Признайтесь, три года назад вы бы покрутили пальцем у виска, если б вам сказали, что самой продаваемой иномаркой в России станет китайский кроссовер. Но Haval Jolion – это не просто история успеха, это учебник по тому, как завоевать рынок. Собрали в Тульской области? Провели рестайлинг по запросам россиян? Сделали полный привод доступным? Китайцы знают, что нам нужно! Давайте разбираться, что же он из себя представляет в 2025 году, и стоит ли своих денег.
От Поднебесной до Тулы
Парадокс в том, что на родине, в Китае, Jolion (там он Chulian) уже сняли с производства. Зато в России он – суперзвезда. В 2024 году разошлось более 84 000 штук – цифры, от которых конкурентам не по себе. Секрет? Глубокая локализация и умение слушать. Завод в Тульской области – не просто "отверточная" сборка.
Здесь сваривают кузова (73% высокопрочной стали), красят (местные ЛКМ), ставят российские стекла, диски, шины и даже делают сиденья и глушители. Также под Тулой запустили сборку двигателей. Это не просто слова – это 1600 баллов по шкале Минпромторга, почти как у Lada Vesta! Итог? Контроль цен и доступность запчастей.
Платформа L.E.M.O.N. (да, забавное название) – гибкая основа для разных моделей Haval (вспомните Dargo) и даже электрокара Ora. Для Jolion она означает хороший потенциал по управляемости и ту самую просторную кабину, которой он славится.
Экстерьер
Главное, что бросится вам в глаза у обновленного Jolion – куда делся весь этот блестящий хром? Оказалось, россияне ненавидят, как он тускнеет от реагентов. Рестайлинг 2025 года – это тотальное дехромирование и курс на брутальность.
Новая решетка радиатора с вертикальными ламелями из черного глянцевого пластика вместо горизонтальных хромированных. Черный пластиковый обвес по низу всего кузова, на арках (машина стала шире на 33 мм), зеркала, рейлинги.
Защита от сколов + внедорожный шик. "Зубастый" передний бампер с пластиковыми "клыками" – попытка добавить остроты. Массивный задний спойлер тоже черный, с отверстиями. Крупный шильдик HAVAL по последней моде – на задней двери.
Оптика не изменилась – фирменные вертикальные LED-огни по-прежнему визитная карточка. В целом, Jolion не стал эталоном дизайна, но выглядит солиднее и "дороже" своего ценника, особенно в топовых версиях на 18-дюймовых дисках. Габариты (4472х1841х1574 мм, колесная база 2700 мм) остались прежними – это один из самых просторных в классе.
Интерьер
Здесь философия "лучшее – враг хорошего" проявилась ярче всего. С одной стороны, исправили главные косяки. Появилась регулировка руля по вылету, раньше ее не было даже за доплату. Диапазон скромный, но посадку найти стало в разы проще. Загадка, почему этого не сделали изначачально – платформа-то позволяет!
Убрали сенсорную панель. Ту, что под экраном, на которую водители постоянно жаловались (ладонью задевал – настройки "климата" слетали). Заменили на физические кнопки в стиле базовых версий. Ура! Управление обдувом и рециркуляцией теперь безопасно и интуитивно.
Но претензии остались
Чтобы включить подогрев сидений или сменить режим движения (Эко/Спорт/Снег), нужно совершить квест по сенсорному меню мультимедийки. В движении – то еще удовольствие. Мечтается о хоть одной "горячей" кнопке.
"Шайба" селектора режимов КПП не фиксируется! Легко случайно ткнуть в "М" (ручной режим) и не понять, почему мотор ревет на 5000 оборотов на первой передаче.
Регулировки поясничного подпора нет ни в одной комплектации. На дальняке спина может напомнить о себе. На трассе и при ветре шумоизоляция могла бы быть и лучше. Двигатель, правда, ведет себя прилично.
Что добавили в топ (Tech+)
Панорамная крыша - делает и без того светлый салон еще воздушнее.
Атмосферная подсветка - 64 оттенка и гравюры на торпедо/дверях – приятная вечерняя фишка.
Черно-красная кожа вместо старого бежевого варианта – выглядит стильно.
Вентиляция передних сидений - особенно оценят летом. Но только водительское.
Электропривод пассажирского кресла - для полного паритета.
Материалы отделки – приятный мягкий пластик на основных поверхностях, качество сборки на уровне, а пространства на заднем ряду – хоть отбавляй, это сильное преимущество. Багажник (337 л) – не самый большой в классе, но для города хватает.
Цифровая "приборка" и большой (12.3") сенсорный экран мультимедийки с Apple CarPlay/Android Auto – уже норма даже для "Комфорта".
Комплектации
Вот где Haval проявил смекалку! Перетрясли опции, ввели новую вершину, но подорожали всего на 50к рублей (кроме топа). Главное – база не стала голой.
Comfort (от 1,999,000 руб)
Только передний привод, механика (6МТ), 143 л.с. Но внутри: LED-огни (частично), 17" диски, климат-контроль (не кондиционер), мультимедийка с экраном 10.25", камера заднего вида, подогрев передних сидений, круиз-контроль, бесключевой доступ/старт, электроусилитель руля с регулировкой по вылету/наклону, датчики света/дождя.
Elite (от 2,299,000 руб)
Добавляется робот (7DCT). Можно выбрать двигатель 143 л.с. или 150 л.с., привод передний или полный (4WD). Плюс к базе: полностью LED оптика, 18" диски, задние парктроники, зимний пакет (обогрев руля, зеркал, форсунок омывателя). Полный привод добавляет 150к к цене и многорычажную заднюю подвеску (вместо балки).
Premium (от 2,499,000 руб)
Кожаная обивка (черная, черно-серая или черно-красная), электропривод сиденья водителя, 2-зонный климат, беспроводная зарядка, камера 360°, 6 динамиков, электропривод пассажирского сиденья (только для 4WD), вентиляция сиденья водителя, атмосферная подсветка. Привод – передний или полный (+150к).
Tech+ (2,799,000 руб)
Только полный привод и 150 л.с.К премиуму добавляется панорамная крыша, проекционный дисплей, адаптивный круиз-контроль, система автоматической парковки, контроль слепых зон, удержание в полосе, распознавание знаков, автоторможение. Полный пакет электронных ассистентов.
Двигатели
1.5T (4G15K) 143 л.с., 210 Нм. Ставится на переднеприводные версии (механика/робот). Достаточно тяговитый, но не фонтан динамики (9.8 сек до 100 км/ч). Ресурс пока оценивается хорошо, серьезных "родовых" болячек не выявлено. Расход 7.5 л/100км.
1.5T (4G15D) 150 л.с., 220 Нм. Ставится на полноприводные версии (только робот). Чуть современнее, чуть мощнее и чуть эластичнее внизу. Расход 8.2 л/100км. Надежность аналогично неплохая.
Коробки передач
6-ступенчатая "механика" (6MF22B) только в Comfort с 143 л.с. Надежная, предсказуемая.
7-ступенчатый "робот" (7DCT) с мокрыми сцеплениями (Hycet / GW7DCT1). Научили трогаться без пауз, но реакции на педаль газа все еще запаздывают, особенно при резком обгоне. Переключения вниз с "задумчивостью", затем может дернуть. В Спорт-режиме адекватнее. Надежность в целом нормальная, но требует аккуратного обращения и своевременного обслуживания (замена масла в КПП).
Подвеска
Передняя независимая, McPherson. Работает достойно. Задняя с передним приводом полузависимая балка. Простая, надежная, но на неровностях жёстковата.
Полный привод - независимая многорычажка. Значительно комфортнее и собраннее, лучше держит дорогу.
Полный привод подключаемый, через муфту Haldex 5-го поколения (BorgWarner). Подключает задок быстро. Помощник спуска (HDC) – отдельная кнопка. Для легкого бездорожья, снега, грязи – отлично. Для серьезных внедорожных подвигов не создан. Дорожный просвет 190 мм.
Тест драйв
В городе идеален, управляемость легкая, руль (с ЭУР) точный и информативный. Посадка комфортная (спасибо регулировке вылета), обзор хороший. Габариты удобны для парковки и пробок. Тихий на небольших скоростях.
На трассе шумка усиливается. Динамика с роботом достаточная, но не выдающаяся. Адаптивный круиз (только Tech+) работает хорошо. Для обгонов лучше включать "Спорт". Расход держится в разумных пределах.
На зимней дороге / легком бездорожье
Здесь полноприводный Jolion может удивить. Система стабилизации не душит раньше времени. На льду (с отключенной ESP) позволяет аккуратно скользить боком "под тягой" при сбросе газа в повороте – срабатывает очень предсказуемо и весело.
Муфта Haldex оперативно подключает задок на снегу или в грязи. Помощник спуска (HDC) – незаменимая вещь на скользких уклонах.
Внедорожный потенциал ограничен дорожным просветом и пластиковой защитой. Для лесных ухабов или глубокой грязи – не лучший выбор. Это городской кроссовер с возможностью съехать на грунтовку или проехать по снежной целине.
Пробеги, проблемы, отзывы
Jolion уже накатывает первые 100+ тысяч км. Картина в целом обнадеживающая, но без ложки дегтя не обошлось.
Частые "гости" на гарантии стойки стабилизатора - могут застучать уже к 40 000 км (но проблема не уникальна, встречается и у европейцев).
Патрубок интеркулера требует замены у некоторых. Проводка ABS может перетереться в косе переднего колеса. Камера заднего вида иногда "глючит".
В плане надежности большинство владельцев довольны. Серьезных поломок двигателя или коробки на массовом уровне не выявлено. Ресурс моторов пока оценивается оптимистично (потенциал 200+ тыс. км без капремонта), но время покажет.
Робот требует привыкания и адекватного обслуживания. Главные плюсы в отзывах - просторный салон, богатое оснащение даже в базе, наличие полного привода, доступность запчастей (благодаря локализации), приемлемая цена, зимний пакет.
Главные минусы задумчивый робот, неудобное управление некоторыми функциями через экран, отсутствие поясничной опоры, шумновато на трассе, качество некоторых материалов и сборки мелких элементов.
Конкуренты
Geely Coolray - динамичнее, стильнее интерьер, но дороже в аналогичной комплектации, только передний привод, сервисная сеть слабее.
Chery Tiggo 7 Pro / Pro Max - солиднее, просторнее, но дороже, локализация слабее, качество сборки – вопросы.
Omoda C5 - яркий дизайн, современные технологии, значительно дороже с полным приводом, малоизвестная сеть сервисов.
Вердикт Автоблогера
Haval Jolion – не идеальный автомобиль. Его робот будет бесить любителей динамичной езды, меню на экране – раздражать консерваторов, а отсутствие поясничной опоры – огорчать на дальняке.
НО. Он бьет точно в яблочко главных запросов массового российского покупателя - пространство, полный привод, зимний комфорт, богатое оснащение за адекватные деньги и ощущение, что в случае чего тебя починят. Он локализован до мозга костей. Он уже доказал свою востребованность цифрами продаж. И после рестайлинга он стал визуально интереснее и чуть удобнее внутри.
Стоит ли покупать? Если ваши приоритеты совпадают с его сильными сторонами, а недостатки не являются для вас критичными – однозначно да. Это рациональный, умный выбор для тех, кто ценит соотношение цены, оснащения и практичности. Он заслужил свой титул "Народной иномарки" не просто так. Ждем теперь, как ответят конкуренты!