Найти в Дзене

Выросла в приюте, но смогла покорить весь мир и даже после смерти ее империя продолжает жить: Коко Шанель

Август 1883 года. Маленькая рука сжимает потрёпанную тряпичную куклу. Габриэль всего несколько часов от роду, а жизнь уже приготовила ей испытания. Кто бы мог подумать, что эта крошка в потёртом одеяльце однажды заставит весь мир говорить о себе! Детство? Какое там детство! В двенадцать лет смерть матери обрушилась как гром среди ясного неба. Отец просто исчез — растворился в воздухе, оставив троих дочерей наедине с суровой реальностью. Монастырь в Обазине стал домом для маленькой Габриэль. Холодные каменные стены, строгие монахини, чёрно-белая униформа и — тишина. Звенящая, оглушающая тишина сиротства. Но знаете что? Именно здесь, среди этой монашеской строгости, родилась будущая королева стиля. Габриэль часами разглядывала простые линии монашеских одеяний, их безупречную посадку, элегантность без излишеств. "Красота — это когда ничего нельзя убрать", — скажет она много лет спустя. А пока просто впитывала эстетику минимализма детской душой. Шить научилась по необходимости — нужно был
Оглавление

Август 1883 года. Маленькая рука сжимает потрёпанную тряпичную куклу. Габриэль всего несколько часов от роду, а жизнь уже приготовила ей испытания. Кто бы мог подумать, что эта крошка в потёртом одеяльце однажды заставит весь мир говорить о себе!

Детство? Какое там детство! В двенадцать лет смерть матери обрушилась как гром среди ясного неба. Отец просто исчез — растворился в воздухе, оставив троих дочерей наедине с суровой реальностью. Монастырь в Обазине стал домом для маленькой Габриэль. Холодные каменные стены, строгие монахини, чёрно-белая униформа и — тишина. Звенящая, оглушающая тишина сиротства.

Коко Шанель в молодости
Коко Шанель в молодости

Но знаете что? Именно здесь, среди этой монашеской строгости, родилась будущая королева стиля. Габриэль часами разглядывала простые линии монашеских одеяний, их безупречную посадку, элегантность без излишеств.

"Красота — это когда ничего нельзя убрать", — скажет она много лет спустя. А пока просто впитывала эстетику минимализма детской душой.

Шить научилась по необходимости — нужно было зарабатывать на хлеб. Пальцы кололи иголки, глаза слезились от мелкой работы при свечах, но каждый стежок приближал к мечте о свободе.

Любовь, перевернувшая всё с ног на голову

1905 год. Двадцатидвухлетняя Габриэль встречает его — Артура "Бой" Кейпела. Боже мой, что это был за мужчина! Английский аристократ с безупречными манерами, игрок в поло, человек, который мог часами рассказывать о Шекспире и при этом выглядеть так, будто сошёл с обложки журнала.

Коко Шанель и Артур Кейпел на пляже, 1917
Коко Шанель и Артур Кейпел на пляже, 1917

Бой стал её Пигмалионом. Учил говорить по-английски (представляете, с каким провинциальным акцентом она начинала?), читал вслух Диккенса, водил в галереи. Но самое главное — он видел в ней не просто любовницу, а равную. В эпоху, когда женщины считались украшением гостиной!

И тут произошло невероятное. Однажды утром Габриэль проснулась в его замке и... надела его свитер! Просто потому что было прохладно, а своей тёплой одежды под рукой не оказалось. Представьте шок гостей за завтраком — женщина в мужской одежде! Но ей было так удобно, так свободно! Никаких корсетов, которые не давали нормально дышать, никаких юбок, в которых невозможно было сделать нормально шаг.

"Ты выглядишь потрясающе", — сказал Бой. И она поверила. Эти грубошерстные свитера стали её первым бунтом против мира, где женщины задыхались в китовом усе и кринолинах.

Но счастье длилось недолго. 1919 год принёс трагедию — Бой погиб в автокатастрофе. Габриэль рыдала три дня без остановки. Потом вытерла слёзы и сказала себе:

"Всё. Теперь я сделаю так, чтобы женщины никогда больше не зависели от мужчин. Даже от самых любимых".

Чёрное платье как манифест

1926 год. Редакция Vogue разглядывает эскиз простого чёрного платья.

"Это что, траурное?" — недоумевают журналисты. "Нет, — спокойно отвечает Шанель, — это универсальное".

До неё чёрный цвет ассоциировался со смертью, горем, старостью. Женщины его избегали как чумы. Но Коко увидела в чёрном силу, элегантность, бесконечные возможности. Её маленькое чёрное платье можно было носить с жемчугом на деловую встречу, с бриллиантами — в оперу, с простыми серёжками — на свидание.

Mаленькие черные платья во время выставки «Миф Шанель», посвященной модельеру Коко Шанель, в Гамбурге, Германия, 27 февраля 2014 года.
Mаленькие черные платья во время выставки «Миф Шанель», посвященной модельеру Коко Шанель, в Гамбурге, Германия, 27 февраля 2014 года.

Помните, как Одри Хепбёрн завтракала у Тиффани в том самом чёрном платье от Живанши? Это прямое наследие революции Шанель! Одна вещь — тысяча образов. Гениально и практично.

-4

Женщины того времени работали в офисах, ездили в трамваях, встречались с подругами в кафе. Им была нужна одежда для жизни, а не для демонстрации на балах. И Коко дала им именно это.

Костюм, который говорил "я равна вам"

1954 год. Семидесятилетняя Шанель возвращается в большую моду после долгого перерыва. Послевоенный Диор пытается загнать женщин обратно в корсеты, но Коко этого не потерпит!

Её новый костюм — это поэма о свободе, написанная иголкой и ниткой. Жакет без подкладки, мягко облегающий фигуру. Юбка чуть ниже колена — можно ходить быстро, можно сесть в машину, не превращаясь в китайскую пагоду. Карманы — настоящие! (До неё карманы на женской одежде были декоративными.) Рукава нужной длины, чтобы было видно часы или браслет.

Цепочка внутри жакета утяжеляла его, создавая идеальную посадку. Контрастная окантовка подчёркивала линии. Каждая деталь работала на комфорт и элегантность одновременно.

-5

В костюме Шанель женщина могла войти в переговорную комнату, полную мужчин в тёмных костюмах, и чувствовать себя равной. Не просить разрешения говорить, а говорить. Не извиняться за своё присутствие, а присутствовать с достоинством.

Chanel №5: когда аромат рассказывает историю

1921 год. Парфюмер Эрнест Бо нервно крутит в руках пятый флакон с образцами.

"Мадемуазель, может быть, попробуем что-то более... цветочное?"
"Нет! — отрезает Коко. — Я не хочу пахнуть розовым кустом! Я хочу пахнуть женщиной!"

До неё женщины пользовались ароматами одной ноты — роза, жасмин, фиалка. Простенько и предсказуемо. Шанель заказала аромат сложный, многогранный, как характер современной женщины. Восемьдесят компонентов! Альдегиды придавали искристость, цветы — женственность, древесные ноты — глубину.

А флакон! Вместо вычурных парфюмерных сосудов в виде бабочек и сердечек она выбрала простую прямоугольную бутылочку. Вдохновение пришло от графина для виски в гостиничном номере — строгие линии, никаких украшательств, только суть.

"Женщины не покупают аромат, они покупают мечту", — говорила Коко. И была права. №5 стал символом независимости, роскоши, французского шика.

Жемчуг каждый день? Почему бы и нет!

Помните портреты дам XVIII века в парадных жемчугах? Они надевали их раз в год, для особо торжественных случаев. Шанель же появлялась в жемчужных бусах на рынке, в ателье, на прогулке.

"Жемчуг всегда прав", — повторяла она, накидывая на шею очередную нитку. Длинные бусы, короткие, многорядные композиции — она превратила жемчуг из символа парадности в повседневную элегантность.

Коко смешивала настоящий жемчуг с искусственным, дорогие украшения с бижутерией. Скандал! До неё это считалось дурным тоном. Но результат говорил сам за себя — выглядело потрясающе.

Она показала: настоящая роскошь не в том, чтобы носить самое дорогое, а в том, чтобы носить красиво. Чувствовать разницу между качеством и показухой.

"Мода уходит, стиль остаётся навсегда"

Эта фраза родилась не на пустом месте. Коко видела, как меняются тренды — вчера модны были турнюры, сегодня — прямые силуэты, завтра будет что-то ещё. Мода — это про "сейчас", стиль — это про "всегда".

Стиль — это когда через двадцать лет ты смотришь на свои старые фотографии и не стыдишься. Когда твоя одежда не кричит о дате покупки. Когда ты выглядишь как ты, а не как последняя картинка из журнала.

Шанель создавала не просто красивые вещи — она формировала новый образ жизни. Учила женщин быть собой, не подстраиваться под чужие представления о том, какими они должны быть.

Костюмы во время выставки «Миф Шанель», посвященной модельеру Коко Шанель, в Гамбурге, Германия, 27 февраля 2014 года.
Костюмы во время выставки «Миф Шанель», посвященной модельеру Коко Шанель, в Гамбурге, Германия, 27 февраля 2014 года.

Коко прожила долгую жизнь — почти 88 лет. Умерла в своём номере в отеле "Ритц", работая до последнего дня. На столе лежали эскизы новой коллекции. Она так и не научилась останавливаться, потому что миссия была не завершена. Женщины ещё не до конца освободились от навязанных стереотипов.

Сегодня девушки носят джинсы и кроссовки, делают карьеру, путешествуют в одиночку. Им кажется, что так было всегда. Но нет — за каждой возможностью быть собой стоит чья-то смелость ломать стереотипы. И во многом эта смелость принадлежит маленькой девочке из приюта, которая однажды решила: мир должен измениться.

История Габриэль Шанель — это история о том, что происхождение не определяет судьбу. Важно не то, откуда ты родом, а то, куда идёшь. Не то, что думают о тебе другие, а то, что ты думаешь о себе. И никогда не поздно изменить мир, если хватит смелости быть собой.

Каждая женщина в маленьком чёрном платье, каждая, кто выбирает комфорт без ущерба для красоты, каждая, кто не боится быть сильной, — продолжает революцию Коко Шанель. И это прекрасно.

А теперь вы: Как вы думаете, что бы сказала Коко о современной моде, соцсетях и трендовом потреблении? Можете ли вы представить свою жизнь без маленького чёрного платья? Что оно символизирует для вас?
Делитесь вашим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал!

Читайте на канале: