«Бойтесь данайцев, дары приносящих»
Лаокоон — жрец Аполлона в Трое, которому приписывают
данную фразу при виде троянского коня. За
предостережение боги наслали на него змей
Не думаю, что целью моей жизни может быть чужая жизнь. Этот миф давно разрушен, впервые после развода, потом после моего отъезда из Санкт-Петербурга, когда папе стало хуже и мне пришлось снова ломать устоявшуюся инфраструктуру и уезжать обратно в Донецк. Удивлением была фраза оставленного в культурной столице сына, что он был рад моему отъезду. Что-то щелкнуло тогда, навечно сломав тумблер подобной жертвенности и жизни ради кого-то. Не для того Господь нам дает жизнь, чтобы мы ею так бездумно разбрасывались.
Предисловие к повествованию про моего соседа сверху. Именно в год моего возвращения – второго пришествия в Донецк, как я это называю, им была куплена квартира надо мной. Моя соседка умерла в мое отсутствие – я жила в это время в Петербурге, мои ключи, оставшиеся у нее, получилось забрать с помощью ее сына. До четырнадцатого года, разделившего жизнь Донецка на «до» и «после», мы не особо то и дружили. Марина была женщиной сильной, вырастившей сына самостоятельно и жившей в достатке, по сравнению с мной. Война все поменяла, мы стали бережнее относится друг к другу, потом я уехала и оставила ей ключи – мало ли что: зальет или еще что-нибудь – и, как оказалось, не напрасно. Выехала большая часть людей из подъезда, и затопление таки случилось. Приехав в первый отпуск в пятнадцатом году, я видела это по обоям.
Новый сосед все прибегал, смотрел как у меня устроена лоджия , расспрашивал – что, как и вообще, что вполне понятно при покупке недвижимости. В августе я вернулась и стала жить, помогая папе с его сложностями здоровья. Работа мне нашлась с помощью одноклассницы, предложившей мне удаленную работу в калининградском кол-центре Justcall. Идти снова в банк, куда меня звали девочки из Проминвестбанка, работающие в его преемнике ЦРБ ввиду необходимости быть дома, я не захотела. Удаленная работа в кол центре РФ предполагала наушники, проводной интернет и рабочий день с 9-10 до 15-16. Что нимало важно – сидя дома, никуда не катаясь, растрачивая силы и деньги на проезд. Сосед же, купив с женой квартиру, конечно, начал с ремонта. Акцентирую внимание на том, что ремонт был в рабочие дни и мои и ремонтников. Ни разу я не поднялась к нему наверх со словами – вы мне мешаете. Как вполне себе нормальный человек, ваяющий свой ремонт с 2011 года и возлюбив с прошлого века результат ремонта, не существующий без процесса, я искренне радовалась, что у людей есть деньги на то, чтобы не тянуть резину, а сделать все и сразу. Гудевшие перфораторы, болгарки начинали мой день, и я перекатывала свой стационарный компьютер в другую комнату, либо кухню, закрывая двери для понижения шума сверху. Время ремонта никто не регламентировал – я же понимаю, что если делать, то хорошо, а значит слово «быстро» стоит забыть. У соседки Марины были и перепланированный санузел, и пластиковые окна и даже два (ДВА КАРЛ!!) кондиционера. После ремонта я по своим делам заходила к соседям и порадовалась беленькой чистенькой квартире, а самое главное – построенной в гостиной гардеробной. Если объединение санузла с ванной было подсмотрено у Марины, то гардероб взят на вооружение у новых соседей. Как говорится – не все так плохо у вашего окружения, дотягивайтесь!
Свой ремонт я начала в осень двадцать первого года, и первое, что мне пришлось сделать – протравить всю живность, которая развелась до неприличного. Заказ был у профессиональных дезинсекторов, работающих на донецком рынке услуг прилично. С утра специалист приехал, залил всю квартиру, включая старую газовую плиту, в которой особенно любили жить мелкие пакостники, сказал мне уйти и через несколько часов вернуться и проветрить, вымыть все помещение. Я ушла в мамину квартиру в пяти минутах от моей и только собралась предаться спокойным радостям жизни, как раздался звонок. Сосед, который был милым, добрым и вежливым сразу потерял несколько этих важных качеств и кричал, что у него тут армагеддон, что отравилась его собачка, что коты (о которых я и не знала) чувствуют себя нехорошо, что плачет из-за собачки супруга и вообще – почему я его не предупредила… Я вернулась домой раньше положенного (что было зря), открыла все окна и проветрила – запах в квартире конечно был сильный. Только мне не пришло в голову спросить – как это у соседа все сразу слышно, он что подключился к моему вентиляционному стояку? Сметя небольшое количество таки убитых тварей и вымыв квартиру, я присела на диван отдохнуть. Только разве это можно с активным соседом? Он прибежал ко мне с продолжением возмущения, с чеком от ветеринара и «серьезным разговором» о том, что я ему много должна – на свою собачку в клинике они ехали на такси, везли ее в самую лучшую ветеринарную больницу. И жена у него юрист и вообще… Самый «серьезный» аргумент был: вы же знаете, как мы любим наших животных. На что я ему удивленно аргументировала, что у меня несколько месяцев назад умер папа, он об этом знает? Удивительно, как люди хотят себя поставить. Извинений было мало, нужно срочно рассчитаться с ним. Спорить я не стала – позвонила дезинсектору с вопросом: соседи так себя ведут всегда, когда их компания делает свою работу. На что он ответил, что сталкивается с таким впервые. Еще один вопрос был задан родственнику-ветеринару, которому я отправила результаты анализов сильно пострадавшей собачки соседа, на что тот ответил, что собака могла отравиться чем угодно, но если я хочу сохранить добрососедские отношения, то лучше принять меры.
Как результат – специалист, проводивший санобработку отдал «пострадавшему» всю уплаченную сумму за работу (их разговор для меня не был важен, важен был факт). Этого было мало. И хоть я не видела со своей стороны никаких ошибок – я не знала, что весь дом я должна была предупредить, об этом специалисты мне ничего не сказали. Больше того- соседка двумя этажами ниже сказала мне: они должны были сказать вам спасибо, что бы протравили получается не только у себя. Лучшее враг хорошего. Не смотря на заявление соседа, что виноват дезинсектор, я отнесла ему разницу суммы и постаралась забыть все это.
Дальше было только больше и веселее. То я, сталкиваясь с ним у подъезда, озадачивалась его вопросом: Зоя, вы что готовите по ночам? Мой ответ я уже не помню, много времени прошло. Потом ремонт начала я, и уже это конечно стало мешать соседям на минуточку СВЕРХУ. И когда я по их просьбе предупреждала, что мне ставят окна, меняют стояки, одной этой информаций веселому соседу было мало, ему нужно было знать, во сколько точно уйдут мои мастера. На что я отвечала – как только закончат свой объем работы, так сразу и уйдут. До сих пор в памяти день, когда мы меняли трубы, договорившись с соседом снизу, что сделаем это вместе. Вода в Донецке тогда была – и горячая, и холодная. Но пока перекрыли и делали – все соседи вернулись с работы, поэтому такие неудобства им не понравились. Сосед пришел с разборками – сколько можно, на что я указала пальчиком на квартиру снизу – они работали уже там и заканчивали. Мне очень понравились мастера, приглашенные мной из нашего ЖЭКа, в котором был полный комплект в то время. Они спокойно делали свое дело, не ускоряясь – ибо как можно быстрее спаять трубы, не создав аварийность, спокойно отвечали нервному соседу, что все заканчивается. Сейчас, когда мы живем четвертый год без горячей воды в системе и раз в три дня имеем (не все) холодную, те соседские возмущения мне кажутся невозможно бессмысленными. Большой многоквартирный дом, тридцать шесть квартир в подъезде – мы все очень и очень разные, только терпение может помочь нам с коммуникацией.
К чести соседа, его активная жизненная позиция дала подъезду много преимуществ. С его помощью закрутились нужные колесики и родились преобразования в подъезде, давно требующие осуществления: запаяли мусоропроводы, сделали ремонт, срезали перед крыльцом сгорбленный асфальт и закатали новый. Самолично он, живущий на седьмом этаже, привел в порядок цветник и посадил лично как цветы, так и деревья на другой стороне. Жильцы первого этажа не занимались этим никогда. Благодаря его усилиям у нас меняют изношенный лифт. Здесь нужно отдать ему должное, много лет никто из жильцов подобным вообще не озадачивался, его переселение к нам дало толчок и хорошему, о чем я прекрасно знаю. Только все это хорошее, перечисленное мной, по-прежнему комплектуется с его вечными претензиями по звукоизоляции, по вечному моему шуму, так мешающему ему. Я не очень понимаю, как я, живя этажом ниже, так сильно могу ему мешать. Никогда до него никто из соседей не предъявлял мне претензий, один раз старички, живущие подо мной в поездке в лифте, сказали, что у нас играет фортепиано – сын учился в музыкальной школе и ежедневно играл на инструменте. На что я с улыбкой аргументировала: у вас всегда есть возможность бесплатно послушать живую музыку. И это – соседи снизу! Но чтобы надо мной – такого не было ни в одном месте проживания. Поздравительные смс в телеграм от соседа частенько заканчивались: и сделайте потише музыку.
Как-то возвращаясь с работы, я встретилась на крыльце подъезда с соседом и его супругой. Он читал объявление о продаже квартиры в нашем Пролетарском районе на улице Дудинская и пошутил, что «придется покупать там квартиру, если Зоя будет шуметь», на что я с улыбкой ответила – тогда покупайте сразу, я привезла из Петербурга новенький телевизор.
Со временем мне стало казаться, что я по-прежнему живу в коммунальной квартире, как в Петербурге, где соседке вечно мешал шум и запахи с кухни, мы реально часто ссорились на этой почве, но, слава Богу, ненадолго. Я все равно готовила в нужное мне время, а соседке советовала купить себе отдельное жилье и не морочить мне голову своими претензиями.
Ситуация неуклонно увеличивала объемы нашего с соседом непонимания. Мы не ссорились, мне просто все больше и больше надоедали его постоянные упреки в излишнем шуме: складывалось такое ощущение, что я в своей квартире должна жить исключительно для его удобства. В один из дней, когда я утром прочла подряд два сообщения – сделайте тише телевизор! – я заблокировала соседа во всех мессенджерах и поставила блокировку в телефоне. И все. Стало так легко и спокойно, будто какой-то нарыв вскрылся и стал выздоравливать. Я не стараюсь сделать жизнь окружающих невыносимой, никогда никому неудобств не доставляла, поэтому эти шесть лет были для меня какими-то странными. Видя соседей, я здоровалась с ними, исключая возможность продолжения беседы и диалога. Мне они были безразличны. Я жила и живу для себя – не для них. Не пью, не курю, скандалов не устраиваю, но подобное вмешательство в мою жизнь считала и считаю перебором. Думать о других, конечно, нужно, но есть и мои личные границы. Если уж так все плохо в многоквартирном доме – вариант покупки частного дома всегда есть, и нетерпимость к другим там будет минимизирована.
Сюжет был бы не полным без событий, произошедших недавно. У нас с середины июля остановили работу лифта. Его меняют в нашем и соседнем подъездах. Сосед спустился ко мне рассказать, что это он добился замены старого изношенного лифта. Кроме того, он сказал: наверное, я замучил вас своими претензиями, не обижайтесь. С его слов у него такая чувствительность к посторонним звукам с детства – ему в деревне у бабушки мешали спать соседские собаки, и он … бросал в них трехлитровые банки. Когда я услышала это, то все другие вопросы у меня отпали сами собой. Я и так была о нем такого себе мнения, но после таких признаний – тем более. Куда смотрели его родственники – бросать в собак банки такой емкости это надо было еще додуматься. Лучше бы он молчал, честное слово. Как и соседке по Питеру я сказала ему про беруши. А подумала, что странных людей в моем окружении прибавилось. И со мной по-прежнему все в порядке, в отличие от них. Я сделаю тише звук телевизора и музыки и без внешних напоминаний, но заставлять меня жить по своим понятиям – самое глупое занятие. Я не собака, в которую можно бросить банку. Я могу и дать сдачи, если что. Не зря же я родилась и выросла на Донбассе: характер у наших женщин здесь крепкий и основательный. К тому же я слишком давно не замужем и не могу полагаться на мужчину, могу только на саму себя, что с успехом и делаю.
Всем соседям нужно вести себя более терпимо друг к другу, иначе обострение отношений ни к чему хорошему не приведет. И да - сосед, осознавший суть проблемы, уже не так и плох, как я думала. Только для этого мне пришлось шесть лет терпеть и в конце концов отправить его в бан. Это оказалось самым действенным из всех испробованных методов.
Если вам понравилось читать, подпишитесь пожалуйста, поставьте лайк и оставьте комментарий. Это помогает каналу развиваться. Спасибо)