Найти в Дзене

«Способ оставаться частью семьи даже в коме» — история о сестринской любви, которая победила болезнь

Воскресное утро пахло ванильными блинчиками и свежемолотым кофе. Марина, помешивая сметану в фарфоровой миске, тихо напевала мелодию из старого фильма, а за окном мягко шелестели листья клёна — октябрь только начинался, но уже окрашивал мир в золотистые тона. Пол под ногами привычно поскрипывал, особенно у холодильника, где половица давно просела под тяжестью времени. Из гостиной доносилась негромкая классическая музыка — Шопен, кажется, — которую включил Олег, разбирая документы за журнальным столиком. — Света ещё не встала? — спросил он, не отрывая взгляда от бумаг. — Встала, но сразу к телефону прильнула, — ответила Марина, поправляя льняное полотенце на плече. — Уже полчаса кому-то звонит. Олег поднял голову с беспокойством. Их пятнадцатилетняя дочь в последние недели стала какой-то странной — постоянно разговаривала по телефону приглушённым голосом, избегала семейных разговоров, а главное — начала пропускать уроки. — А что с теми справками из школы? — поинтересовался он. — Какими

Воскресное утро пахло ванильными блинчиками и свежемолотым кофе. Марина, помешивая сметану в фарфоровой миске, тихо напевала мелодию из старого фильма, а за окном мягко шелестели листья клёна — октябрь только начинался, но уже окрашивал мир в золотистые тона. Пол под ногами привычно поскрипывал, особенно у холодильника, где половица давно просела под тяжестью времени. Из гостиной доносилась негромкая классическая музыка — Шопен, кажется, — которую включил Олег, разбирая документы за журнальным столиком.

— Света ещё не встала? — спросил он, не отрывая взгляда от бумаг.

— Встала, но сразу к телефону прильнула, — ответила Марина, поправляя льняное полотенце на плече. — Уже полчаса кому-то звонит.

Олег поднял голову с беспокойством. Их пятнадцатилетняя дочь в последние недели стала какой-то странной — постоянно разговаривала по телефону приглушённым голосом, избегала семейных разговоров, а главное — начала пропускать уроки.

— А что с теми справками из школы? — поинтересовался он.

— Какими справками?

— Ну, которые классный руководитель просила принести. Про пропуски физкультуры.

— Света говорит, что всё в порядке. Что у неё освобождение.

— А почему освобождение? Она же всегда спортом занималась.

Марина пожала плечами, но тревога в её глазах усилилась.

Наконец послышались лёгкие шаги на лестнице. Света спустилась — стройная девушка с длинными тёмными волосами и задумчивыми карими глазами. На ней была любимая домашняя футболка, но лицо выглядело усталым.

— Доброе утро, солнышко, — улыбнулась мать, ставя тарелку с блинчиками на стол.

— Привет, — ответила Света, садясь за стол и тут же доставая телефон.

— Светочка, — мягко сказал отец, — а можно завтрак провести без телефона?

— Я не разговариваю, просто смотрю сообщения.

— Какие сообщения?

— От подруг.

— От каких подруг? — удивилась Марина. — Катя и Аня давно не звонят.

— От других подруг, — буркнула Света, не поднимая глаз от экрана.

Родители переглянулись. Раньше дочь рассказывала им обо всех своих друзьях, а теперь они узнавали о каких-то незнакомых людях.

— Свет, — попробовал ещё раз отец, — как дела в школе?

— Нормально.

— А физкультура? Ольга Петровна говорила, что ты пропускаешь.

— У меня освобождение.

— По какой причине?

— По медицинской.

— Какой медицинской? Ты же здорова!

— Просто... спина болит иногда.

— Спина? — встревожилась мать. — А к врачу ходила?

— Ходила. Сказали, что нужно поберечься.

— К какому врачу? Когда? — Марина начала волноваться.

— Мам, не допрашивай меня! — резко сказала Света. — Я же сказала — всё нормально!

Она встала из-за стола, взяв только один блинчик.

— Куда идёшь? — спросил отец.

— В свою комнату.

— А на улицу сегодня пойдёшь?

— Не знаю. Может быть.

Света поднялась наверх, оставив родителей в недоумении.

После завтрака Марина убирала на кухне, размышляя о странном поведении дочери. В последний месяц Света кардинально изменилась. Раньше она была открытой, общительной девочкой, отличницей, активисткой школы. Участвовала во всех мероприятиях, была капитаном команды по волейболу.

А теперь... теперь она избегала разговоров, пропускала уроки, перестала общаться с подругами. И эти постоянные таинственные звонки.

— Олег, — позвала она мужа, — а ты не думаешь, что с дочерью что-то серьёзное?

— В каком смысле? — он отложил документы.

— Она так изменилась. Стала скрытной, нервной.

— Переходный возраст, — предположил отец.

— Но она же не тринадцать лет! Ей пятнадцать!

— Всё равно. Подростки непредсказуемы.

— А эти пропуски в школе?

— Может, действительно что-то болит.

— Тогда почему к врачу втихую ходит? Раньше мы всегда вместе к врачам ездили.

Олег задумался. Действительно, поведение дочери было странным.

— А что предлагаешь?

— Поговорить с ней серьёзно. Выяснить, что происходит.

— Попробуем.

Днём к ним домой позвонила Ольга Петровна, учительница физкультуры.

— Марина Александровна, — сказала она обеспокоенным голосом, — мне нужно с вами поговорить о Свете.

— Что случилось?

— Она уже месяц не посещает мои уроки. Говорит, что есть освобождение, но справки не принесла.

— А мы думали, что принесла.

— Нет. И ещё... другие учителя жалуются.

— На что жалуются?

— Света стала рассеянной, невнимательной. На переменах исчезает, приходит к концу урока.

— Куда исчезает?

— Говорит, что к медсестре. Но медсестра её не видела.

Марина почувствовала растущую тревогу.

— Ольга Петровна, а вы не думаете, что она... притворяется?

— Притворяется больной? Возможно. Но зачем?

— Не знаю. Может, проблемы какие-то.

— Поговорите с ней. А то я буду вынуждена поставить неудовлетворительные оценки.

Вечером родители попытались поговорить со Светой. Девочка сидела в своей комнате, что-то читала в интернете.

— Светочка, — вошла мать, — можно с тобой поговорить?

— О чём?

— О школе. Звонила Ольга Петровна.

Света напряглась:

— И что она сказала?

— Что ты не носишь справку об освобождении.

— Завтра принесу.

— Какую справку? От какого врача?

— От обычного. Из поликлиники.

— Света, — строго сказал вошедший отец, — ты лжёшь нам.

— Не лгу!

— Лжёшь. Мы знаем, что к врачу ты не ходила.

— Откуда знаете?

— Потому что мы твои родители. И должны знать о твоих визитах к врачам.

Света встала с кровати:

— Я уже большая! Могу сама к врачу сходить!

— Можешь. Но тогда почему скрываешь?

— Не скрываю! Просто... не хочу вас беспокоить по пустякам.

— Какие пустяки? — не понимала мать. — Здоровье — это не пустяки!

— Мам, у меня просто спина иногда болит! Врач сказал поберечься!

— Тогда покажи справку.

— Завтра покажу.

— Света, — терпеливо сказал отец, — мы видим, что ты что-то скрываешь. Доверься нам.

— Я ничего не скрываю! Отстаньте от меня!

Девочка выбежала из комнаты, хлопнув дверью.

На следующий день Марина решила сама разобраться в ситуации. Она взяла отгул на работе и поехала в школу.

Директор, Анна Сергеевна, встретила её с пониманием.

— Марина Александровна, — сказала она, — я тоже обеспокоена поведением Светы.

— Что именно вас беспокоит?

— Пропуски без уважительных причин. Рассеянность на уроках. И ещё...

— Что ещё?

— Несколько учителей видели, как она после уроков уезжает в противоположную от дома сторону.

— Куда уезжает?

— Не знаем. Садится в автобус номер 47, который идёт в промышленный район.

— Зачем ей промышленный район?

— Вот это мы и хотели бы выяснить.

Марина почувствовала, как сжимается сердце. Что делала её дочь в промышленном районе?

После школы Марина решила проследить за дочерью. Она ждала у автобусной остановки, и действительно увидела, как Света села в автобус № 47.

Марина села в следующий автобус и поехала следом. Света ехала долго, почти до конца маршрута. Вышла у остановки «Реабилитационный центр».

— Реабилитационный центр? — удивилась мать. — Что ей там делать?

Она осторожно вошла в здание следом за дочерью. В холле было тихо, пахло лекарствами и чистотой. На стенах висели плакаты о здоровом образе жизни.

Света подошла к регистратуре:

— Здравствуйте, я Света Петрова. На занятия.

— Проходите, девочка, — улыбнулась медсестра. — Дети уже ждут.

Марина спряталась за колонной и наблюдала, как дочь прошла по коридору в спортивный зал.

«Какие дети? Какие занятия?» — недоумевала она.

Марина осторожно подошла к залу и заглянула в стеклянную дверь. То, что она увидела, поразило её.

В зале было около десяти детей разного возраста — от семи до четырнадцати лет. Но все они были особенными: кто-то в инвалидной коляске, кто-то с протезами, кто-то с явными признаками ДЦП.

А посреди них стояла Света и объясняла, как правильно делать упражнения.

— Машенька, — говорила она семилетней девочке в коляске, — поднимай руки вот так. Представь, что ты птичка.

— А я не смогу летать, как птичка, — грустно ответила девочка.

— Сможешь! Руками будешь летать. Смотри!

Света показала упражнение, и девочка радостно повторила.

— Андрей, — обратилась она к мальчику с протезом ноги, — попробуй встать на одну ногу. Я буду тебя страховать.

— Боюсь упасть.

— Не упадёшь. Я рядом.

Мальчик доверчиво выполнил упражнение, а Света его подбадривала.

Марина стояла за дверью, не в силах поверить увиденному. Её дочь работала с особенными детьми! Но когда? Как? Почему она об этом не знала?

После занятий Света вышла из зала уставшая, но счастливая. Увидев мать, она застыла как вкопанная.

— Мама? — прошептала она. — Что ты здесь делаешь?

— Искала тебя, — ответила Марина. — Света, объясни мне, что происходит.

— Я... я работаю волонтёром.

— Волонтёром? Здесь?

— Да. Помогаю детям заниматься физкультурой.

— Но когда? Как долго?

— Два месяца уже.

— Два месяца?! И ты нам ничего не сказала?

— Боялась, что не поймёте.

— Света, пойдём домой. Нам нужно серьёзно поговорить.

Дома собралась вся семья. Света сидела на диване, теребя край футболки, родители — напротив.

— Рассказывай всё с самого начала, — попросил отец.

— Помните моего двоюродного брата Максима? — начала Света.

— Конечно помню. Сын тёти Нины.

— Этим летом он попал в аварию. Сломал позвоночник.

— Да, мы знаем. Ужасная история.

— Когда я его навещала в больнице, то видела, как трудно ему заниматься реабилитацией. Как он не хотел делать упражнения.

— И что?

— А то, что врач сказал: если дети не будут заниматься, то могут остаться инвалидами на всю жизнь.

— Понятно.

— Тогда я подумала: а что если им помочь? Сделать так, чтобы занятия были интересными?

— И ты пошла в этот центр?

— Да. Предложила свою помощь. Сказала, что умею заниматься спортом, могу научить детей.

— И тебя взяли?

— Сначала не хотели. Говорили, что я слишком молодая. Но потом согласились попробовать.

Марина слушала и чувствовала, как гордость смешивается с недоумением.

— Но почему ты нам не сказала?

— Потому что знала, что вы будете против.

— Почему против?

— Скажете, что нужно сначала на учёбе сосредоточиться. Что это не моё дело.

— Света, — мягко сказал отец, — мы бы никогда так не сказали.

— Правда?

— Правда. Мы гордимся тобой.

— Но тогда почему ты пропускаешь школу? — спросила мать.

— Потому что занятия в центре в то же время, что и уроки физкультуры.

— И ты выбираешь центр вместо школы?

— Да. Потому что в школе я просто для себя занимаюсь. А в центре помогаю другим.

— Но у тебя портятся оценки!

— Знаю. Но мне кажется, что помогать детям важнее оценок.

Родители долго обсуждали ситуацию. С одной стороны, они гордились дочерью. С другой — понимали, что нельзя жертвовать учёбой.

— Света, — сказала наконец Марина, — а что если попросить в школе освобождение?

— Какое освобождение?

— Официальное. Чтобы ты могла заниматься волонтёрством без вреда для учёбы.

— Разве так можно?

— Можно попробовать. Поговорить с директором.

— А вдруг откажет?

— Не откажет, — уверенно сказал отец. — Директор — разумная женщина. Поймёт.

— Правда?

— Правда. Завтра пойдём к ней вместе.

На следующий день вся семья пришла к директору. Анна Сергеевна выслушала рассказ Светы с большим интересом.

— Очень благородное дело, — сказала она. — Но почему ты скрывала?

— Боялась, что не поймут.

— Глупышка. Наоборот, мы бы тебе помогли.

— Как помогли?

— Ну, например, зачли бы твою работу в центре как практику по физкультуре.

— Правда можно?

— Конечно можно. Более того, у меня есть идея.

— Какая?

— А что если создать в нашей школе инклюзивную спортивную секцию?

— Что это такое?

— Секцию, где будут заниматься обычные дети и дети с особенностями. Вместе.

Света оживилась:

— Это возможно?

— Вполне возможно. И ты могла бы стать её руководителем.

— Я? Но я же ученица!

— Ученица, которая уже имеет опыт работы с особенными детьми.

— Анна Сергеевна, — вмешалась Марина, — а как быть с пропусками?

— Пропуски мы засчитаем как практику. А в будущем составим расписание так, чтобы Света могла совмещать учёбу и волонтёрство.

Через месяц в школе действительно открылась инклюзивная спортивная секция. Света стала её руководителем под наблюдением Ольги Петровны.

На первое занятие пришли пять детей из реабилитационного центра и десять обычных школьников.

— Дети, — сказала Света, стоя перед группой, — сегодня мы будем учиться играть в волейбол. Все вместе.

— А как мы будем играть с ними? — спросила одна из школьниц, показывая на мальчика в коляске.

— Очень просто. Есть специальные правила для инклюзивного спорта.

— Какие правила?

— Сейчас покажу.

Света продемонстрировала, как можно играть в волейбол, когда часть команды в колясках. Оказалось, что это не только возможно, но и очень интересно.

— Классно! — воскликнула школьница. — А можно мне тоже в коляске попробовать?

— Конечно можно.

Через час все дети играли и смеялись вместе, забыв о различиях.

Директор заглянула в спортзал и улыбнулась, видя счастливые лица детей.

— Света, — подозвала она девочку, — можно на минутку?

— Конечно.

— Я хочу номинировать тебя на городскую премию для молодых волонтёров.

— На какую премию?

— За социальную активность. Ты её заслужила.

— Но я же просто помогаю детям.

— Именно поэтому и заслужила.

Дома Света рассказала родителям о предложении директора.

— Ты согласилась? — спросила мать.

— Да. Но сказала, что премию нужно дать не мне одной, а всей нашей секции.

— Почему?

— Потому что мы работаем вместе. И обычные дети тоже помогают особенным.

— Умница, — похвалил отец. — А знаешь, что я понял?

— Что?

— Что ты уже давно не ребёнок. Ты взрослый человек, который принимает взрослые решения.

— Правда?

— Правда. И мы должны были это понять раньше.

— А я поняла, что не нужно бояться рассказывать о добрых делах, — сказала Света.

— Почему боялась?

— Думала, что будете против. Что скажете — сначала учись, а потом помогай другим.

— Глупая, — улыбнулась Марина. — Помогать другим и есть лучшая учёба.

Через полгода инклюзивная секция стала самой популярной в школе. Записывались не только дети с особенностями, но и обычные школьники, которые хотели научиться быть добрыми и терпимыми.

— Света, — сказала как-то Ольга Петровна, — а ты не думала стать тренером?

— Настоящим тренером?

— Да. После школы поступить в институт физкультуры, специализироваться на адаптивном спорте.

— А что такое адаптивный спорт?

— Спорт для людей с ограниченными возможностями.

— Интересно. А где можно учиться?

— В нашем городе есть такая специальность.

Света задумалась. Идея ей нравилась.

— А родители что скажут?

— Поговори с ними. Думаю, они поддержат.

Дома Света рассказала родителям о предложении Ольги Петровны.

— Тренер по адаптивному спорту, — повторил отец. — Звучит серьёзно.

— Да. Это люди, которые помогают спортсменам-инвалидам готовиться к Паралимпийским играм.

— А тебе это интересно?

— Очень интересно. Я хочу помогать людям, которые не сдаются.

— Тогда будем поступать, — решила мать.

— Правда?

— Правда. Мы поддержим любой твой выбор, если он связан с помощью другим.

— Спасибо вам, — обняла родителей Света. — За то, что поняли.

— А спасибо тебе за то, что показала нам, какой ты стала взрослой и ответственной.

В конце года Света действительно получила городскую премию для молодых волонтёров. На торжественной церемонии присутствовали родители, одноклассники, дети из реабилитационного центра.

— Света Петрова, — сказал мэр города, вручая грамоту, — вы показали прекрасный пример того, как молодые люди могут менять мир к лучшему.

— Спасибо, — ответила Света. — Но я хочу сказать, что этой премии заслуживают все, кто помогает особенным детям.

— Расскажите нам о вашей работе.

— Я просто показываю детям, что они могут всё. Что инвалидность — это не препятствие, а особенность.

— И что самое важное в вашей работе?

— То, что дети верят в себя. И то, что обычные дети учатся быть добрыми.

После церемонии к Свете подошла маленькая Машенька — девочка в коляске, с которой всё начиналось.

— Света, — сказала она, — спасибо тебе.

— За что, Машенька?

— За то, что научила меня летать.

— Ты и правда умеешь летать. Руками.

— Да! И мама говорит, что скоро я смогу ходить.

— Правда?

— Врачи сказали, что у меня есть шанс. Потому что я много занимаюсь.

— Молодец, Машенька. Продолжай заниматься.

— Буду! А ты будешь со мной заниматься?

— Конечно буду. Всегда.

За окном шёл дождь, капли стекали по стеклу, но в доме было тепло и уютно. Пахло ванильным печеньем, которое испекла Марина в честь дочериной награды, и лавандой из сушёных веточек в шкафу. Играла тихая музыка, и где-то скрипели половицы.

На стене висела грамота Светы, а на столе лежали фотографии детей из инклюзивной секции — смеющихся, играющих, побеждающих свои страхи.

Семья стала крепче, пройдя через испытание недоверием и секретами. Потому что иногда самые важные дела мы делаем тайно, боясь непонимания. Но когда правда открывается, оказывается, что близкие люди готовы поддержать любое благородное начинание.

Света поняла, что помогать другим можно и нужно открыто, с поддержкой семьи и школы. А её родители поняли, что их дочь выросла и стала человеком, который готов жертвовать своим временем и силами ради тех, кто нуждается в помощи.

Пропуски уроков физкультуры превратились в начало большого дела, которое изменило жизнь многих детей. И это было прекрасно.