Найти в Дзене
Культовая История

Зуб «Левиафана»: первый зуб кашалота с энеолитического памятника Валенсина

Оглавление
Зуб кашалота
Зуб кашалота

Киты — невероятно увлекательные существа. Несмотря на то что они активно изучаются, до сих пор остаются во многом загадочными. Их сложная социальная структура и методы общения продолжают быть предметом исследований, и учёные всё ещё не до конца понимают, как некоторые киты способны нырять на глубину более 2000 метров — и что они там делают.

Если даже для нас эти величественные создания являются загадкой, представьте, какими таинственными и даже мифическими они казались людям доисторических времён.

Недавнее исследование доктора Самуэля Рамиреса-Крусадо Агилар-Галиндо и его коллег представляет собой всестороннее описание и биографию объекта — первого в истории найденного зуба кашалота в позднедоисторической Иберии.

Находка была сделана на континентальном памятнике Валенсина-де-ла-Консепсьон-Кастильеха-де-Гусман (Валенсина), крупном поселении медного века, в 2018 году. Но как он туда попал и зачем использовался?

Использование слоновой кости в истории

Скелет кашалота
Скелет кашалота

Слоновая кость использовалась человечеством как сырьё на протяжении значительной части доистории. Начиная как минимум с верхнего палеолита, из неё изготавливались различные предметы: от личных украшений (браслетов, ожерелий) до произведений искусства (скульптур, фигурок) и музыкальных инструментов.

Это связано как с её физическими свойствами — устойчивостью к механическим, химическим и биологическим воздействиям в осадках — так и с эстетической привлекательностью и, в некоторых случаях, экзотичностью.

На Иберийском полуострове слоновая кость использовалась с неолита и до медного, бронзового и железного веков. В последнее время к исследованию стали включать морскую слоновую кость — прежде всего от зубатых китов, а также от тюленей, моржей и сирен (например, ламантинов).

Однако получение морской слоновой кости было значительно более сложным. В Африке существуют доказательства того, что люди подбирали выброшенные на берег туши китов ещё в нижнем плейстоцене, а в Европе — начиная с верхнего палеолита.

Охотились ли на этих животных или просто пользовались удачным случаем — предмет активных споров. Особенно когда речь идёт о выброшенных на берег тушах.

А как насчёт зуба кашалота, найденного в Валенсине? Прежде чем перейти к самому зубу, познакомим вас с самим памятником.

Валенсина — мегапамятник медного века

-3

Валенсина — мегапамятник медного века недалеко от города Севилья на юго-западе Испании. Впервые внимание учёных к этому месту привлёк мегалитический памятник типа толос, известный как Ла-Пастора, открытый в 1860-х годах. С тех пор в XX веке проводились всё более масштабные раскопки, существенно расширившие наши знания об истории и археологии этого места.

Площадь памятника — колоссальные 450 гектаров. Здесь находятся массивные рвы, тысячи ям, бассейнов, шахт и толосов (куполообразных сооружений с крышей).

Кроме того, здесь находится самая крупная коллекция слоновой кости эпохи 3-го тысячелетия до н.э. в Западной Европе.

Один из участков памятника — Nueva Biblioteca («Новая библиотека»), раскопанный весной и летом 2018 года в рамках строительства новой муниципальной библиотеки. Он располагается на пологом холме под названием Ла-Перрера, впервые исследованном в 1970-х.

Радиоуглеродное датирование показывает, что участок использовался около 400 лет до своего заброшения. Здесь находились круглая каменная постройка, заброшенная после первой фазы заселения, различные ямы, семь крупных каменных орудий (возможно, жернова) и маленький отщепленный клинок.

Также было найдено 187 керамических фрагментов и 87 остатков скелетов животных.

Именно в этом контексте и был обнаружен зуб кашалота в 2018 году. Это первая подобная находка на Иберийском полуострове и лишь вторая в западном Средиземноморье — ранее зуб кашалота был найден на Монте-д'Аккоди (Сардиния).

Из пасти «Левиафана»

Кашалот и его детёныш
Кашалот и его детёныш

Зуб был неполным, сохранилась лишь его верхняя половина. Его длина составляла около 13,2 см, вес — 414 г. По морфологии и размеру, а также в сравнении с другими известными экземплярами, было установлено, что зуб принадлежал взрослому Physeter macrocephalus, то есть кашалоту (а не мифическому левиафану, увы).

Кашалоты относятся к надсемейству Physeteroidea, которое эволюционировало в верхнем олигоцене, около 25 миллионов лет назад. Они существовали в различных формах, большинство из которых были средних размеров. Сегодня остались лишь три вида: карликовый кашалот, малый кашалот и гигантский кашалот.

Наш зуб принадлежал гигантскому кашалоту — виду с глобальным ареалом, который обитает как в открытом океане, так и у побережий.

Это крупнейшие зубатые киты, по размерам сопоставимые с усатыми китами. В отличие от последних, их нижняя челюсть снабжена зубами, которыми они хватают крупных кальмаров и рыб.

Весной и летом кашалотов часто наблюдают в Гибралтарском проливе — они охотятся, а затем мигрируют к Балеарским островам для размножения.

Но как зуб такого существа оказался за десятки километров от моря — на участке Nueva Biblioteca?

Путь зуба

Следы биоэрозии от различных организмов: Meandropolydora, Rogerella, Linichnus, Entobia и Radulichnus. Различные цвета обозначают разные типы повреждений
Следы биоэрозии от различных организмов: Meandropolydora, Rogerella, Linichnus, Entobia и Radulichnus. Различные цвета обозначают разные типы повреждений

Следы на поверхности зуба позволили исследователям реконструировать его «жизненный путь». Сначала кашалот погиб в океане, и его тело опустилось на морское дно. Там зуб привлёк внимание крупной рыбы, вероятно акулы, о чём свидетельствуют следы укусов. Зуб пролежал на дне достаточно долго, чтобы на нём поселились губки и моллюски. Отошёл ли зуб от челюсти сразу — неизвестно.

После отделения, под действием течений зуб катался по дну, пока не оказался частично или полностью погребённым в осадке.

Скорее всего, его выбросило на берег в результате сильного шторма или приливной активности — такие явления нередко приносят на пляж предметы с глубоководного дна, например, раковины гребешка Pecten maximus, также найденные в Валенсине.

Сначала зуб не был замечен людьми — он оставался на берегу, пока не был засыпан осадком. Корни растений оставили на нём следы, а на части поверхности образовалась цементоподобная корка.

Наконец, кто-то его нашёл, поднял и отнёс с собой в Валенсину. Между моментом находки и захоронения зуб был подвергнут обработке. Следы канавок и других искусственных воздействий указывают на то, что его намеренно раскололи, скорее всего не ударом, а путём равномерного давления — возможно, с помощью долота. Для чего была использована другая половина — неизвестно. Оставшийся фрагмент был положен в яму.

Ритуальное значение зуба

Эта яма не содержала человеческих останков и не являлась захоронением. Однако она напоминает распространённое явление неолитической Европы: ритуальные ямы, в которые складывали особые предметы — возможно, в качестве жертвоприношений.

Такие предметы часто были редкими и ценными: золотая фольга с символом глаза, медные топоры и т. п.

В Валенсине имеется множество доказательств того, что крупные животные вызывали благоговение — их рога, кости и яйца (например, страусиные) клали в могилы влиятельных людей. Среди них — рога туров, бивни слонов, оленьи рога и др.

Чтобы зуб кашалота оказался в ритуальной яме, он должен был восприниматься как предмет высокой ценности и редкости. Возможно, его опознали как часть огромного существа — может быть даже, как принадлежавший киту, о котором эти люди слышали или которого видели на берегу или вдалеке, в морских волнах.

Факт нахождения аналогичного зуба на Сардинии, в Монте-д’Аккоди, где он также был обработан и помещён в монументальное сооружение, подтверждает его вероятное символическое значение.

Доктор Самуэль Рамирес-Крусадо Агилар-Галиндо и его коллеги представили всестороннее исследование этой уникальной находки — первого зуба кашалота в истории Иберии, датированного 3-м тысячелетием до н. э. Зуб был найден на участке Nueva Biblioteca. Он принадлежал взрослому кашалоту. Почему кит погиб — неизвестно. Но один из его зубов проделал путь от морского дна до доисторического поселения, был обработан человеком и помещён в ритуальную яму.

Хотя его точное предназначение остаётся загадкой, ясно, что он имел высокую материальную и символическую ценность.

Мы и сегодня находим китов поразительными… насколько же более мифическими они казались людям тысячелетия назад?