Как мимика, тактичность и жесты влияют на нашу речь и даже способность к изучению иностранных языков.
Слушание речи еще во внутриутробном виде, когда человек еще не родился, способствует развитию речевых навыков. И более того, есть мнение, что чем больше еще нерожденный даже ребенок слышит речи на разных языках, тем лучше в последующем он будет говорить. Способности к речи очень зависят от многих-многих факторов. Не только от, собственно, общения как такового, но и от, например, движения, от того, что он видит, от того, что он слышит помимо речи.
Потому что речь — это отражение окружающей действительности.
И для того, чтобы ее отражать, ее надо каким-то образом постичь. А постичь самыми разными рецепторами. Ну, у нас их довольно много. Ну, самое базовое, понятное дело, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чтобы человек научился нормально, грамотно, внятно говорить, он должен иметь много-много всяческой рецепторики. И главное среди этой рецепторики — это общение с другими людьми. Потому что наша речь в очень немалой степени, если не вдавляющей, отражение нашей способности общаться.
Насколько способность говорить определяется генетически, а насколько приобретённостью, честно говоря, до сих пор никто толком не знает, потому что непонятно, в чём бы это можно было измерить. Но очевидно, что и тот и другой моменты чрезвычайно важны. Если человек не слышал речи и не общался до двухлетнего возраста, после этого научить его говорить практически невозможно. То есть есть критические возраста, которые, если человек прошёл без общения, то восполнить это невозможно уже никак.
Вот нейронные сети уже не сформировались. А если, например, он в раннем детстве все-таки слышал речь, даже, может, сам не особо говорил, но главное, что слышал, потом оказался в изоляции, а потом снова в нормальных условиях, то восполнить в какой-то степени можно. Может, не на сто процентов, но в очень значительной степени. Поэтому общайтесь, говорите, щупайте, чувствуйте, нюхайте, и тогда ваша речь станет намного богаче.