Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Мы должны знать врагов в лицо – о судьбе Ил-114

Удивительная судьба этого самолёта, который был незаслуженно забыт, неожиданно изменилась. В 2014 году из архивов извлекли чертежи самолета Ил-114, очистили их от пыли и начали реставрацию. Однако на пути к возрождению самолета возникли серьезные препятствия.

С середины 1990-х годов некоторые влиятельные лица и чиновники пытались уничтожить отечественную авиационную отрасль. Они продвигали закупки иностранной авиатехники, игнорируя местные разработки и тормозя финансирование российских проектов.

Антипромышленное лобби, хотя и менее агрессивное, продолжало действовать. В конце 2010 года во время визита президента в США сторонники Boeing смогли заключить сделку на поставку 50 самолетов Boeing 737 за $4 млрд. В дальнейшем планировалось приобрести еще 15 лайнеров.

Валерий Окулов
Валерий Окулов

На пресс-конференции с президентом России топ-менеджер, продвигающий закупки иностранных самолетов, заявил о создании тысяч рабочих мест в США. Валерий Окулов, зять президента Ельцина, стал ярким представителем этого процесса, занимая высокие должности в транспортной сфере.

За время работы Игоря Левитина на посту министра транспорта (2004–2012) в России произошло несколько крупных авиакатастроф. Две из них — взрывы на борту Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» 24 августа 2004 года, унесшие жизни 90 человек, — стали особенно трагичными.

Теракт в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года выявил проблемы с безопасностью на транспорте. Крушение самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» в Ярославле 7 сентября 2011 года из-за ошибок экипажа также стало национальной трагедией.

Эти события обострили дискуссию о качестве отечественных самолетов. Даже президент Дмитрий Медведев поддержал требования лоббистов, отметив, что безопасность пассажиров важнее поддержки национальных производителей. В 2011 году стало известно о решении перевести средства на поддержку зарубежных производителей. Это решение вызвало критику и заставило задуматься о будущем российской авиационной отрасли.

…по этой проблеме Правительству придётся, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Это очевидно, мы должны поддерживать своих. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей. Но это отдельная тема, я её сформулирую, эту позицию, и Правительству дам поручение. Нужно будет найти деньги. Это должна быть большая программа. – сказал Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев

В 2011 году Минтранс объявил о программе субсидирования процентных ставок по кредитам для российских авиакомпаний, приобретающих иностранные самолеты. Это позволило авиакомпаниям брать кредиты на обновление парка под более низкие проценты (2–2,5%) вместо стандартных 10%.

В годовом отчёте Объединённой авиастроительной корпорации за 2011 год сообщается, что российские авиакомпании приобрели 127 самолётов. Большинство из них были произведены за границей. Средний возраст новых самолётов составил 7,5 лет. В 2010 году авиаперевозчики закупили 11 новых самолётов, а в 2011 году их число увеличилось до 43. Остальные самолёты были куплены на вторичном рынке, в среднем им было 11,2 года.

В 2011 году лидером по поставкам стал Boeing с 42% новых самолётов, за ним следовал Airbus — 23%, Bombardier — 16% и европейский ATR — 14%.

Осенью 2011 года Airbus предсказал, что в ближайшие двадцать лет российские авиакомпании закупят 1006 пассажирских лайнеров на сумму $95 млрд. Исполнительный вице-президент компании заявил, что Airbus планирует продать не менее половины этих самолётов. Boeing также прогнозировал поставку более 1000 новых лайнеров для авиакомпаний России и СНГ в ближайшие двадцать лет.

Генрих Васильевич Новожилов, почётный создатель различных моделей самолётов, однажды обратился к Герману Грефу с просьбой о поддержке для продвижения регионального самолёта Ил-114.

Герман Греф
Герман Греф

«Герман Оскарович, – сказал я Грефу. – Я не прошу у Вас денег, я прошу гарантий, что этот самолёт окажется нужен!». – «Генрих Васильевич, у наших авиакомпаний слабые мускулы. Когда они окрепнут, тогда мы сможем говорить о гарантиях». Я ему ответил: «Когда ваши авиакомпании окрепнут, мы благополучно протянем ноги».

Юрий Слюсарь, возможно, внёс вклад в судьбу турбовинтового самолёта Ил-114, и его неблаговидная роль может быть предметом нашего рассказа, если мы продолжим эту тему.

Время поставило всё на свои места и сейчас активно продолжаются лётные испытания второго экспериментального образца самолёта Ил-114-300 (заводской номер 0110, бортовой номер 54115). 18 ноября машина совершила новый полёт продолжительностью 3 часа 50 минут на высоте до 7500 метров. В ходе испытаний оценивалась работа отечественных систем самолёта.

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил, что завершение сертификации самолёта Ил-114-300 планируется к 2025 году. Первые поставки ожидаются в апреле 2026 года. Министр отметил, что уже заключён контракт на три самолёта, но планируется обсудить с авиакомпаниями возможность увеличения заказов по мере завершения сертификации. Он также подчеркнул важность определения авиалайнеров, которые могут заинтересовать зарубежных покупателей.

В 2024 году на Восточном экономическом форуме было подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и Объединённой авиастроительной корпорацией о поставке 65 самолётов Ил-114-300 с 2027 по 2032 год. Подробности сделки будут уточнены в будущих контрактах, сообщили представители ГТЛК.