Найти в Дзене
Выбор авто

ОСАГО как КАСКО: почему страховка стала стоить как половина машины — и как на этом не разориться

Когда мне в страховой назвали сумму за полис ОСАГО, я чуть не переспросил:
— Это точно ОСАГО, а не КАСКО?
— ОСАГО, — сказали без тени иронии. — Всё честно, по расчёту. Было это весной. Машина у меня не супер навороченная — Kia Rio 2019 года. Без ДТП, стаж у меня 10 лет, бонус-малус нормальный. А итоговая сумма за страховку — почти 16 000 рублей. Раньше я платил около 8–9. В этот момент я понял: надо разбираться, что вообще происходит. Почему базовая страховка подорожала почти в два раза, и можно ли как-то не попасть на эти суммы. Раньше всё было просто. ОСАГО стоило плюс-минус одинаково: от 4 до 8 тысяч в зависимости от города, стажа и мощности машины. Цены были стабильны, и все знали, на что рассчитывать. Но начиная с 2022 года, началось веселье: Плюс, как рассказывают сами страховщики, в системе появилось слишком много «мутных» схем — подставные аварии, завышенные ремонты, фальшивые документы. Всё это в итоге оплачиваем мы с вами. Честные водители. У моего друга Hyundai Solaris 20
Оглавление

ОСАГО как КАСКО: почему страховка стала стоить как половина машины — и как на этом не разориться

Когда мне в страховой назвали сумму за полис ОСАГО, я чуть не переспросил:

— Это точно ОСАГО, а не КАСКО?

— ОСАГО, — сказали без тени иронии. — Всё честно, по расчёту.

Было это весной. Машина у меня не супер навороченная — Kia Rio 2019 года. Без ДТП, стаж у меня 10 лет, бонус-малус нормальный. А итоговая сумма за страховку — почти 16 000 рублей. Раньше я платил около 8–9.

В этот момент я понял: надо разбираться, что вообще происходит. Почему базовая страховка подорожала почти в два раза, и можно ли как-то не попасть на эти суммы.

Что вообще творится с ОСАГО?

Раньше всё было просто. ОСАГО стоило плюс-минус одинаково: от 4 до 8 тысяч в зависимости от города, стажа и мощности машины. Цены были стабильны, и все знали, на что рассчитывать.

Но начиная с 2022 года, началось веселье:

  • Центробанк отменил фиксированные тарифы, и теперь у каждой страховой — свой коридор цен
  • Ввели кучу новых коэффициентов: за стаж, возраст, регион, историю нарушений и даже частоту использования авто
  • Бонус-малус (система скидок за безаварийную езду) начала давать сбои: один косяк — и цена резко вверх
  • Растёт стоимость запчастей → растут выплаты → страховки тоже дорожают

Плюс, как рассказывают сами страховщики, в системе появилось слишком много «мутных» схем — подставные аварии, завышенные ремонты, фальшивые документы.

Всё это в итоге оплачиваем мы с вами. Честные водители.

Пример из жизни — это не шутки

У моего друга Hyundai Solaris 2018 года. Он аккуратный водитель, без ДТП, ездит по Подмосковью.

Год назад заплатил за ОСАГО около 6 000 рублей.

А этой весной — уже 11 800. Без изменений. Та же машина.

А другой знакомый, с Kia Sportage, попал в небольшое ДТП (виновником был он). В следующем году его ОСАГО «взлетело» с 9 200 до 18 400 рублей. Страховая сослалась на «повышенный риск».

Вот тебе и «обязательная» страховка. Скоро правда будет стоить как КАСКО.

Почему страховые нас душат?

Если говорить без эмоций, их тоже можно понять.

📈 Цены на ремонт растут

  • Замена бампера стоила 20 000 — теперь 40 000
  • Детали подорожали, особенно оригинальные

📊 Больше выплат — выше тарифы

  • Средняя выплата по ОСАГО в 2024 году превысила 100 000 рублей
  • Чтобы не работать в минус, страховые «размазывают» это по всем

🧾 ЦБ снял ограничения

  • У страховых появилась свобода регулировать цены
  • Но многие используют это не для клиента, а для себя

⚠️ Один косяк — и цена в два раза

  • Даже небольшое ДТП, где ты виноват, может «убить» скидку
  • Некоторые компании вообще не указывают, как они считают коэффициенты

Так что делать? Как платить меньше?

Если просто молча соглашаться на всё, то можно каждый год платить всё больше. Но есть несколько способов снизить стоимость.

✅ 1. Сравнивай предложения

Да, банально. Но многие этого не делают.

У разных страховых —
разброс до 40%.

На одной платформе мне выдало:

  • Ингосстрах — 15 800
  • АльфаСтрахование — 12 300
  • Ренессанс — 10 700

Пользуйся агрегаторами: Сравни.ру, e-OSAGO, РЕСО, Тинькофф и т.д. Это бесплатно и удобно.

✅ 2. Не бери «лишнее»

Многие страховые хитрят:

— Да, полис стоит 9 000,
но вам обязательно нужно:

  • Страховка жизни
  • Помощь на дороге
  • Юрист
  • Аптечка за 1000 руб

Вот и выходит не 9 000, а все 15 000.

👉 Всё это — необязательно. Ты имеешь полное право отказаться.

✅ 3. Попробуй оформить на другого водителя

Если у тебя:

  • маленький стаж
  • была авария
  • плохая история

— попробуй оформить полис на кого-то из родственников, у кого всё лучше.

Да, ты всё равно будешь водить машину, но оформлено будет на «надежного» водителя. Это вполне законно.

✅ 4. Оформи онлайн

Через сайт страховой или агрегатор:

  • никто не будет навязывать допы
  • часто цена чуть ниже, чем при личном визите
  • можно спокойно всё перечитать перед покупкой

✅ 5. Следи за своей историей

Бонус-малус — штука капризная. Один косяк — и всё обнуляется.

Регулярно проверяй свою «карточку водителя» — на сайтах РСА или через приложение госуслуг.

А может, тогда сразу КАСКО?

Звучит странно, но в некоторых случаях действительно лучше доплатить до КАСКО.

Когда это разумно:

  • у тебя новая или дорогая машина
  • ты переживаешь за угон или хулиганов
  • живёшь в городе с частыми ДТП

КАСКО стоит дороже, но покрывает в разы больше. А ОСАГО — только если ты виноват.

Парадокс: платим почти как за КАСКО, а защиты — на копейку.

Что в итоге?

ОСАГО давно уже не простая формальность. Это реально чувствительная статья расходов.

Но если:

  • не брать первое попавшееся
  • не вестись на допы
  • сравнивать
  • оформлять онлайн

— можно сэкономить от 3 до 7 тысяч. Это не мелочь.

Моя ОСАГО в этом году в итоге обошлась в 11 100 вместо 16 200. И всё законно. Просто не сразу согласился на то, что предложили.

А у вас сколько вышло в этом году?

Напишите в комментариях, сколько платите вы. У кого-то точно получится найти «народную» страховую — и мы все будем благодарны за наводку.