Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Летать любит, в экстремальных ситуациях в полёте

Александр Бригаднов "Летать любит, в экстремальных ситуациях действует грамотно и хладнокровно":
Из характеристики на Представление к вводу командиром самолета Ан-2.
.В это сумеречное снежное утро он подошёл к своему самолёту с каким-то не совсем понятным ранее ему чувством...
На предполётной подготовке всё было как всегда: консультация у метеоролога о погоде по маршруту полёта и запасным аэродромам, брифинг-контроль у дежурного штурмана вместе со вторым пилотом, принятие Решения на вылет и подписанное им "Задание на полёт " в АДП, но какое-то неуловимое и дотоле неизведанное им чувство как будто "окружило" его.
Что-то было не так, как прежде, но что? И сейчас он не смог дать ответа на поставленный самому себе вопрос. Этот рейс ему предстояло выполнить самостоятельно всего лишь третий раз в своей командирской жизни и с пассажирами. До этого он летал с проверяющим — командиром звена, и вторым пилотом в составе экипажа.
Он спокойно обошёл самолёт по часовой стрелке, проверяя отсутствие
Оглавление

Александр Бригаднов

Фото из Яндекса.
Фото из Яндекса.

"Летать любит, в экстремальных ситуациях действует грамотно и хладнокровно":
Из характеристики на Представление к вводу командиром самолета Ан-2.

.В это сумеречное снежное утро он подошёл к своему самолёту с каким-то не совсем понятным ранее ему чувством...
На предполётной подготовке всё было как всегда: консультация у метеоролога о погоде по маршруту полёта и запасным аэродромам, брифинг-контроль у дежурного штурмана вместе со вторым пилотом, принятие Решения на вылет и подписанное им "Задание на полёт " в АДП, но какое-то неуловимое и дотоле неизведанное им чувство как будто "окружило" его.
Что-то было не так, как прежде, но что? И сейчас он не смог дать ответа на поставленный самому себе вопрос. Этот рейс ему предстояло выполнить самостоятельно всего лишь третий раз в своей командирской жизни и с пассажирами. До этого он летал с проверяющим — командиром звена, и вторым пилотом в составе экипажа.
Он спокойно обошёл самолёт по часовой стрелке, проверяя отсутствие снега и льда на плоскостях крыльев, надёжность крепления лентрасчалок, закрылки и отсутствие у них люфта, недопустимость течи бензина из верхних баков, осмотрел стойки шасси и лыжи, двигатель и винт, хвостовое оперение и крепление предохранительного троса лыжонка.
Но всё же, что-то было не так...и это заставило его насторожиться.
Опытный второй пилот доложил о девяти пассажирах на борту, среди которых было двое маленьких детей, и загрузке Службой перевозок кабелей светогого старта для удаленного аэродрома. Загрузка и центровка не выходили за пределы допустимых значений и второй зачитал "Карту обязательных проверок" пред запуском двигателя. Командир сосредоточился и
прокрутил стартером винт, через несколько оборотов которого переключил магнето в положение "1+2",и двигатель заработал вполне устойчиво.
  А вот все те, непонятные ему ещё пять минут назад, ощущения — необходимо было забыть! Предстояла ежедневная работа! Работа, о которой он с шуткой говорил своим коллегам: -Летаем в своё удовольствие, а нам за это ещё и деньги платят!
 Двигатель был прогрет и он запросил у диспетчера "Предварительный", на что получил разрешение на руление по первой РД к исполнительному старту. В эфире были слышны переговоры диспетчера и экипажа самолета, запросившего снижение с эшелона и условия подхода и посадки. По разрешению диспетчера экипаж вырулил на взлетную полосу, зачитал
и выполнил Карту обязательных проверок "Перед взлётом". Они ещё раз проверили работу двух магнето на взлётном режиме двигателя, как это было заведено по традиции в условиях Арктики.
 Командир отпустил тормоза и бортовые часы стали отсчитывать первые секунды полёта.
Взлёт выполнял второй пилот, имеющий на то допуск, а командир контролировал его работу.
На высоте пятьдесят метров второй пятью импульсами кнопки убрал закрылки и двигатель был переведён на номинальный режим.
 В "Лётной книжке" командира на тот период значился налёт в 1527 часов вторым пилотом в условиях Арктики и 105 командирских, из которых только 5 часов были с пассажирами. До этого он производил полёты только по перевозке грузов и почты. Второй был ему под стать:1359 часов и имел опыт по тушению пожаров на лесоавиационных работах в количестве 575 лётного времени. И частенько командир лётного отряда ставил его в экипаж к таким вот молодым командирам. Скоро и второй пилот займёт своё левое командирское кресло.
Секунды после отрыва от полосы шли быстро: второй пилот контролировал работу двигателя и всех систем по приборам, строго выдерживал скорость набора высоты и курс, а командир посмотрел в закрытую форточку на Ил-14, выполняющий заход на посадку по схеме.
Набрали сто метров высоты и плавно, очень плавно, начали разворот с креном 15 градусов... и вдруг!
Движок "обрезало"... винт встал!
Продолжая выдерживать эволютивную скорость и поддерживать крен для меньшей потери высоты, экипаж стремился зайти на посадочную полосу с обратным курсом. Перед глазами командира в одну секунду промелькнули воспоминания из его детства: а именно, как он играл со своими деревенскими ребятами в футбол и забил противнику мяч в ворота. И это был лишь один миг в его осознании твердой необходимости вернуть самолёт на посадочную полосу ради спасения пассажиров; о себе он и не думал, всё было — "на автомате"...
Навстречу самолёту...несся "в лоб"...более тяжёлый Ил-14!
Диспетчер молчал...
Только коснувшись основными лыжами посадочной полосы и мчась навстречу Ил-14, краем глаза командир успел заметить, что они разошлись на полосе с бортом левыми консолями в каких-то пяти метрах друг от друга... и как у Ила из-под правого крыла летел вверх фонтаном снег, сбиваемый самолётом с бокового бруствера посадочной полосы...

Этот полёт длился всего лишь одну минуту и семнадцать секунд...

Экипаж впоследствии был награждён именными золотыми часами
Приказом начальника  территориального Управления.

Летать любит, в экстремальных ситуациях в полёте (Александр Бригаднов) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Александр Бригаднов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен