Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
В эпизоде "Шаттл на Кенфори" сериала "Звёздный путь: Странные новые миры" капитан Пайк и доктор М'Бенга отправляются на заброшенную исследовательскую станцию, что, как всегда, кажется гениальной идеей. Вскоре становится ясно, что название эпизода – это тонкая аллюзия на корейский фильм "Поезд в Пусан", так как станция кишит клингонскими зомби.
Интересно, что зомби здесь порождены мхом, а не привычными грибками или вирусами. Эпизод использует минималистичные, но характерные для зомби-фильмов тропы: вместо торгового центра – небольшой периметр силового поля, а вместо разношёрстной группы персонажей, создающих проблемы, – всего один разъяренный клингон.
Даже космический сеттинг не так уж и чужд жанру зомби-хоррор.
В "Ночи живых мертвецов" зомби-апокалипсис (хотя к концу фильма "гулей", кажется, почти уничтожили) вызван странным излучением с зонда, вернувшегося с Венеры. К слову, эта идея имеет более глубокие корни.
Одним из немногих фильмов, которые могут претендовать на первенство в теме зомби-апокалипсиса до "Ночи живых мертвецов", является "План 9 из открытого космоса". В этом фильме, над которым не будем сейчас смеяться, инопланетяне оживляют мертвецов, чтобы те атаковали столицы Земли.
На самом деле, если искать примеры зомби-апокалипсиса до Джорджа Ромеро, то в оригинальном "Звёздном пути" их целых два. В эпизоде "Мири" "Энтерпрайз" сталкивается с точной копией Земли, где человечество уничтожено смертельной пандемией, превратившей взрослых в жестоких монстров. Эта идея развивается в подростковой зомби-серии Чарли Хигсона "Враг" и сериале Netflix "Рассвет".
Оригинальный сериал "Звёздный путь" также представил эпизод "Операция "Уничтожить", где рой космических паразитов заражает гуманоидов, приводя их в ярость.
Стоит отметить, что франшиза "Звёздный путь" в дальнейшем возвращалась к космическим зомби в эпизоде "Импульс" сериала "Звёздный путь: Энтерпрайз", где радиация породила вулканских зомби, и в пилотной серии анимационного сериала "Звёздный путь: Нижние палубы".
"Почему зомби и космос — взаимодополняемые пазлы?"
"Звёздный путь" — не единственный проект, использующий образ космических зомби. В начале существования сериала "Тёмная материя" был выпущен эпизод, посвящённый ожившим мертвецам в космосе. "Доктор Кто" дважды обращался к этой теме только в рамках новых сезонов: в эпизодах "Воды Марса" и "Кислород" (где клише фильмов о зомби использовались для критики капитализма). И это лишь примеры, действие которых происходит в космическом пространстве.
Даже киберлюди в бинтах из "Доктор Фоллс" вызывают ассоциации с работами Джорджа Ромеро.
Популярность идеи помещения зомби на космический корабль среди телешоу легко объяснима. Зомби — это узнаваемые и эффектные монстры, а космические корабли — впечатляющие и знакомые декорации. К тому же, независимо от бюджета, концепция зомби на космическом корабле относительно проста в реализации. Зомби — это, по сути, массовка и немного грима, а для создания атмосферы космического корабля достаточно нескольких стилизованных коридоров и, возможно, внешних кадров модели.
Как и в случае с зомби-апокалипсисом в целом, зрители интуитивно понимают правила игры, что позволяет сосредоточиться на развитии персонажей и принимаемых ими решениях.
В кинематографе космические зомби также не редкость. Ярким примером является фильм "Последние дни на Марсе", во многом повторяющий сюжет эпизода "Воды Марса" из "Доктора Кто". Марс — популярное место действия, что подтверждается фильмами "DOOM" (2005) и "DOOM: Аннигиляция" (2019).
Даже "призраки" из "Призраков Марса", напоминая скорее гибрид злодеев из "Безумного Макса" и дэдайтов из "Зловещих мертвецов", всё же имеют признаки зомби.
Видеоигры также активно эксплуатируют тему космических зомби. Причины популярности схожи с телевидением и кино. Внешний вид космических зомби в играх зачастую более креативен, как, например, в трилогии Dead Space с её некроморфами. Космос, благодаря удобному чёрному фону и коридорам, стал популярным сеттингом для видеоигр с момента их появления. Примеры можно найти в Dead Space, играх Doom, а также в Halo в виде Потопа. Mass Effect показывает колонистов, зомбированных Торианином, разумным растением, а также хасков. И, конечно, есть зомби-карта в Call of Duty.
"Почему космические зомби опасны вдвойне?"
Типичный сюжет о зомби развивается по сценарию осады. Будь то "Ночь живых мертвецов" или "28 дней спустя", основная идея остаётся неизменной: группа людей, часто не слишком дружелюбных друг к другу, оказывается запертой в здании, окружённом полчищами зомби, стремящихся проникнуть внутрь и уничтожить их. Сюжет строится вокруг конфликтов между выжившими, пока зомби не прорываются и не убивают всех.
Для реализации этой концепции требуется просторное место и множество потенциальных зомби. Однако космическое пространство, даже в самых смелых фантазиях, характеризуется клаустрофобией и ограниченным числом людей.
Даже в Dead Space, признанном лидере среди космических зомби-историй, ощущается, что без зомби перенаселение стало бы проблемой.
Более того, прочные металлические двери, разделяющие отсеки космических кораблей и станций, быстро сводят на нет угрозу зомби, как это показано в комиксе XKCD. Но существуют способы обойти эти ограничения.
Зомби медлительны, глупы и легко уничтожаются поодиночке. В фильмах о космосе можно использовать узкие коридоры, чтобы подчеркнуть, насколько опасным может быть даже один зомби в замкнутом пространстве.
Важным преимуществом зомби является отсутствие необходимости дышать. Это даёт им возможность атаковать корабль снаружи, как это было показано в Dead Space и эпизоде "Кислород" сериала "Доктор Кто". Кроме того, космическая обстановка акцентирует проблему управления ресурсами. В космосе нет изобилия оружия и припасов. Фильм "Последние дни на Марсе" делает немногочисленных зомби опасными благодаря дефициту оружия в жилых модулях.
"Почему нас так привлекают зомби?"
Зомби привлекательны тем, что они одновременно и новые, и до боли знакомые. Они кажутся потрепанными версиями наших знакомых. Сценарий зомби-апокалипсиса легко представить в привычных местах: на улице, в баре или торговом центре.
Даже в фильме о зомби-ограблении в Лас-Вегасе "Армия мертвецов", где вирус зародился в Зоне 51, используется знакомая символика города. Нам нравится видеть, как Лас-Вегас, такой узнаваемый, наводняется нежитью. В отличие от космических кораблей, которые для большинства остаются фантазией, Вегас — место, где многие побывали или планируют побывать. Астронавтом стать куда менее вероятно.
Зомби — это не просто дешёвые монстры, не требующие сложного грима или продвинутого ИИ. Они — мощный символ. Их образы использовались для критики капитализма, конформизма, войны во Вьетнаме, а также отражали наше стремление к насилию, бедность, зависимость от технологий и дегуманизацию.
Однако, оторванные от земной реальности, зомби теряют свою однозначность. В "Последних днях на Марсе" это просто зомби. Некроморфы из Dead Space — возможно, завуалированная сатира на сайентологию. А бледные потомки людей из "Пандорума", хотя и воплощают худшие черты человечества, вызывают сочувствие, учитывая их ужасные условия жизни.
Космические зомби редко несут ту же символическую нагрузку, что и их земные собратья, особенно в отношении человеческих проблем. В "Детях руин" Чайковского инопланетное существо, похожее на слизь, вторгается в нервную систему людей из любопытства, а не из агрессии.
Со стороны они выглядят как зомби, но это лишь следствие чуждости инопланетного разума.
В "Стальном каркасе" Скиннера космические зомби и зомби-роботы заражены коллективным разумом, известным как "Потоп" (не тот, что в Halo).
Большинство космических зомби скорее являются проявлением коллективного разума. Это касается Потопа в Halo, ползунов Торианина и хасков в Mass Effect. Борги из "Звёздного пути: Первый контакт" также подходят под определение киберзомби.
В "Пикнике на обочине" Стругацких инопланетяне не агрессивны, а их артефакты случайно воскрешают мёртвых. Книга подчёркивает, насколько чуждым и непостижимым может быть инопланетный разум.
Космические зомби пугают своей похожестью на нас, но при этом — совершенно чуждым мышлением, а земные — тем, насколько много у нас с ними общего.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я расскажу, какие фильмы проложили путь для "Чужого" Ридли Скотта.
Другие статьи, которые могут вас заинтересовать: