Австралийская компания Gilmour Space испытала свою легкую ракету-носитель Eris. Эта попытка запуска закончилась неудачей, но, как утверждает сама компания, она и не рассчитывала на полный успех.
Запуск ракеты Eris австралийской компании Gilmour Space. Фото: Gilmour Space
«Каждый тест, особенно первый — это возможность учиться», — написала в пресс-релизе Gilmour Space.
Запуск Eris состоялся в ночь с 29 на 30 июля 2025 года с орбитального космодрома Боуэн в прибрежном Квинсленде. Ракета вместо того, чтобы устремиться вверх, направилась вбок от стартовой площадки, что напомнило запуск системы Rocket 3.3 американской компании Astra в 2021 году. Полет длился всего 14 секунд, после чего Eris жестко приземлилась на землю. Стартовая площадка была окутана густым дымом от двигателей. Никакого вреда людям и окружающей среде нанесено не было.
«Космос — это сложно. SpaceX, Rocket Lab и другим компаниям потребовалось несколько испытательных полётов, чтобы выйти на орбиту. Мы получили колоссальный объём знаний, которые будут непосредственно применены для усовершенствования нашего следующего аппарата, который уже находится в производстве», — сказал Адам Гилмор, генеральный директор Gilmour Space Technologies.
Хотя полет ракеты австралийской компании длился считанные секунды, разработчикам удалось получить несколько ценных данных из систем, которые работали корректно до возникновения аномалии. Среди них — процесс подготовки к запуску, зажигание, работа двигателя первой ступени, отслеживание дальности и телеметрия.
Стоит отметить, что австралийцы планировали запустить Eris в мае 2025 года, однако головной обтекатель неожиданно отделился, когда ракета еще находилась на стартовой площадке. Причиной неисправности стало короткое замыкание в электросистеме. Следующая попытка была запланирована на конец июня — начало июля, но в то время погода была неблагоприятной.
В компании Gilmour Space подчеркивают, что система запуска, разработанная в основном в Австралии, классифицируется как «легкая», поскольку она может выводить до 305 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту и до 500 кг на солнечно-синхронную орбиту. Трехступенчатая Eris имеет высоту 25 м и диаметр 1,5–2 м.
Первая ступень содержит четыре гибридных двигателя Sirius с собственным твердотопливным и перекисно-водородным окислителем, которые во время испытаний развивали тягу 110 кН. Такой же единый блок расположен и на второй ступени, а верхняя ступень оснащена двигателем Phoenix, работающим на жидком топливе РП-1 и жидком кислороде. Двигатели и некоторые подсистемы производятся в Австралии с использованием 3D-печати.
Гибридные двигатели в орбитальных ракетах пока используются редко. Агрегаты часто используются в суборбитальных системах. Благодаря более простой конструкции этот тип привода также выбирают некоторые предприятия в Европе, например: немецкий HyImpulse, в котором в качестве топлива используются парафин и жидкий кислород. В настоящее время лидеры рынка орбитальных ракет отдают предпочтение жидкому топливу, но неизвестно, что ждет эту отрасль в будущем.