Найти в Дзене
ОСК | Севмаш

Слагаемые успеха или О том, как обеспечивается высокое качество изготовления судовых подшипников

Есть люди с харизмой, которые к себе притягивают, мотивируют других на совместные дела. Инженер-технолог механического цеха 4 Елена Добронравова из их числа. Так было в школе, институте, который она, кстати, окончила с красным дипломом. Так и на производстве. Елена Николаевна занимается судовыми подшипниками. Эта хорошо зарекомендовавшая себя продукция Севмаша поставляется на основные заказы предприятий ОСК. Марка Севмаша Елена Добронравова работает в бюро технологической подготовки производства, задача которого обеспечить участки цеха всем необходимым: технической документацией, материалами, станочным оборудованием, комплектующими, оснасткой и инструментом, средствами индивидуальной защиты. Объёмы производства судовых подшипников за последние годы выросли, освоена технология изготовления самых больших в истории предприятия подшипников для атомных ледоколов. – Продукцию делаем качественную, хотя не всё, порой, идёт гладко, но сов­местными усилиями с НТУ, ПКБ, ОГС, НИТИЦ и УКП находим р

Есть люди с харизмой, которые к себе притягивают, мотивируют других на совместные дела. Инженер-технолог механического цеха 4 Елена Добронравова из их числа. Так было в школе, институте, который она, кстати, окончила с красным дипломом. Так и на производстве. Елена Николаевна занимается судовыми подшипниками. Эта хорошо зарекомендовавшая себя продукция Севмаша поставляется на основные заказы предприятий ОСК.

Марка Севмаша

Елена Добронравова работает в бюро технологической подготовки производства, задача которого обеспечить участки цеха всем необходимым: технической документацией, материалами, станочным оборудованием, комплектующими, оснасткой и инструментом, средствами индивидуальной защиты. Объёмы производства судовых подшипников за последние годы выросли, освоена технология изготовления самых больших в истории предприятия подшипников для атомных ледоколов.

– Продукцию делаем качественную, хотя не всё, порой, идёт гладко, но сов­местными усилиями с НТУ, ПКБ, ОГС, НИТИЦ и УКП находим решение проблемы, – говорит Елена Николаевна. – Очень многое, на мой взгляд, здесь зависит от мастерства исполнителей – рабочих. Тут нужно какое-то внутреннее чутьё. Технологии, безусловно, это первично, но профессионализм тоже многое значит. Плюс качественные материалы, которые, прежде чем запускаются в производство, проверяются на соответствие ГОСТам и техусловий.

– Под изготовление подшипников для ледоколов в цехе модернизировали участок заливки вкладышей и подушек баббитом: расширили территорию, установили новые нагревательные печи, усовершенствовали центробежные заливочные станки, заменили часть оснастки, которая непосредственно участвует в заливке. И по сей день выявляем слабые места, работаем над их устранением, жаль только, что не так, порой, оперативно это получается, – продолжает Елена Николаевна. – Проводили и проводим много опытных работ по наплавке баббитом. Немало усилий в этом направлении внёс мастер сварочных работ А.В. Шарыгин.

Сродни искусству

Особое внимание уделяется подготовке поверхности детали, без этого не получится качественной заливки. Это особое искусство и со стороны, от части, напоминает, некое колдовство. Зрелище – однозначно завораживающее, забываешь о том, что тут тебе и горячий металл, и вредные испарения. Также, для обеспечения качества продукции и, основываясь на опыте сторонних предприятий, ввели в производство дополнительные виды контроля сцепления баббитовой наплавки с основным металлом. Всё это значимые этапы технологического процесса. И, конечно же, требует высокой квалификации механическая обработка деталей и их сборка. В итоге получаются такие вот мощные подшипники, которые славятся на всю Россию. Подтверждение тому – сертификат качества на продукцию.

Елена Добронравова курировала опытные работы и технологические процессы наплавки баббитом. Также в её обязанности входит оперативное реагирование на возникающие ситуации при изготовлении деталей на участке. Это могут быть различные производственные проблемы или, допустим, какое-то отступление от чертежа. Она, как секретарь оперативной группы качества, собирает комиссию, которая рассматривает вопрос и принимает по нему решение. Если требуется, Елена Николаевна пишет технологии по исправлению выявленных отступлений, изготовлению цеховой оснастки, дефектации поступивших в цех изделий. Её часто можно видеть на участках цеха, как сама говорит, производственные вопросы возникают, а где как не на рабочем месте их решать с мастерами, рабочими. Также трудится в контакте со специалистами НТУ, ПКБ, которые ведут изделия цеха 4. Словом, судовые подшипники делает команда профессионалов.

В Севмашвтуз за профессией

Елена родилась в живописнейшем местечке в селе Ширяево Самарской области, где Илья Репин написал знаменитую картину «Бурлаки на Волге», на Север приехала ещё ребёнком. Отец после окончания института получил распределение в Архангельск, куда и перевёз свою молодую семью. В Северодвинске девушка оказалась волею случая, после школы по направлению от одного из архангельских заводов поступила в Севмашвтуз.

– Северодвинск я полюбила сразу: красивый, чистый, солнечный, – вспоминает Елена Николаевна. – Всё оказалось совсем не так, как иногда показывали в новостной областной телепрограмме «Панорама Севера»: закрытый город, хмурые люди, пронизывающий ветер… Это было замечательное студенческое время. Очень дружная учебная группа: вместе чертили, писали рефераты, готовились к экзаменам. Местные ребята и девчонки взяли надо мной шефство, приносили домашнюю выпечку, варенье.

– Часто собирались в общежитии: совместные праздники, песни под гитару, – продолжает Елена Николаевна. – Сейчас родители стараются отправить своих наследников в питерские и московские вузы, снимают им квартиры. Мало того, что наш город и завод теряют будущих врачей, учителей, инженеров, рабочих, так ещё лишают своих детей той, ни с чем несравнимой, классической студенческой жизни в общежитии, какая была у нашего поколения. Не говоря о школе выживания в социуме, где мы учились уступать, договариваться и принимать товарищей с их особенностями характера. Хотя, несмотря на нелёгкие времена, мы жили весело и дружно.

За то время, что училась, её будущий завод в Архангельске, не успев состояться, закрылся. Это были трудные 90-е годы. Елена Николаевна пришла трудоустраиваться на Севмаш, но для выпускника даже с красным дипломом вакантных мест не было. Помог авторитет отца. Так цех 4 получил толкового специалиста. В производстве судовых подшипников инженер-технолог Добронравова стала профессионалом высокого уровня.

– Елена Николаевна отличный специалист, горит работой, – считает инженер-технолог БТП Вячеслав Янко. – Ответственная, безотказная, иногда слишком много берёт на себя, всем помогает. Например, может замещать технолога с другого участка, решать разноплановые вопросы.

В нашем деле требуются знания в области машиностроения, они у неё на высоком уровне.

Творческая жилка

Многие знают Елену Добронравову и как человека креативного, с творческой жилкой. Активное участие цеха 4 в первых заводских конкурсах «Корабелочка» – дело её рук и таланта. С вдохновением писала сценарии, готовила декорации, шила костюмы, придумывала разные «фишечки». Елена Николаевна занимается фитнесом, летом старается хотя бы пару раз в неделю возвращаться домой пешком, а живёт она на Яграх.

А ещё любит путешествовать на машине, это стало семейным увлечением, на Байкале даже побывали. Муж и сын работают в механическом цехе 8, так что интересы Добронравовых пересекаются не только по жизни, но и по работе.

Елена Николаевна считает, что занимается своим делом, оно интересное, даёт возможность реализовать себя. «И сегодня, спустя годы, получив знания и опыт, из того спект­ра специальностей, которые может предложить предприятие, я бы выбрала технологию машиностроения», – твёрдо говорит она.

Материал из газеты "Корабел"

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ

Фото Олега Перова