Авторы книги «Альтернатива 2.0» исследуют футуристическую архитектуру, продолжая первую версию «Альтернативы». Книга базируется на оригинальных исследованиях и проектах, касающихся альтернативного пространства, общества и времени. Особое внимание уделено адаптации архитектуры к изменениям климата, включая повышение уровня океана, жизнь в водной среде и космосе. Большинство проектов ориентировано на дальнее будущее и инновационные решения.
Не так давно стала доступна электронная версия книги. Где её найти — смотрите в конце статьи.
Книга «Альтернатива 2.0» затрагивает разные темы, среди которых:
- Города и архитектура как искусство. В книге описываются, в частности, проекты футуристических городов с использованием световой энергии.
- Расслоение общества и научные изобретения.
- Внутриполитическая ситуация и геополитика. Например, в одном из проектов рассказывается о вымышленной программе по регулированию уровня Мирового океана.
- Формирование нового миропорядка и системы ценностей.
- Освоение подводного мира. В одном из проектов рассказывается о машинах-сборщиках, которые собирают ресурсы морского дна.
Среди новых проектов в книге:
«Доступная Арктика» — проект по освоению арктических поселений. Его цель — продемонстрировать, как могла бы выглядеть архитектура на побережье Северного Ледовитого океана с учётом реальных условий Арктической зоны России. Проект направлен на создание автономных поселений, которые учитывают экстремальный арктический климат и затруднённую логистику.
Некоторые идеи проекта:
Создание биоклиматических купольных модулей для проживания и работы на побережье вдоль Северного морского пути. Модуль рассчитан на постоянное пребывание от 110 поселенцев, внутри создаётся естественный микроклимат и живая устойчивая экосистема.
Разработка крупного модульного комплекса — «Арктический город» вместимостью до 1500 человек. Комплекс оснащён автономными энергетическими элементами, горизонтальными ветряками для поддержания функционирования при отключении от внешней энергосети.
Постепенное создание логистической инфраструктуры, связывающей отдельные поселения.
В проекте рассматриваются, например:
Модульность — взаимозаменяемость отдельных модулей и их составных частей, максимальное снижение веса и упрощение транспортировки. Энергосберегающие конструкции — защита от внешних погодных условий при минимальных затратах на поддержание внутреннего микроклимата. Применение прочных элементов с расчётом опоры на поверхность грунта без заглубления и лёгких составных частей — модулей.
Использование биотехнологий — создание оранжерей и человеко-ориентированных пространств внутри комплексов.
Концептуальный вариант проекта «Доступная Арктика» рассчитан на отдалённую перспективу — строительство автомагистрали по побережью Северного Ледовитого океана вдоль Северного морского пути — дело будущего. Однако реализация локальных частей проекта — отдельных поселений с расчётом на постепенное создание логистической инфраструктуры, связывающей их, — задача настоящего времени и ближайшего будущего.
Концепция строительства крытой автомобильной и железной дороги вдоль Северного морского пути длиной около 5500 км. Внутри оболочки планируется поддерживать микроклимат, например, более +10 градусов, в то время как снаружи —–60 °С. По пути следования будут расположены посёлки, оранжереи, железнодорожные станции и другая инфраструктура. Проект строительства крытой дороги вдоль СевМорПути кажется утопическим, но аналитики убедили авторов концепции в его реальности. Дорога свяжет инфраструктуру на берегу и населенные пункты, только так СевМорПуть сможет функционировать. Ранее проект был разработан в инженерном смысле, но теперь его нужно было адаптировать и красиво оформить. Сначала планируется реализовать часть проекта в городе Тикси.
Архитектура должна насытить концепцию, которая ранее была лишь технико-экономическим документом. Проект предполагает создание длинного города, который в случае чего может стать ковчегом цивилизации. Город такой протяжённости использует волокнистую систему планировки, в отличие от традиционной ортогональной. Это позволяет эффективно использовать пространство в условиях ограниченного измерения.
Авторы проекта столкнулись с рядом вызовов: холодный климат Арктики, безлюдное пространство, апокалиптические сценарии и ограниченное пространство. Работа над проектом была сложной из-за необходимости расчертить пол страны и создать для этой территории детализированную планировку.
Проект «Space Port». Идея космических путешествий всегда привлекала человечество. После сомнительной миссии на Луну, реальных попыток достичь дальнего космоса не было. Выяснилось, что даже лунный полет проходил в земной атмосфере. Несмотря на развитие цивилизации с упором на создание локальных гаджетов, некоторые исследователи продолжают мечтать о полетах к Марсу. В проекте предусмотрена защита от космических лучей с помощью магнитных линий, перенаправляющих частицы к полюсам, как магнитное поле Земли. Это создает эффект, похожий на северное сияние, что может быть приятным зрелищем для путешественников.
Структура способна достигать пояса Койпера и гелиопаузы, где можно наблюдать взаимодействие межзвездных сред.
Ранее в космос отправляли спутники с посланием на золотой пластине, включающим знания и приветствия на разных языках. В 1974 году радиотелескоп Аресибо отправил радиопослание внеземным цивилизациям.
Проект космического порта-отеля основан на гексагональной геометрии, сочетающей инженерные и гуманитарные аспекты. Его форма символизирует уникальность и разнообразие человеческих голосов, обращенных к космосу. Хотя отправка отложена, проект заслуживает внимания как попытка заглянуть за горизонт времени.
Также в книге «Альтернатива» описаны будущие архитектурно-научные изобретения:
Анти-небоскрёб с каркасом из света. В этом проекте используется технология получения и накопления световой энергии, которая необходима для обеспечения всех нужд обитателей квартала: тепло, свет, опреснение воды, коммуникация, транспорт.
Машина-сборщик для сбора биоресурсов морского дна. Это адаптированный для работы на глубине до 7 км комбайн с двумя механическими «клешнями», кабиной с автопилотом, фильтром, рефрижератором и конвейером-«хвостом» для доставки грузов на поверхность.
Система хранения солнечного света. В ней используются такие технологии, как техника электромагнитно-индуцированной прозрачности (EIT), конденсация фотонов за счёт квантовых эффектов в красителе, накопление света в нано-ёмкостях и создание длинных цепочек переизлучения света между слоями вещества.
Проект автономной плавучей платформы-поселения для геологоразведки морского дна. Сооружение функционирует автономно благодаря светофокусирующей линзе диаметром 300 м. Получаемая таким образом световая энергия с высоким КПД (более 85%) используется для геологоразведки и бурения толщей пластов океанических отложений.
Антикондиционализм. В этом проекте транспортные коммуникации проходят над атмосферой и под землёй, все загрязняющие технологии вынесены за пределы атмосферы. Энергетические источники — экологически чистые: солнечная энергия и термоядерные источники, тепловые, гидро- и атомные электростанции запрещены.
В сборнике описаны 20 проектов, результаты исследований опубликованы на сайте книги и портале «Архитектура и энтропия». Книга актуальна, опубликована в российских и зарубежных журналах и экспонировалась на выставках, включая «Арх-Москву» и Fondation Jacques Rougerie.
Это уникальное издание на российском рынке.
Книга доступна на различных онлайн-платформах: Ozon, Wildberries + digital, ЛитРес, Bookmate, Яндекс Книги, МТС Строки, Яндекс Market, Amazon, Google Books и других.
Бумажная версия «Альтернативы 2.0» была представлена в октябре 2024 года в Институте архитектуры и дизайна ЯГТУ.
Если вам необходимо подарочное издание, обращайтесь к авторам: x-4@ya.ru