Аруба — равнинный остров средней руки площади на самом юге Карибского моря. Это полупустынное царство алоэ, кактусов и деревьев диви-диви, крона которых неизменно изогнута и указывает на запад; оживлённое снующими игуанами и шелестом кожистых крыльев летучих мышей.
Аруба: где находится и как появилась
Это — самый западный из Малых Антильских островов. До Венесуэлы по прямой — всего 29 км. Более того: Аруба лежит на континентальном шельфе Южной Америки, поэтому с натяжкой остров можно отнести к её пространству.
Площадь вытянутого острова составляет 179 кв. км, что можно сравнить с площадью города Сочи.
Аруба, как и Малые Антильские острова, появилась в результате древней работы вулканов и бурной деятельности местных тектонических плит. Стык Карибской и Южно-Американской проходит чуть южнее острова. Только у Арубы, в отличие от большинства островов-собратьев, есть одна изюминка.
Если Восточные Антилы — выглянувшие из волн подводные вулканы, на склонах которых поселились кораллы и нарастили пласты кораллового известняка, то в основе Арубы лежит «батолит». Это застывшая магма, которая прорывалась-прорывалась на поверхность, но так и не смогла этого сделать, оставшись и застыв под землёй. Её можно было бы назвать магмой-неудачницей, но это звучит уж как-то совсем неуважительно к природе.
- Батолит «родом из подземелья» — первое геологическое слагаемое Арубы, местами выходящее на поверхность холмами и россыпями валунов.
- Второе слагаемое — магма-удачница, которая смогла пробиться и застыла в вулканические породы уже на воздухе.
- Третье — классический для Карибов и лёгкий на разрушение коралловый известняк, окруживший вулканический остов.
Как выглядит Аруба
Аруба — низенький, равнинный остров с такими же низенькими горами-холмами, продуваемый всеми ветрами.
Хотя ветер тут один. Круглый год с востока или северо-востока дует пассат. Недаром самым популярным деревом на острове является диви-диви — дерево, которое «ложится» на направление ветра, наклоняя по ходу движения ствол и ветки.
Влажный пассат, собравший испарения с тёплой акватории Карибского моря, пролетает над Арубой, едва её замечая. На острове, где самая высокая точка больше похожа на холм, почти ничего не притормаживает пассат и не заставляет его влагу выпасть дождями.
Поэтому здесь засушливо.
Количество осадков в год составляет 43 см (для сравнения — в Каракасе, на соседнем побережье Венесуэлы, где ветра упираются в начинающие подниматься Анды — 91 см).
Климат Арубы вообще похож на День сурка: температура воздуха не меняется почти круглый год, составляя в среднем +28 °C. Капли кратковременных дождей, которые чаще посещают остров осенью, быстро или уходят в грунт, или испаряются; поэтому на Арубе нет ни постоянных рек, ни озёр.
Плюс ко всему остров находится далеко к югу от стандартного маршрута атлантических штормов и ураганов.
Жаркие и сухие условия нравятся кактусами и суккулентным растениям (и не нравятся почти всем остальным, поэтому Аруба мало пригодна для традиционных сельскохозяйственных культур). Но в XIX веке решили: «Это надо обыграть!». Так на острове появились обширные плантации алоэ вера.
И это было попадание в яблочко: почва, богатая кальцием и минеральными элементами, подаренными прошлым вулканизмом, идеально подходила для этого растения, по своей суккулентной сущности не предъявляющего особых требований к влаге. Алоэ получался на редкость хорош: растение содержало намного больше алоина — ценного вещества (в арубском — 22%, в «среднемировых» алоэ — 15%).
В XX веке Аруба стала одним из крупнейших экспортеров алоэ в мире. Остров обеспечивал более 2/3 мирового рынка.
К середине XX века Аруба «переквалифицировалась» на нефтепереработку и туризм, но алоэ, в том числе одичавший, до сих пор повсеместно встречается на каменистом, засушливом острове. Растение «вшито в культурный код» его жителей: алоэ даже удостоилось чести попасть на герб Арубы.
Животные под стать: самые заметные жители Арубы — игуаны, которые снуют по пляжам с отдыхающими, как таксисты по мегаполису.
На первый взгляд может показаться, что кроме них и одичавших коз на острове никого и нет.
Впечатление обманчиво: среди остального разнообразия (в основном летающего и ползающего) на Арубе есть даже свои собственные виды животных — например, яркие парни-ящерицы арубский хлыстохвост («кододо» на местный лад),
и очаровательная роющая арубская сова («шоко»).
Самая высокая точка — Яманота (188 метров) возвышается почти в центре острова и просматривается из любой его точки, что помогает лучше составить представление о том, насколько Аруба равнинна.
Неподалёку от неё находится ещё одна ведущая вершина — Арикок (176 метров). Вокруг них организован национальный парк Арикок, занимающий 18% всей Арубы.
Холмы говорят своё слово, чуточку задавая микроклимат: делая территорию чуть влажнее и — позади — хоть немного защищённую от пассатов.
Несмотря на такую важную роль, холмы проигрывают в зрелищности скальным образованиям Айо и Касибари — скоплениям монолитных валунов (осколками того самого батолита, однажды застывшего под Арубой).
Для араваков — первых жителей Арубы — нагромождение Айо имело особое значение. Они приходили сюда, чтобы послушать приближение долгожданной грозы.
По предположениям, комплекс каменных глыб может создавать необычный акустический эффект: когда на подходе к Арубе гремит гром, то его раскаты отражаются от валунов, усиливаясь и раздаваясь эхом. Но научных исследований по этому поводу нет и, возможно, особые свойства Айо — просто легенда.
Скалы Айо стали округлыми из-за длительного выветривания — как химического, так и физического. Под действием солнца, ветра, редких дождей и резких перепадов температуры, твёрдая порода медленно трескалась, крошилась и сглаживалась. За тысячи и миллионы лет острые грани «сточились», как края речной гальки, и камни приобрели свои характерные обтекаемые, почти скульптурные формы.
Но вулканические подарки и резонаторы позади. Ещё одна слагаемая Арубы — это пористый, непрочный коралловый известняк, наросший вокруг скальной составляющей острова.
Благодаря способности известняка разрушаться и превосходно размываться водой, на территории парка Арикоко есть большие пещеры: Гвадирики (длина 150 метров и 2 зала), Хулиба (90 метров) и Фонтейн.
В пещерах шелестят крыльями тысячи летучих мышей. А известняковые стены Фонтейн послужили холстом для индейцев-араваков, нарисовавших красной краской узоры и рисунки. Подлинность арубанских петроглифов подвергалась сомнению, но анализ пигмента показал примерно 1000 год нашей эры.
Отсюда открывается вид на северо-восточный берег Арубы. Берег этот, открытый Карибскому морю и пассату, неспокойный: тёмно-синяя вода беспрестанно бурлит, разбиваясь с пеной о камни.
Здесь найдутся и участки с чёрными вулканическими горными породами, излившимися и застывшими на берегу, и террасы из кораллового известняка. Упорный, монотонный натиск волн размывает их основание, создавая выступ.
Известняковые террасы открывают ещё одну страницу из жизни Арубы. Иногда они расположены отдельными ступенями, что показывает «подъём» острова из воды миллионы лет назад.
Здесь же, на беспокойном северном берегу, долгое время существовал мост из известняка, созданный руками природы.
Но ветер и вода дожали: 2 сентября 2005 года конструкция рухнула, и теперь на месте прежней туристической достопримечательности «красуется» груда обломков.
Ещё одна характерная особенность северного побережья Арубы — узкие песчаные микробухты «бока» (переводится как «рот»), которые постоянно перерезают береговую линию.
Совсем иное дело — южный берег Арубы. Он более мягкий и спокойный. Даже линии тут плавнее; здесь реже встречаются крутые обрывы.
Вдоль юго-западного побережья на расстоянии около 370 м тянется коралловый барьерный риф, защищающий пляжи от сильных волн. Показываясь из воды, он создаёт острова.
В сочетании с мелководьем и плавным уклоном дна рифовый барьер формирует спокойные, отлично прогреваемые лучами солнца лагуны.
Здесь встречаются массивы мангровых зарослей, опускающих корни-канаты в солёную воду.
Рукотворная изюминка Арубы — полуискусственный остров Ренейсанс, насыпанный отельерами для отдыха премиум-класса на барьерном рифе. Для большей привлекательности заведения здесь организовали «Пляж Фламинго», завезя сюда ярких, статных птиц.
Спасибо всем, кто поддерживает выход рубрики «Пальцем вверх»!