Каждый раз когда рассказывают о логичности принятия решений, о том, что все продумано на тысячу лет вперед в коридорах власти/у масонов/жидорептилоидов/империалистов/коммунистов, это каждый раз выдает не очень большой ум рассуждающего и его малый жизненный опыт.
К началу 1950х годов Индонезия хотела быть нейтральной. Только избавилась от опеки голландцев, получила поддержку США, офицеры обучались в академиях США, летчиков обучали американские пилоты, в страну поставляли матчасть.
К 1 июня 1950 года Индонезия получила: 50 уоки-токи, 10 громковещательных систем, несколько установок для съёма отпечатков пальцев, 50 грузовиков, 50 джипов, 50 мотоциклов, 21000 карабинов, 1000 пистолетов-пулеметов, 10000 револьверов, 100 дробовиков, 500 противогазов и снаряжение ко всему вышеперечисленному. Ну и малое число американских советников на Земле, которые помогали осуществлять переход от голландской к новой системе. Это не прям военная помощь, а скорее что-то навроде МЧС/Guarda Civil, которая позволит организовать поддержать жизнедеятельность системы управления, а местами, вследствие этого, правительство.
Армия состояла из 200 000 рядовых и 5000 офицеров. К 1954 году ежегодно обучалось 45 офицеров от Индонезии в США (бесплатно), в 1955 уже 130. Это помогало поддерживать хорошие отношения и быть уверенным, что сильная армия не допустит прихода коммунистов к власти. К 1956 году посол США утверждал, что все уровни управления армией Индонезии содержат офицеров, прошедших подготовку/переобучение в США.
К 1955 году правда, начались политические волнения, и связаны они были не с коммунистами, а с разнообразными движениями, отсутствием любви к центральной далекой власти, везде ставящих своих ставленников - то есть обычные политические процессы. При этом индонезийские политики как-то подзабыли, что без американского правительства и его поддержки (в Вашингтоне просто надавили на голландцев в 1949, сказав: будете тут проводить колониальную политику, пойдете нахрен из списка Маршалла и военной помощи) они бы не получили независимость, и решили поиграть в нейтралитет между США и СССР, пытаясь извлечь максимум пользы.
К 1957 началась гражданская война, и в Вашингтоне (при поддержке ЦРУ и Госдепа) решили поддержать ... повстанцев. Потому что главное было сделать так, чтоб Суматра и Сулавеси (важные острова) не попали в руки коммунистов. И получается, что пока разочарованные офицеры недовольные национальной политикой, централизацией власти и главенствующей ролью яванцев в политике пытались поменять жизнь к лучшему, поднимая бунт, во всем этом виделось идеологическое разнообразие, которое (конечно, а как иначе!) явно указывало на коммунистов. То есть экономические причины и социальные как-то были упущены из виду. США не могли принять существование Индонезии ВНЕ парадигмы коммунисты/некоммунисты. В феврале 1957 году Ален Даллес с братом Фостером (госсекретарем) утверждал что армия на Яве просто заполнена коммунистами, а вот группы повстанцев на Суматре - все как один антикоммунисты. Что явно противоречило предыдущей политике США и отчетам Армии. Так что США поддерживали гражданскую войну, отказывали властям Индонезии в военной помощи. То что индонезийская армия, в которую уже вложили кучу времени и ресурсов может быть лучшим антикоммунистическим паровозом, как-то упустили из виду. А правительство Индонезии не могло удержать власть на архипелаге (огромнейшего размера) без поддержки армии.
Более того, в попытках улучшить экономическое благосостояние страны начали национализировать остатки голландского бизнеса и имущества. Это сразу подняло градус в Вашингтоне, поскольку такие действия явно указывали на работу левого (то есть коммунистического крыла) Sentral Organisasi Buruh Seluruh Indonesia (SOBSI). На самом деле они участвовали в процессе, но только армия могла заведовать экспроприацией в масштабе всей страны. У других участников не получилось бы просто.
В общем, пока Вашингтон и ЦРУ топили за то, что нужно заканчивать с военной помощью и "перекрывать кислород" для Индонезии, Армия США - продолжала поддерживать индонезийские ВС. И пока повстанцы/диссиденты начали получать поддержку от СССР (получили пару самолетов оружия), в Вашингтоне утверждали, что "поражение диссидентов полностью приведет к господству коммунистов в Индонезии". К апрелю 1958 года стало ясно, что повстанцы без огромной помощи США не выиграют. В это время офицеры Индонезии, сталкивающиеся с повстанцами и их американским снаряжением, становились потихоньку антиамериканцами.
17 апреля 1958 года армия Индонезии готовила наступление на Паданг, один из центров повстанческой деятельности, полковник Яни (свежий выпускник Форта Ливенуорт) запросил помощи у Бенсона, атташе в Индонезии. Тот был не в курсе того, что ЦРУшники помогают повстанцам. "Ирония во всём этом была поразительной. Вот он, открыто проамериканский офицер в антикоммунистической армии, готовый провести крупное наступление — с помощью майора армии США — против повстанцев, которых поддерживает другая ветвь американского правительства". А вы говорите, планы, подготовка..
Автор: Павел Леонов