Найти в Дзене

Два "арабских" надгробия в Ново-Иерусалимском монастыре

В лапидарии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Истре находятся два необыкновенных надгробия. Эти надгробия имеют надписи, сделанные, на первый взгляд, на арабском языке. Патриарх Никон возводил свою подмосковную обитель как архитектурную "икону" Святой земли - Палестины. Известно, что к опальному патриарху в его строящийся Новый Иерусалим стекалось немало иноземцев, среди которых были евреи, поляки, немцы и др. Вот что писал архимандрит Леонид Кавелин в своем труде о Ново-Иерусалимском монастыре: В 1665 году тут находилось до тысячи человек братии (монахов и бельцов), пришедших под начальство патриарха не только из разных мест Московского государства, но и из-за границы. В числе братства Воскресенской обители при патриархе были, кроме великороссов, греки и поляки, черкасы (малороссы) и белорусы, новокрещенцы из немцев и евреев. Можно было бы предположить, что в этом многоязычном братстве были и православные арабы из Палестины или Сирии. Однако исследователи выяснили, что с
Первая более сохранная плита с арабской вязью. Фотографии: Антон Саков
Первая более сохранная плита с арабской вязью. Фотографии: Антон Саков

В лапидарии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Истре находятся два необыкновенных надгробия. Эти надгробия имеют надписи, сделанные, на первый взгляд, на арабском языке.

Патриарх Никон возводил свою подмосковную обитель как архитектурную "икону" Святой земли - Палестины. Известно, что к опальному патриарху в его строящийся Новый Иерусалим стекалось немало иноземцев, среди которых были евреи, поляки, немцы и др. Вот что писал архимандрит Леонид Кавелин в своем труде о Ново-Иерусалимском монастыре:

В 1665 году тут находилось до тысячи человек братии (монахов и бельцов), пришедших под начальство патриарха не только из разных мест Московского государства, но и из-за границы. В числе братства Воскресенской обители при патриархе были, кроме великороссов, греки и поляки, черкасы (малороссы) и белорусы, новокрещенцы из немцев и евреев.

Можно было бы предположить, что в этом многоязычном братстве были и православные арабы из Палестины или Сирии. Однако исследователи выяснили, что сохранившиеся надгробные плиты не имеют никакого отношения к иноземцам, прибывших в XVII веке в обитель патриарха Никона.

Воскресенский собор. Фото: Антон Саков 2025 г.
Воскресенский собор. Фото: Антон Саков 2025 г.

По мнению востоковеда И. В. Зайцева, обе "ново-иерусалимские" плиты мусульманские и относятся к XVI столетию. Эпитафии выполнены на старо-татарском языке арабским алфавитом. На первой плите, которая сохранилась лучше, сначала помещена погребальная формула:

Сказал пророк, да будет над ним мир. Жизнь человека скоропреходяща, употребляйте ее на служение Богу...

Далее из текста узнаем, что под этим камнем была погребена дочь султана Кайбуллы царевна Сююн-бик-каин, которая скончалась в октябре 1594 года в возрасте 27 лет. На второй меньшей по размеру плите, к сожалению, не сохранилось имен и дат, а только соответствующие погребальной теме стихи из Корана.

Вторая плита со стихами из Корана
Вторая плита со стихами из Корана

Прежде бытовала и другая версия, что большая надгробная плита из лапидария Нового Иерусалима находилась прежде над могилой султана Юсуфа бен Касима, выходца из персидского города Хорсанда, и надписи сделаны соответственно по-персидски.

В любом случае мусульманские погребения и надгробия не могли оказаться в некрополе православной Ново-Иерусалимской обители ни при патриархе Никоне, ни после его низложения, ни при его преемниках. Попали эти камни сюда уже в советские годы. В 1927 году директор московского Музея народов Востока Борис Денике отправился в командировку в город Касимов для изучения памятников татарской старины. Из поездки он и привез два эти надгробия и поместил в возглавляемом им московском музее, видимо, в фондах.

Лапидарий Ново-Иерусалимского монастыря
Лапидарий Ново-Иерусалимского монастыря

Следующий директор Музея народов Востока в 1932 году хотел избавится от этих, как он посчитал, ненужных камней, и называл поездку бывшего руководителя Денике в Касимов расточительной затеей, "головотяпством". Плиты, однако, пробыли в Музее Востока до 1950-х годов, после чего известный реставратор Петр Барановский перевез их в Истру. На территории не действовавшего Ново-Иерусалимского монастыря в то время также находился музей. С тех пор старые камни и остались в монастырской ограде.

Касимовские плиты в Новом Иерусалиме - это не единственный пример старинных иноверческих надгробий конца XVI столетия на территории подмосковного монастыря. У Введенского собора Владычней обители в Серпухове в 2004 году строители нашли старинное надгробие с латинскими буквами. Из частей слов можно заключить, что неизвестный немец скончался 27 января 1591 года. Это была не первая подобная находка во Владычнем монастыре. За 30 лет до этого в подклете Георгиевской церкви обнаружили два надгробия также XVI века с немецкими именами.

-5

Скорее всего, погребенные в Серпухове иноземцы были наемниками на службе московского царя. Генрих фон Штаден в своих "Записках о Московии" так писал о последствиях набега хана Девлет-Гирея 1572 года:

Все тела, у которых были кресты на шее, были погребены у монастыря, что около Серпухова. А остальные были брошены на съедение птицам.

Фото немецкого надгробия в Серпуховском монастыре в этой статье