Найти в Дзене

Импортозамещение: шаг вперед

Оглавление

При перекомпоновке «Суперджетов» авиакомпании «Россия» проверены новые технические и организационные решения

Перекомпонованный салон «Суперджета»
Перекомпонованный салон «Суперджета»

Компания «Яковлев» полностью завершила выполнение контракта с авиакомпанией «Россия» на перекомпоновку пассажирского салона самолетов SSJ-100. Весной 2025 года заказчику был передан девятый модернизированный «Суперджет».

В исходном варианте машины имели двухклассный салон на 87 кресел. После перекомпоновки самолет получил 100-местный одноклассный салон.

По масштабам реализованный проект выглядит не столь грандиозным, как ведущиеся работы по созданию импортонезависимых лайнеров. Вместе с тем, в ходе этих работ успешно реализованы новые подходы к взаимодействию участников проекта, к организации проектирования и производства, в том числе – импортозамещенных компонентов.

-2

Требования диктует заказчик

В ходе проекта продемонстрирована современная, эффективная и взаимовыгодная модель отношений между ОАК и эксплуатантом.

Генеральный директор авиакомпании «Россия» Ян Бург: «Для нас как авиаперевозчика реализованная перекомпоновка части флота – это еще большая гибкость парка, поскольку для определенного типа перевозок целесообразно задействовать самолеты с компоновкой по моноклассу». Глава крупнейшего эксплуатанта SSJ-100 отмечает: «Мы подходили к этому проекту как к масштабной, технически и организационно сложной задаче. Тем не менее, при содействии компании «Яковлев», проект был завершен успешно и в срок».

Темпы работ впечатляют: контракт подписан в июне 2024 года, конструкторская, эксплуатационная и доказательная документация разработаны к октябрю, а 29 ноября 2024 самолет с новой компоновкой выполнил первый рейс. Три обновленных «Суперджета» авиакомпания получила до конца 2024 года, еще шесть – в 2025-м.

Заместитель генерального директора, технический директор авиакомпании «Россия» Николай Егоров добавляет: «Благодаря слаженной работе, мы смогли закончить проект точно в указанный срок, а самое главное – к началу высокого сезона авиаперевозок».

«Совместный проект с авиакомпанией «Россия» – еще одно доказательство того, что требования диктует заказчик, а мы как производитель всегда идем навстречу», – заявил Дмитрий Борисенко, заместитель генерального директора компании «Яковлев» по поддержке заказчиков гражданской авиатехники.

Рабочие моменты перекомпоновки (АТК «Яковлев»)
Рабочие моменты перекомпоновки (АТК «Яковлев»)

Кооперация конструкторов

На первый взгляд, самым простым решением была полная замена интерьера на выпускавшийся серийно вариант на 100 или 103 кресла класса «эконом». Однако стоимость такой модернизации намного превышала пожелания заказчика, а возможность поставки импортных компонентов для таких компоновок отсутствовала из-за санкций.

Поэтому было решено доработать салон с использованием имеющихся в наличии компонентов интерьера, в некоторых случаях с доработкой до требуемой конструкции. Такой подход потребовал проведения опытно-конструкторских работ с целью создания документации на переделку салона в новый вариант. При этом все новые технические решения и применяемые компоненты и материалы должны были соответствовать жестким нормам авиационной безопасности.

Стандартный путь иерархической организации опытно-конструкторской работы (ОКР) – от головника к соисполнителям – не позволял решить задачу за необходимое заказчику время. Выход был найден в формировании временной проектной команды, которую возглавил директор по клиентским отношениям компании «Яковлев» Владимир Донченко.

В ее рамках была проведена декомпозиция ОКР между тремя коллективами. Головным конструкторским подразделением стало КБ филиала «Региональные самолеты» (ФРС) компании «Яковлев». Ряд технических решений, связанных с доработкой самолета, разрабатывала компания «ОАК-Инжиниринг». Компания «Авиационные интерьеры» взяла на себя роль разработчика ключевых компонентов обновленного салона. Каждая организация выполняла полный цикл работ, включая выпуск документации и согласование изменений в типовую конструкцию самолета SSJ-100.

Выпущенная конструкторами документация касалась не только интерьера (пассажирская кабина, кухни, туалеты), но и тепло-звукоизоляции, системы удаления отходов, аварийно-спасательного и кислородного оборудования, остекления, а также бортовой кабельной сети.

Отметим, что работы по перекомпоновке стали экзаменом для системы проектного управления, которая за последние годы активно развивалась в компании «Яковлев».

Шаг в будущее

Владимир Донченко отмечает, что благодаря максимальному использованию имеющихся на складах компонентов удалось реализовать с выгодой для компании «Яковлев».

Однако по некоторым компонентам старых запасов не было. Рассчитывать на их поставку из-за рубежа в условиях санкций не приходилось.

Выход был найден в адаптации к SSJ-100 изделий (например, панелей салона), которые разрабатывались для импортозамещенных самолетов SJ-100. Работы взяла на себя компания «Авиационные интерьеры специального назначения» (ранее – «Вемина Авиапрестиж»), имеющая опыт поставки интерьера для программы SJ-100. Таким образом, в рамках программы перекомпоновки отработана и проверена кооперация, которая обеспечит компонентами интерьера и традиционные «Суперджеты», и перспективный SJ-100. Это позволило Николаю Егорову назвать проведенные работы «большим шагом, в том числе, общего проекта импортозамещения».

Перекомпоновка проводилась Авиационно-техническим комплексом (АТК) компании «Яковлев» в подмосковном Жуковском.

Компания «Яковлев» готова продолжить перекомпоновку эксплуатируемых самолетов SSJ-100, если поступит новый заказ от авиакомпаний. Начальник Департамента конструкции бытового оборудования ФРС Дмитрий Исайчев отмечает, что потребуется изготовление новых импортозамещенных компонентов интерьера, используя наработки для SJ-100. Главный специалист Департамента клиентских отношений компании «Яковлев» Наталья Максимова считает, что положительный опыт сотрудничества с «Авиационными интерьерами» делает этот проект реализуемым. Более того, освоение производства компонентов интерьера поддержит эксплуатацию действующего парка «Суперджетов».

Дмитрий Борисенко высоко оценивает итоги и перспективы проекта перекомпоновки. Он особо отмечает, что «переоборудование самолетов SSJ-100 получилось реализовать даже в условиях беспрецедентных санкционных ограничений благодаря профессионализму всей команды проекта».

«Мы расширим наше производство»

Владимир Крылов, заместитель генерального директора компании «Авиационные интерьеры»:

– В проекте перекомпоновки самолетов SSJ-100 авиакомпании «Россия» наша компания выполняла работы по доработке багажных полок, потолочных и боковых панелей, вентиляционных решеток под фальшбортами, а также изготовлению новых электрожгутов для индивидуальных пассажирских панелей.

Мы использовали конструкторский задел, разработанный нами для полностью отечественного «Суперджета». В импортозамещенной версии лайнера мы отвечаем за весь интерьер за исключением пассажирских кресел.

В проекте были задействованы все наши производственные площадки. У нас развернута современная производственная линия в технополисе «Химград» в Казани, на которой изготавливаются интерьеры не только для «Суперджета», но и для импортозамещенного лайнера МС-21.

В текущем году мы расширим наше казанское производство за счет введения новых площадей и обеспечим полный технологический цикл создания интерьеров: от изготовления сотовых панелей до финальной сборки всех элементов интерьера.

Наши производственные мощности позволяют масштабировать выпуск необходимых компонентов и, если потребуется продолжить проект по переоборудованию салонов самолетов SSJ-100, мы готовы эффективно выполнить эту задачу.

Рабочие моменты перекомпоновки (АТК «Яковлев»)
Рабочие моменты перекомпоновки (АТК «Яковлев»)

В интерьере мелочей не бывает

АТК компании «Яковлев» в Жуковском – уникальное предприятие: здесь не только ведутся рутинные работы по техническому обслуживанию «Суперджетов», но и отрабатываются новые технологии ремонта и модернизации самолетов. К ним, в частности, относится проект по перекомпоновке лайнеров SSJ-100 авиакомпании «Россия».

Одна из особенностей успешно реализованного проекта: проведение модернизации параллельно с плановым техническим обслуживанием. Заместитель генерального директора, технический директор авиакомпании «Россия» Николай Егоров отмечает, что такая организация работ «позволила избежать дополнительного простоя воздушных судов», который мог негативно сказаться на выполнении производственной программы.

Чтобы в срок выполнить эту большую работу, АТК вышел на режим максимальной интенсивности. На разных этапах проекта пришлось задействовать почти весь коллектив комплекса. Иногда в ангаре одновременно шли работы на двух или трех бело-красных бортах.

В рамках перекомпоновки на специалистов АТК возлагался внушительный объем технологических операций: демонтаж блока бизнес-класса, замена фотолюминесцентной маркировки путей аварийного покидания и покрытия пола заднего вестибюля, установка дополнительных багажных полок, боковых и потолочных панелей, облицовки проемов дверей, светильников, сервисных панелей, кислородных контейнеров и, конечно, новых пассажирских кресел.

Начальник АТК Денис Белов рассказывает: «Подверглась доработки кабельная сеть. Например, для каждого нового индивидуального пульта пассажира нужно провести провода. Новых электрожгутов изначально не было. Конструкторский блок оперативно разработал сервисный бюллетень, а поставщики наладили изготовление компонентов».

Для АТК проект по перекомпоновке фактически стал одним из этапов преодоления антироссийских санкций. «Мы начали по-другому смотреть на свои возможности, а эксплуатанты – на отечественную продукцию, – отмечает Денис Белов».

Качество и эстетика

Сотрудники участка обслуживания кабины – на жаргоне АТК «кабаны» (от англ. cabin), отличаются от других подразделений тем, что в работе руководствуются не только технической документацией и требованиями по качеству, но и «интерьерным вкусом». Они обращают внимание на мельчайшие детали, которые могут подпортить эстетику – повлиять на презентабельный вид салона. Взять, к примеру, герметизацию пола на бортовой кухне, слой герметика кладется не просто аккуратным, а красивым, ровным жгутом. Такими же безупречными должны быть и стыки панелей, и все остальное.

Денис Белов говорит о тонкостях «интерьерной работы»: «В мировой производственной практике существует устойчивое понятие “минимально необходимые требования по качеству”. Но, мы часто слышим выражение: “Совершенству нет предела”. Грань между минимально необходимым и совершенным – зона спора между заказчиком и исполнителем. Поэтому работа с интерьером складывается из тонких моментов. которые необходимо учитывать. Наше правило: смотреть на выполненную работу глазами заказчика и находится с ним в тесном контакте».

Текст: Сергей Сокут, Инна Жебари