Найти в Дзене
Не хочу работать

#2 Финансовая грамотность: как начать, продолжить и не бросить #2. Ведем учет доходов и расходов

Первая статья по этой теме здесь.

Учет доходов и расходов — важный инструмент финансового планирования и контроля личного бюджета. Без ежедневной записи всех своих расходов обойтись не получится и первое время будет сложно. Но есть и хорошие новости - этот процесс превращается в привычку и мозг перестает агрессивно реагировать на необходимость это делать. Процесс учёта доходов и расходов в личных финансах довольно сильно похож на процесс спортивных тренировок или изменения пищевого поведения:

- совершать действия надо регулярно;

- если случился срыв, то не ругать себя и не останавливаться после срыва;

- продолжить с того места, где случился срыв.

Теперь определим алгоритм действий, чтобы процесс был лёгким и эффективным.

Шаг 1: Выбор инструмента учёта

Сейчас большое количество приложений и сервисов для ведения учёта личных финансов, выбрать можно любой, какой нравится. Но, мое личное мнение, что начать есть смысл с таблиц Excel или Google. Их легко адаптировать под изменения, которые будут требоваться в процессе, - добавить новые категории, сделать сводную таблицу для анализа, посчитать сумму расходов по нескольким категориям и т.д. Попутно можно освоит новый для себя инструмент и повысить свои знания в этой области, если раньше пользоваться таблицами не приходилось.

Я не рекомендую пользоваться встроенными сервисами анализа доходов и расходов в банковских приложениях. Да, это удобно, когда самому ничего записывать не надо и категории расходов определяются приложением автоматически, но:

во-первых, такая аналитика не даёт целой картины, когда часть расходов учтена в одном приложении, другая - в другом, а расходы наличными вообще нигде. Первоочередная задача собрать всю информацию в одном месте не выполняется;

во-вторых, не все категории расходов в приложениях определяются корректно. Например, перевод по номеру телефона продавцу овощей на рынке не попадет в категорию "Продукты";

в-третьих, если не записывать/вносить информацию самостоятельно, то психологически эти расходы как бы и не случились. Внося данные руками можно ещё раз проанализировать с точки зрения нужности тех или иных расходов, выявить типичные ошибки своего поведения.

Шаг 2: Классификация доходов и расходов

Для учёта, все доходы и расходы необходимо разделить на категории. Они определяются персонально в зависимости от потребностей конкретного человека. Если требуется более глубокий анализ какой-то отдельной категории, то ее можно учитывать более детально.

Например в категорию "Продукты" можно относить все расходы в ритейле. Туда, кроме непосредственно продуктов, могут попадать хозтовары, бытовая химия и даже мелкая электроника и мебель. Если требуется более глубокий анализ, то все эти виды расходов можно вынести в отдельные категории, или же отдельно вынести категории Алкоголь, табак или сладости (правда придется повозиться с чеками).

Категории доходов:

  • Зарплата/пенсия/пособия
  • Подработка/доход от бизнеса или фриланса
  • Пассивный доход (проценты по накоплениям, дивиденды, доходы от аренды имущества)
  • Прочие поступления (продажа вещей, подарки)

Категории расходов:

Обязательные платежи (то, от чего невозможно отказаться):

  • ипотека/кредиты/платежи по кредитным картам
  • коммунальные услуги, аренда жилья
  • продукты питания
  • транспорт

Необязательные расходы (то, от чего можно отказаться или отложить):

  • развлечения и отдых
  • одежда и обувь
  • красота
  • отпуск

Непредвиденные расходы (кстати, они довольно неплохо прогнозируются, когда появляется достаточно опыта):

  • замена/ремонт бытовой техники
  • срочные медицинские манипуляции и лекарства

Накопления (если эта категория уже присутствует в вашей жизни).

Конечно категории могут меняться в зависимости от вашего образа жизни и потребностей.

Шаг 3: Регулярная запись операций

Записывайте каждую операцию сразу же, чтобы избежать ошибок и забыть что-то важное, особенно если пользуетесь наличными. Используйте выбранный инструмент регулярно - ежедневно или еженедельно.

Если есть желание, то одновременно можно использовать два инструмента - например таблиц Excel или Google и мобильного приложения.

Так можно найти наиболее удобный для себя вариант, перебрать доступные приложения, посмотреть на их функционал не теряя накопленной информации, потому что она дублируется в таблицах.

Через 3-6 месяцев у вас соберётся достаточно данных, чтобы проанализировать структуру своих доходов и расходов и начать работу по оптимизации, если она требуется.

Как проводить анализ и что можно оптимизировать будем разбирать позже, поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи. Мой Telegram-канал тут.