Найти в Дзене

Карл Брюллов и Эмилия: несчастливый брак - это к лучшему?

А выставка то заканчивается. У вас остаются считанные дни, чтобы посетить событие, случающееся раз в жизни, - весь Карл Брюллов в Москве, более 170 работ! Современники еще при жизни величали его Великим Карлом или Карлом Великолепным, его имя ставилось в один ряд с Рубенсом и Рембрандтом. Не менее насыщенной и бурной выдалась и личная жизнь Брюллова. О том, что он был женат, я узнала только на этой выставке и почти случайно. Со вторым этажом вышло забавно: все зависают у крупноформатного полотна "Последний день Помпеи", справа ещё одно эпическое полотно, но незаконченное, посвящённое осаде Пскова. Стою, разглядываю. Кто-то прошел поверху в просвете между двумя полотнами, думаю: служительница. Стою, разглядываю. Опять идут, уже несколько человек... Оказалось, за двумя монументальными полотнами спрятался пологий подъем в темноту и стоит скромная табличка "Продолжение осмотра". На втором этаже тоже Карл Брюллов, особый раздел выставки - незаконченные портреты. Незавершёнными остались
Оглавление

А выставка то заканчивается. У вас остаются считанные дни, чтобы посетить событие, случающееся раз в жизни, - весь Карл Брюллов в Москве, более 170 работ!

Современники еще при жизни величали его Великим Карлом или Карлом Великолепным, его имя ставилось в один ряд с Рубенсом и Рембрандтом. Не менее насыщенной и бурной выдалась и личная жизнь Брюллова. О том, что он был женат, я узнала только на этой выставке и почти случайно.

Со вторым этажом вышло забавно: все зависают у крупноформатного полотна "Последний день Помпеи", справа ещё одно эпическое полотно, но незаконченное, посвящённое осаде Пскова.

"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году". 1839-1843. Карл Брюллов.
"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году". 1839-1843. Карл Брюллов.

Стою, разглядываю. Кто-то прошел поверху в просвете между двумя полотнами, думаю: служительница. Стою, разглядываю. Опять идут, уже несколько человек... Оказалось, за двумя монументальными полотнами спрятался пологий подъем в темноту и стоит скромная табличка "Продолжение осмотра".

На втором этаже тоже Карл Брюллов, особый раздел выставки - незаконченные портреты.

Незавершенные работы

Незавершёнными остались и "Осада Пскова...", и многие другие работы великого Брюллова. Ни одно из исторических полотен после "Последнего дня Помпеи" (1833) и "Смерти Инессы де Кастро" (1834) закончено не было.

"Смерть Инессы де Кастро". 1834. Карл Брюллов. Государственный Русский музей.
"Смерть Инессы де Кастро". 1834. Карл Брюллов. Государственный Русский музей.

Художник обладал бурным темпераментом: мог вдохновенно без перерывов и выходных работать над своим творением, однако так же быстро перегорал.

В этом портрете даже трудно заметить незавершенность, глаза уж точно выписаны словно живые, разве что цвет лица и шеи...

Портрет И.А. Монигетти. 1840. Карл Брюллов. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет И.А. Монигетти. 1840. Карл Брюллов. Государственная Третьяковская галерея.

Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.

Готовность "Спящей Юноны" (Происхождение Млечного Пути) гораздо меньше.

"Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом". Государственная Третьяковская галерея.
"Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом". Государственная Третьяковская галерея.

Невероятно удавались Карлу Великолепному животные, а ведь пред нами всего лишь набросок (подмалёвок). Этот белый в яблоках скакун был эскизом для портрета сестёр Шишмарёвых, хранящегося в Государственном Русском музее.

Лошадь.1839. Карл Брюллов. Государственная Третьяковская галерея.
Лошадь.1839. Карл Брюллов. Государственная Третьяковская галерея.

Среди незаконченных работ даже знаменитый портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала.

Царь обиделся

С императорской семьей рабочие отношения уж точно не заладились, Брюллов был пылок и горяч и не терпел капризы даже самых высокопоставленных заказчиков.

Карл Брюллов не выполнил ни одного императорского заказа.

Летом 1837 по желанию государя Николая I Карл Павлович начинает работу над семейным портретом императрицы и великих княжон. Модели не были ни слишком пунктуальны, ни слишком усидчивы, и ездить из Петербурга в Петергоф художнику быстро надоело.

До наших дней дошли лишь два небольших эскиза маслом и наброски карандашом.

Портрет великой княжны Александры Николаевны. Конец 1830-х. Государственный Русский музей.
Портрет великой княжны Александры Николаевны. Конец 1830-х. Государственный Русский музей.
Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Государственная Третьяковская галерея.

Однажды он приехал в Петергоф и, узнав, что сегодня позировать ему никто не будет, собрал сделанные наброски и отбыл в Петербург.

Николай I счёл поступок художника дерзким, заказ был отменен, Брюллова при дворе более не принимали, мы же с вами лишены возможности лицезреть семейный портрет императрицы Александры Федоровны с дочерьми.

Идеал чистой красоты - жена

О многолетней почти астральной связи Карла Павловича с богатейшей женщиной своего времени графиней Самойловой, что состояла в родстве со Скавронскими, известно многим.

О том, что у каждого за плечами было по одной загубленной из-за неразделённой любви душе - знают меньше людей, и совсем немногие о том, что, казалось бы, навечно расставшись с Юлией Павловной, Брюллов женился.

Покинув Италию, в Петербурге он повстречает совсем юную девушку - Эмилию Тимм.

Портрет этой девушки, внешне походящей на графиню Самойлову, только лет на 20-30 моложе, мы тоже увидели среди незаконченных работ на втором этаже выставки.

Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилии Тимм). 1838. Частное собрание. Санкт-Петербург.
Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилии Тимм). 1838. Частное собрание. Санкт-Петербург.

Она и станет его единственной супругой.

Эмилия была дочерью рижского бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма, в их доме все владели музыкальными инструментами, а гостями бывали молодые Ференц Лист и Рихард Вагнер.

Девушка была талантливой пианисткой и в возрасте 16 лет сама уже давала уроки музыки, её первым учеником был маленький Антон Рубинштейн, будущий композитор, пианист и дирижёр.

Повстречав девушку волей случая в театре, Брюллов не забывал о ней, её черты он придал Марии Магдалине на алтарной картине "Распятие" для лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге.

-9

В 1838 он сделал Эмилии официальное предложение.

Сам Карл Павлович был скорее образцом ветрености, чем верности, но от семнадцатилетней супруги ожидал иного.

Венчание состоялась в январе следующего года в лютеранской церкви святой Анны, что на Кирочной улице. Жениху было 39 лет, невесте 18.

"Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы, — вспоминал свидетель бракосочетания Тарас Шевченко. — Но в продолжение обряда Карл Павлович ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту".

Возможно, к сорока профессор живописи уже мечтал о безупречном браке, о семье и идеализировал будущую жену. Она открылась ему до свадьбы. Он всё-таки женился, но не смог смириться с тем, что его "идеал" был осквернен.

Незаконченный портрет Неизвестной дамы в белом. Русский музей.
Незаконченный портрет Неизвестной дамы в белом. Русский музей.

Эмилия сама приняла решение вернуться к родителям в Ригу. Развод пары всего через месяц Петербургом был воспринят как невероятный скандал. Они больше никогда не виделись.

Автопортрет. Около 1838.
Автопортрет. Около 1838.

Так несчастливый брак - это к лучшему? По крайней мере, для юной Эмилии это так и было. Общественность безоговорочно встала на её сторону, Брюллов переживал.

От депрессии его спасёт старый друг и старая муза Юлия Самойлова. Последние годы жизни Брюллов проведёт в Италии, но угаснет в одиночестве в июне 1852 года в возрасте 53 лет на минеральном курорте Манциана неподалеку от Рима.

И всё же Эмилия не покидала его мыслей и в добровольном изгнании: в 1849 он напишет картину "Диана, Эндимион и Сатир", где в образе прекрасной Дианы изобразит бывшую жену, в образе старого сатира её отца и себя спящим кудрявым юношей.

У Эмилии же всё сложится хорошо: из Риги девушка отправится в Париж, её радушно примут в доме матери Проспера Мериме, два года уроки музыки давать ей будет сам Шопен.

В 1844 молодая женщина вернётся в Ригу и примет предложение руки и сердца Алексея Греча, сына известного петербургского издателя Николая Греча. Это будет короткий, но счастливый брак.

В 1850 Алексей Греч скончался во время путешествия на португальский остров Мадейра.

Двух сыновей и дочь Эмилия Греч воспитала одна, дав образование в немецком Карлсруэ, в Петербург она вернулась уже со взрослыми детьми и жила в особняке на Мойке. Интересно, уцелел ли он и что там теперь.

Выставка в Новой Третьяковке блестяще организована: зонирование по городам, комфортный температурный режим, а свет... Картины как звёзды на ночном южном небе, а ещё темнота заставляет говорить шепотом...

Помните, что Карл и Эмилия сочетались браком в лютеранской церкви святой Анны, что на Кирочной улице в Санкт-Петербурге? В неё нынешнюю приглашаю вас отправиться вместе с нашим другом Алёной.

Всем счастливых дорог!