто в 1980 году. Шесть наследников вступили, наконец, в законные права и разделили между собой работы художника. Естественно, чтобы продавать их, в том числе для оплаты услуг своих юристов. И в этот момент угроза нависла уже над рынком работ Пикассо. Но это – уже совсем другая история. О том, как разрозненным наследникам всё равно приходится договариваться, чтобы сохранять и преумножать стоимость своих активов.

Правда, обиды оказываются сильнее и продолжают разрушать семейные связи. Вдова художника Жаклин покончила с собой через шесть лет после достижения наследственного соглашения, и доля перешла в руки её дочери от первого брака Катрин Ютен-Бле. Таким образом, самая большая часть наследства Пикассо досталась не его прямому потомку. К слову, почти все женщины Пикассо так и не смогли сохранить своё психическое здоровье. Ольга Хохлова долгое время лечилась от депрессии. Мария-Тереза Вальтер не справилась с психическим расстройством и также покончила жизнь самоубийством в 1977 году, пережив художника на четыре года. Дора Маар, после длительного лечения в психиатрической клинике, остаток жизни провела затворницей. Почти все жёны и дети написали книги, где изложили свою версию отношений с отцом и мужем, обвиняя его в эгоизме, черствости и даже в садизме. Но глядя на фотографии Пикассо со своими потомками, на портреты детей, которых он писал, пока был в хороших отношениях с их матерями, складывается ощущение, что Пикассо не пытался быть хорошим семьянином, а просто делал то, что ему нравится – до тех пор, пока не охладевал. С другой стороны, все его потомки, несмотря на претензии к отцу и деду и нескрываемую обиду и досаду, не стали отказываться от наследства, а продолжают пользоваться полученным имуществом и именем Пикассо для реализации своих желаний.

Внучка Пикассо Марина, сказавшая как-то в интервью: «Я получила наследство без любви», потихоньку распродаёт коллекцию и направляет деньги на благотворительные проекты – преимущественно, во Вьетнаме. Её единокровный брат Бернар возглавляет совет музея Пикассо, основанного им в Малаге в 2003 году. Клод Пикассо (умер в 2023 году) с 1989 года возглавлял поместье Пикассо, занимаясь вопросами авторского права, воспроизведением и использованием товарных знаков и находясь в постоянных судебных процессах по причине бесчисленных случаев подделок и неправомерного использования бренда. И все наследники периодически критикуют друг друга публично.

Тем не менее, они справляются. В одном из интервью Бернард Пикассо рассказывал: «Когда я стал одним из наследников, мне было всего лишь 16 лет и меня больше интересовали скейтборды и современная музыка. История искусства — это не то, что ты познаешь за одну секунду, потребовалось действительно учиться. Вначале мне нужно было разобраться, что такое наследие вообще и что с ним делать. Сперва появляются адвокаты, нотариусы, они передают вам все эти списки, дают ключи от банковских ячеек, где хранятся произведения искусства, и говорят: «Всё, до свидания, дальше разбирайтесь сами».

С младшими детьми и внуками
С младшими детьми и внуками

Кстати, о следующем поколении наследников. От старшего сына Пикассо Пауло осталось в живых двое внуков (Марина и Бернар). У Марины – пять детей, включая трёх приемных из Вьетнама. Бернар – отец двоих детей. От второй дочери Майи у Пикассо трое внуков: Оливье, Ришар и Диана, все получили базовое юридическое образование, но круг их интересов достаточно широк, и все они вовлечены в той или иной степени в управление наследием деда. От Клода – еще двое внуков, младшая Палома – бездетна, но знаменита. Итого второе поколение – 8 внуков, которые, несмотря на все семейные перипетии и обиды, являются сильными продолжателями рода Пикассо.

О чём эта история? В отдельных случаях наследственное планирование практически невозможно. Бессмысленно. И даже противоречит самой жизни наследодателя. Жизнь Пабло Пикассо, как явление, никак не вмещалась в рамки вообще какого-бы то ни было плана, и осталась «перфомансом» и после его смерти. Как выразился Лев Николаевич Толстой, «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Пабло Пикассо идеально воплотил эту мысль.

Еще больше наследственных историй - на ТГ-канале https://t.me/Anastasia_Poletaeva_Asnis