Найти в Дзене
Хайс Банк

Династии предпринимателей в России: почему бизнес почти не передают по наследству?

Оглавление

Как шутят в деловом сообществе: «Российский бизнес — это стартап, которому 30 лет. А стартапы редко живут дольше одного поколения». И это чувствуется: у него амбиции стартапа, привычки нулевых и почти полное отсутствие долгосрочного семейного планирования. У нас не просто нет династий — у нас нет такой традиции. Почему так сложилось, и можно ли это изменить — рассказываем мы, банк для предпринимателей Хайс.

Исторический экскурс

Семейный капитал — это не только деньги, но и время. Чтобы передать бизнес детям, его сначала нужно не потерять. В России с этим исторически не складывалось.

  • 1917 год. Революция фактически уничтожила частную собственность. Торговые дома, фабрики, лавки и мастерские — всё национализировали. Потомки дореволюционных предпринимателей — если вообще остались в стране — могли рассчитывать разве что на работу в плановом отделе.
  • Советский период. Семейное предпринимательство не просто не поощрялось — оно не существовало как явление. Даже если где-то кто-то шил сапоги на дому или открыл подпольную типографию, это был «бизнес», а «статья».
  • 1990-е. После краха СССР предпринимательство родилось заново. Но условия были скорее экстремальными: «дикий капитализм», отсутствие институтов, высокая криминализация. Мало кто думал о передаче наследия — все думали, как выжить.

В начале 2000-х в регионах появлялись сильные локальные бизнесы — сеть АЗС, производственные кооперативы, фермы. Часто они умирали вместе с основателем — потому что всё завязано было на одном человеке.

Отсутствие культуры наследования

Успешный бизнес не равно успешно переданный бизнес. В России до сих пор преобладает модель, при которой основатель считает себя незаменимым. А дети — в лучшем случае становятся наблюдателями, в худшем и вовсе лишёнными интереса людьми.

Почему не передают бизнес детям? Причин несколько: недоверие — страх, что они не справятся или что всё «растратят»; иллюзия контроля — предприниматели переживают, что дети не смогут вести дело так же хорошо; отсутствие привычки передавать бизнес по наследству в нашей культуре. Основатели малого и среднего бизнеса не оформляют завещания, не прописывают юридические документы наследования и не готовят преемников.

Бывает и иначе — не хотят сами дети

Даже если основатель готов превратить бизнес в семейный, это не значит, что наследник готов вступить в него. Многие из них наглядно видели, как родители выгорают, тащат бизнес на себе, ночуют в офисе, а потом уходят из жизни, не успев пожить.

Так, происходит следующее: предприниматель, к примеру, строит масштабную сеть розничных магазинов, но его сын предпочёл стать фотографом, так как он «не хочет сидеть в офисе и хочет повидать мир, проявиться…

Во-первых, происходит искажение образа успеха: если родитель всю жизнь «горел» работой и не жил — дети не хотят повторять такой путь. Разница в поколениях диктует свои правила: сегодня молодёжь ищет смыслы, гибкость и work-life balance. Во-вторых, современные предприниматели не испытывают никакого желания быть «продолжением» родителей — они строить своё, доказать родителям и окружающим собственную значимость, а не выезжать за счёт «чужого». И мало кто задумывается, что просто стать преемником недостаточно, а поводов проявить себя будет далеко не мало!

Отсутствие инфраструктуры

Чтобы передать бизнес, нужно его к этому подготовить: выстроить структуру, наладить управление, описать процессы, разработать стратегию долгосрочного планирования. В России же это звучит как разговор о пенсии в 30 лет — вроде бы рано, вроде бы можно и потом об этом подумать.

Нет институтов, посвященных развитию бизнеса в перспективе нескольких поколений — единицы компаний занимаются управлением семейным капиталом. Нет культуры — передача по наследству часто воспринимается как «я ушёл, и значит, проиграл». Нет примеров: мы не знаем российских Ротшильдов или Вандербильтов — зато знаем десятки историй о том, как всё пошло не так.

Так, например, в Великобритании бизнес Berry Bros. & Rudd (вино и ликёры) ведётся одной семьёй с 1698 года. В России чаще встречается кейс «сеть кофеен закрылась, потому что основатель умер, а дети не смогли договориться между собой».

Что можно сделать? Хорошая новость: всё только начинается. Первое поколение готово, второе взрослеет. Значит, пора учиться: делиться, передавать, доверять, создавать механизмы, строить мосты вместо поколениями. Мы в Хайсе, банке для предпринимателей, хотим, чтобы бизнес-династии развивались и процветали!

Делитесь в комментариях: а вы бы стали передавать бизнес по наследству, или есть какие-то причины не вовлекать детей в ваше дело?