Сначала все-таки было слово. Веское литературное слово писателя-фронтовика Бориса Васильева. "В списках не значился", уважаемые читатели, впервые увидел свет в февральском 1974 года номере журнала "Юность". И хотя в оглавлении и значился как роман, литературоведы сразу и безоговорочно отнесли произведение к лейтенантской прозе, где окопная правда войны передается обычно через емкие повести.
Но дело вовсе не в форме. Творения писателей-очевидцев, что появлялись одно за другим в 60-70-х, отличает предельная искренность. Новая литература пришла вслед за пафосными порой романами советских классиков. Привычная художественная героизация сменилась жесткой реальностью войны. О которой и поведали те самые молодые лейтенанты, кто фронтовыми дорогами дошел до Берлина. Юрий Бондарев, Виктор Некрасов, Василь Быков и другие свидетели боевых событий оставили свое имя на победной стене истории.
Борис Васильев Победу встретил в военной академии. А еще через десять лет, оставив карьеру в звании капитана, взялся за перо. В 1954-м вышла его первая пьеса "Танкисты." Начинал он как драматург. И культовый фильм "Офицеры" снят как раз по мотивам раннего произведения литератора.
Всесоюзная известность пришла с повестью "А зори здесь тихие." Для лейтенантской прозы в целом характерна ярко выраженная автобиографичность. И образ Сони Гурвич, например, Васильев списал со своей жены Зори Поляк.
Практически все военные произведения Васильева были экранизированы. Некоторые повести не один раз и не только в СССР и в России. Говоря сегодня о "В списках не значился", нужно вспомнить и первые иллюстрации к героической драме.
Журнальная публикация 1974-го сразу вышла с иллюстрациями Саввы Бродского. Советский художник первым визуализировал героя Брестской крепости. Васильев признал точность видения мастера.
Бродский в художественном образе отразил мощь литературной метафоры. "Смертью смерть поправ", русский солдат стал воплощением высшей силы человеческого духа. Именно таким и предстает перед врагом лейтенант Плужников в финале нынешней экранизации.
На глазах у зрителя молоденький Коля Плужников проходит путь от неумелого лейтенанта до возмужавшего в жестких условиях воина, от восторженного мальчика до человека, познавшего высший смысл жизни и отстаивающего свое достоинство и свободу.
Повесть Бориса Васильева глубоко трагична. Путь преображения полон боли и потерь. Человек ведь приходит в этот мир для счастливой и свободной жизни, и он готов всеми силами защищать свой прекрасный мир. Создатели экранизации уловили суть и точно следовали за авторской мыслью. И в кинопроизведении такого глубокого смысла искать какие-то несовершенства мелко.
Сюжетно постановщик опустил домашнюю предысторию Коли с мамой, сестренкой и полюбившейся девушкой Валей. Начал сразу с крепости. Словно намеренно подчеркнул, сколько таких вовсе неизвестных нам солдат полегло на той войне. Мы не знаем, чьими они были сыновьями, кого любили, но мы должны помнить, что они сделали и для нас.
Последний же мирный день в городе выписан со всеми трогательными подробностями. Создатели хотели показать, как прекрасна жизнь без войны. Лейтенант Николай Плужников прибыл в Брест 21 июня 1941-го.
Неисповедимы пути истории. Старинный форпост Российской империи известным Рижским мирным соглашением 1921- го отошел к Польше. А за два года до героической обороны 41-го передан Германией Советскому Союзу буквально из рук в руки. Подразделения вермахта под командованием Гудериана, занявшие крепость осенью 1939-го, торжественно сменились частями Красной армии.
Лейтенант Плужников прибыл в город, который советским-то толком еще не стал. Брест показан насквозь пронизанным местным колоритом. Польские девушки, с которыми пытается познакомиться случайный знакомец Николая, такой же прибывший к месту новой службы командир.
Атмосферный ресторан, где скрипач-еврей так трогательно играет "Черные глаза." И обращение официанта: - "Пан офицер".- Словно из другой жизни. "Тут такая Европа - вмиг ухайдакают," - еще в поезде попутчик-военный подготовил молодого лейтенанта к встрече с незнакомым городом.
И это необыкновенное знакомство с другой, непонятной еще жизнью продолжится в пролетке дрожкача. "Извозчик по-вашему,"- уточнит тот же скрипач из ресторана. В этом городке все непривычно для московского комсомольца.
Сами местные еще не освоились в новых реалиях. Улицу Комсомольскую по привычке называют прошлым именем Стацевича. Зато приезжих сходу стали делить на "западников" и "восточников". Здесь запросто могут столкнуться немецкий жандарм и красный командир.
"Здесь, Коля, люди еще темные," - по обыкновению растолкует Плужникову все знающий случайный знакомец. Старший лейтенант и посоветует после позднего ужина в ресторане переночевать в военкомате, а не тащиться в крепость в темноте через весь город.
Но лейтенант Плужников парень упертый: -" Мне сегодня нужно прибыть в часть." "Больно ты правильный, лейтенант,"- только и вздохнет в очередной раз его новый друг.
И эта неспешная завязка сюжета со всеми бытовыми подробностями последнего мирного вечера так метафорично ясна. Война вмиг лишает всего привычного - вкусного ужина, музыки скрипача, дрожек. И даже летний дождь сменится ливнем снарядов.
Война общая трагедия и горе для каждого человека. И всякий раз, когда на экране занимается рассвет 22 июня 41-го, сжимается сердце. Ведь и в жизни реальные люди, не литературные персонажи, встретились с настоящей бедой, похоронили мечты не только на день - на всю оставшуюся жизнь. Переживаешь за героев так, словно знать не знаешь, что будет май 45-го.
В 41-м не знает этого и Коля Плужников. Всегда уверенный, что бить врага будет на чужой территории, он пребывает в ошеломлении. Кажется, что ускоренные курсы красных командиров мигом вылетели из головы. Не понимая толком, что делать теперь и как будет дальше, он еще надеется, что вот-вот придет Красная армия, и мир вернется на свое место. Полное осознание, что он и есть Красная армия, что он и будет стоять стеной за Брестскую крепость и за свой разрушенный мир, придет не сразу.
Подвиг Брестской крепости настоящий феномен в истории Великой Отечественной войны. Она держала оборону, когда фронт стоял уже далеко за спиной. "Приказа отступать не было,"- скажет уже освоившийся в пекле боев повзрослевший Плужников.
Борис Васильев всегда был против героизации войны. Он не видел в ней ничего доблестного: - "Война пахнет трупами. Больше ничем." И правильного мальчика Колю писатель показывает прежде всего обычным человеком. Плужников сам понимает, что никакой он не командир. Рядовой Сальников и пограничник Денищик рядом с ним кажутся более толковыми. Васильев не скрывает пацанских ошибок, неуверенности и паники первых боев, но все прощает своему герою.
И с каждым мгновением в хаосе сознания яснее становятся мысли, тверже характер, разумнее действия. Лейтенант мужает на глазах читателя и зрителя. Крепнет понимание, что возвращение к мирному Бресту, играющему скрипачу и милым девушкам возможно только через преодоление боли и через жертвы. В высоте своих помыслов он словно возносится над и над войной, и над собой.
И когда физический конец кажется совсем близким, он вдруг буквально скатывается в мирную жизнь. Кажущуюся мирную жизнь.
Этот маленький островок прежнего мира неожиданным образом сохранился в подвальном складе, где хозяйничают тетя Христя и старшина. Лейтенанта впервые привела сюда девушка Мирра, повариха из столовой для командиров. Кажется, что это было сто лет назад.
На рассвете 22 июня первыми же взрывами вход в подвал завалило. Плужников успел выскочить, остальные оказались запертыми под мощными сводами крепости. И войны, получается, не видели. У них создалась иллюзия, вот немножко потерпим, переждем, придут наши, и все закончится. Как в военной сказке, еще день простоять, да ночь продержаться.
Этот засыпанный подвал и стал партизанским пристанищем для красного командира Плужникова на долгие десять месяцев. Отсюда он совершал вылазки и, как мог, бил врага. Даже когда остался совсем один.
Считается, что Васильев списал героя с реального защитника крепости. Однажды в Бресте он встретился с женщиной, она возлагала цветы к воинскому памятнику, где значилось только имя Николай. Якобы она и рассказала писателю историю о русском солдате, который в одиночку противостоял врагу аж до апреля 1942-го.
Режиссер Коротаев, взявший к постановке такое сложное произведение, понимал свою ответственность и старался держаться ближе к литературному тексту. И экранизировал бой за боем, схватку за схваткой, создавая тот сущий ад, в каком оказались герои крепости.
Премьера фильма состоялась в дни празднования 80-летия Победы. Московский театр Олега Табакова полноправный участник проекта. Практически все роли в картине исполнили артисты этой труппы. Кроме того, художественный руководитель Владимир Львович Машков объединил одной идеей кинофильм и спектакль. Постановку " В списках не значился" с теми же актерами можно увидеть и на сцене.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно найдете что-то полезное для себя. Авторские публикации посвящаются театру, кино и любимым артистам. Это были личные впечатления от фильма, которыми, как всегда, делюсь на равных.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации здесь: