Найти в Дзене

Автоматизированные клиентские чаты: с каких групп сообщений начинать автоматизацию, чтобы не разочароваться результатом (полный гайд)

Мода на автоматизацию клиентских чатов впервые возникла в наших пампасах ещё лет 6–8 назад. Но реализация чат-ботов той эпохи была статичной: по сути, это был разветвлённый алгоритм, работающий по принципу: слово/символ — любой триггер, а в ответ — какая-то логика (приветствие, просьба ввести имя и т.п). Увы, впадающие на шестой или седьмой минуте беседы в глубокую фрустрацию пользователи, не получив желаемую конкретику, слетали с катушек, и вместо благодарности за оперативность компания «наслаждалась» подколками и оскорблениями. Удавалось ли снизить затраты на собственный операторский корпус — не ясно. Демьян Грин, гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами Лия. Тем не менее прекрасное будущее наступило: сегодня автоматизировать общение с клиентами — это как пригласить в команду робота-помощника, который никогда не устает и трудится 24/7 без кофе-брейков и посещения уборной. Но чтобы этот робот работал эффективно, требуется соблюдать определённые правила,
Оглавление

Мода на автоматизацию клиентских чатов впервые возникла в наших пампасах ещё лет 6–8 назад. Но реализация чат-ботов той эпохи была статичной: по сути, это был разветвлённый алгоритм, работающий по принципу: слово/символ — любой триггер, а в ответ — какая-то логика (приветствие, просьба ввести имя и т.п). Увы, впадающие на шестой или седьмой минуте беседы в глубокую фрустрацию пользователи, не получив желаемую конкретику, слетали с катушек, и вместо благодарности за оперативность компания «наслаждалась» подколками и оскорблениями. Удавалось ли снизить затраты на собственный операторский корпус — не ясно.

Демьян Грин, гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами Лия.

Демьян Грин
Демьян Грин

Тем не менее прекрасное будущее наступило: сегодня автоматизировать общение с клиентами — это как пригласить в команду робота-помощника, который никогда не устает и трудится 24/7 без кофе-брейков и посещения уборной. Но чтобы этот робот работал эффективно, требуется соблюдать определённые правила, постепенно обучая его всей корпоративной премудрости. Иначе он рискует оказаться в ситуации юного библиофила, впервые попавшего в огромную и постоянно пополняемую новыми книгами библиотеку, или… Буриданова осла.

Зачем чат-боту требуется постоянное дообучение, подробно объясняю в этой статье.

Автоматизировать сразу 100% клиентских запросов — утопия

Почему автоматизировать всё сразу — утопия?

Если совсем по-простому — это как если бы, начиная ремонт в своей квартире, вы приступили к нему во всех комнатах одновременно, немедленно устроив хаос, который будет мешать вам закончить любую конкретную операцию или её фазу.

То же и с клиентскими коммуникациями. Пытаясь охватить всё и сразу, вы просто утонете в потоке вопросов и не успеете за разумное время сделать ничего качественно.

Поэтому мы рекомендуем выбрать для этой работы одну из двух проверенных стратегий:

  • Стратегия «быстрых побед»: в приоритете – простые задачи, на которые приходится большая доля запросов и автоматизация которых быстро даст результат и экономический эффект. Такой подход подобен началу генеральной уборки с самой большой и заметной кучи хлама.
Пример шаблонного интента
Пример шаблонного интента

  • Стратегия «узкого горлышка». Если у вас конкретный отдел или процесс «горит», тормозя остальные процессы, то в этом случае начинаем автоматизацию с него независимо от сложности задачи.

Как определить, что даст быструю победу и где находится «узкое горлышко»? Начните с аналитики входящих сообщений, устройте для них собственное детективное расследование. Сначала собираем все поступившие обращения, сортируем их по теме и фазе «траектории клиента» и смотрим, где больше всего сложностей возникло у наибольшего количества клиентов.

Кластеризация клиентских запросов: что за зверь и почему без неё нельзя

Кластеризация запросов – это фундамент всей работы по автоматизации клиентских коммуникаций с помощью передовых ИИ-ботов. Её можно представить себе следующим образом: у вас несколько тысяч фрагментов большого пазла, и вы группируете их по цветам и формам (смыслам), чтобы понять, как распределена нагрузка и внимание пользователей по разным фазам «клиентской траектории».

Пример шаблонного сценария
Пример шаблонного сценария

«Допустим, у вас в истории чатов поддержки 10 тысяч сообщений, и их нужно сгруппировать по тематике. Допустим, 500 из них касаются статуса заказа, 300 — оплаты, 200 — жалоб по поводу доставки и так далее. Чем больше размер такой группы, тем выше её приоритет в очереди на автоматизацию.

Да, это довольно сложная работа, которая требует большой тщательности, последовательности, а иногда и некоторых технических навыков. Но есть и хорошие новости: кто-то уже решал похожие задачи до вас.

Каждый бизнес по-своему уникален, но бизнес-модель, по которой он работает — шаблонна

В нашей компании силами лучших специалистов создан «золотой набор» для начала работ по автоматизации клиентских коммуникаций, который наши клиенты получают в качестве бонуса.

Пример шаблона в сфере страхования
Пример шаблона в сфере страхования

Чтобы проиллюстрировать, как это облегчает жизнь, давайте перечислим все популярные бизнес-модели, где автоматизация клиентских чатов даёт неоспоримый и заметный экономический эффект сразу.

Сфера деятельности (бизнес-модель)

Наиболее популярные интенты (тематические группы сообщений)

E-commerce

Где мой заказ? Могу ли я продлить срок хранения в пункте выдачи? Как изменить адрес доставки или состав заказа? Почему я не получаю уведомлений/статус заказа?

Фудтех

Статус доставки, задержка заказа, отмена заказа, проблемы с использованием промокода, проблемы с приложением, выбрать/поменять способ оплаты, не привезли позицию

Страхование

Как оформить полис, как продлить или аннулировать страховку, как изменить свои данные

Travel

Проверка и подтверждение брони, узнать время вылета/номер рейса, изменение даты или времени рейса, необходимость наличия справки по COVID

Каршеринг

Результат осмотра машины, бронирование или его изменение, узнать стоимость поездки/какие машины, подтверждение оплаты или проблемы с ней, действия при повреждении автомобиля/ДТП, проблемы с приложением

Кикшеринг

Начало/остановка поездки, проблемы с замком, вопросы по оплате, где оставить самокат, аккумулятор разряжен, проблемы с приложением, попал в аварию

Беттинг (ставки на спорт)

Вопросы по выплатам/фрибетам, какая минимальная ставка, проблемы с регистрацией или верификацией, правила по приёму ставок

EdTech

Регистрация, нет доступа к учебным материалам/не открываются уроки, техническая поддержка при работе с платформой, расписание вебинаров, опаздываю на урок

-6

Пример шаблона в сфере беттинга

При этом независимо от бизнес-модели есть несколько групп интентов, которые имеют абсолютно универсальный характер и встречаются абсолютно во всех клиентских коммуникациях.

Универсальные сообщения, без которых не обойдётся никто

Так же, как и у «живых» сотрудников, взаимодействующих с клиентами, у ИИ-ботов есть четыре типа сообщений, которые одинаково важны в любом бизнесе.

  1. Приветствия. У вас никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. Пользовательские формулировки могут звучать как угодно: привет, хэллоу, здрасьте и т.д., бот должен распознавать приветствие и отвечать одинаково, в соответствии с tone of voice вашей компании. Желательно, чтобы у клиента создалось ощущение, что он «пришёл по адресу», он «в надёжных руках».
  2. Выражение благодарности и подчёркнутая вежливость. Казалось бы, обычное «спасибо» — такая мелочь, но операторы вынуждены уделять ему приличное время с учётом того, что им нужно понимать, является ли это конкретное «спасибо» выражением благодарности за полученную информацию или приглашением к продолжению диалога. То же самое потребуется и от ИИ-бота.
-7
Два разных «спасибо», которые требуют разных ответов от чат-бота
Два разных «спасибо», которые требуют разных ответов от чат-бота

  1. Прощания. Завершение диалога оставляет «послевкусие» от взаимодействия с сервисом. Важно, чтобы робот своевременно распознал, когда настало время поставить точку (когда вопрос полностью закрыт) и сделал прощальный «реверанс» в соответствии с TOV.
  2. Символы и знаки. Практика показывает, что пользователи склонны ставить смайлики, знаки пунктуации и другую «невербальную коммуникацию», к которой они привыкли в общении в популярных мессенджерах. ИИ-бот способен спокойно отфильтровывать такие сообщения как мелкий спам и не нагружать ими операторов-людей.

Таким образом, «золотой набор от Лии» — это как основные специи на кухне, без которых уважающий себя кулинар к готовке не приступит: блюдо получится безвкусным.

Какие операции опасно автоматизировать ИИ-ботом?

Как правило, это вопросы о возврате средств, выплате компенсаций и улаживании конфликтных ситуаций, особенно имеющих высокий эмоциональный градус. В этом случае контакт лучше переадресовать живому человеку, обладающему эмпатией и имеющему соответствующую психологическую подготовку.

Есть и ещё один разряд запросов, которые требуют использования сложных «ветвящихся» или частично пересекающихся сценариев. Для корректной работы по ним робота бывает настроить достаточно сложно.

Все важное, что нужно знать о динамических сценариях, собрал здесь.

-9

Какого выигрыша можно ожидать от правильно проведённой автоматизации клиентских чатов?

Конечно, это зависит от изначального выбора стратегии, но скажу, что начав с самых массовых и частых вопросов, вы быстро получаете:

  • снижение нагрузки на операторов;
  • рост процента ответов, которые бот может дать мгновенно;
  • повышение лояльности клиентов, ибо быстрый и содержательный ответ = счастливый клиент.

Если же начать автоматизацию с редких и сложных сценариев, то эффект будет заметен медленнее, но по мере углубления автоматизации, которая будет охватывать всё большую долю коммуникаций, он тоже «нарастёт».

Пример шаблона по обезличенной тематике
Пример шаблона по обезличенной тематике

Мои рекомендации для бизнеса

Приступая к автоматизации коммуникации с клиентами, помните об этих правилах.

  • Начинайте с базовых групп сообщений (приветствий, благодарностей, прощаний, символов).
  • Анализируйте 100% входящих запросов с помощью кластеризации.
  • Используйте готовые проверенные шаблоны, подходящие для вашей отрасли и бизнес-модели.
  • Постепенно расширяйте первоначальные сценарии до динамических и интерактивных.
  • Не забывайте оставлять «пути отхода» к живому оператору там, где это критически важно.
  • Будьте предельно осторожны с автоматизацией запросов по финансовым и конфликтными ситуациям.

И тогда робот станет вашим надёжным помощником, избавляющим сотрудников от утомительной рутинной работы, а «живым» операторам останутся лишь сложные задачи и эмоционально-нагруженные ситуации.

Давайте познакомимся поближе! Рекомендую всем, кто хочет облегчить себе жизнь и продвинуть бизнес, заглянуть сюда — тут есть очень интересные предложения.