Я нечасто возвращаюсь в места, где уже бывал, но жизнь ставит свои условия. Раньше весь мир был открыт, но мир изменился.
Хотя что я вам рассказываю, вы и сами всё прекрасно понимаете.
Ну что же, и снова здравствуй, Дубай!
Небоскрёбы Абу-Даби незаметно переходят в пригороды двухэтажных вилл, а те внезапно растворяются в море песка и пучков травы.
И вот XXI век сменяется вечностью.
Автобус несётся из Абу-Даби в Дубай. Полтора часа пустыни.
Быстро промелькнули окраинные промзоны и вдруг мы оказываемся среди леса небоскрёбов. Всё происходит быстро, будто в сказке: джинн щёлкнул пальцами и песок обратился в свечи башен.
Поезд метро летит по надземной эстакаде.
Почему-то этот снимок напомнил мне роман "Бесплодные земли" Стивена Кинга: поезд Блейн Моно мчится среди безлюдных небоскрёбов.
Людей на улице замечаешь в последнюю очередь
Но вот появляются люди. О людях я расскажу отдельно.
Приглядевшись к ним, походив среди них, действительно понимаешь, что Дубай наверное максимально близок к моему представлению "города будущего".
Каждый свободный пятачок земли размечен под фундамент.
Если задуматься, это, конечно, невероятно.
Проект "Дубай" можно сравнить с огромным, планетарных масштабов, велосипедом. Пока крутишь педали, он едет.
Распахнув ворота перед всем миром, сняв множество традиционных ограничений, эмир Дубая дал понять всем: "покупайте недвижимость здесь и заводите капиталы сюда. Всё дорожает и дальше будет только дороже". В 2000-х здесь работало до 20% всех башенных кранов мира. Город в пустыне стал мировой стройкой, все инвестировали сюда и квадратный метр (фут) рос каждый год. А потом, во время кризиса 2008 года... вдруг оказалось, что Дубаю нечем расплатиться по собственным облигациям. Помог братский Абу-Даби, выделивший кредит.
Но кризис миновал и снова стали расти небоскрёбы и цены за квадрат.
Всё работает, пока люди со всей планеты верят, что "надо брать, ведь завтра будет дороже". И пока эта схема работает.
Это примерно как с американским долларом. Казначейство США никогда не сможет выплатить свой госдолг, но весть мир верит в доллар.
Бурдж-аль-Араб, "Арабская башня", символ "благословенных 2000-х"
Но иногда, чёрт возьми, это действительно напоминает сказку из "Тысячи и одной ночи"
Пока велосипед едет, и дубайский, и американский.
Вслед за вложениями в недвижимость, воспользовавшись низкими налогами и минимальной бюрократией, в эмират потянулись и международные кампании. Открываются региональные офисы всех мультинациональных гигантов, особенно цифровых, от Alphabet до SAP.
И вот уже в кварталах айтишников, у забора какой-то стройки, паркуются Ferrari.
Дубай - город, построенный почти с нуля. Здесь, как и в Америке, практически нет исторического центра с узкими улочками, здесь сразу строились широкие проспекты. В таком случае всегда получается город для автомобилей. Но, с другой стороны, всякая транспортная система имеет свои пределы пропускной способности. Поэтому вдоль всего вытянутого вдоль Персидского залива города проложена линия метро. А автобусы выполняют функцию подвоза к метро или в стоящие в глубине районы.
Ну что мы всё о скучном, о деньгах, о дорогах.
Стрит-арт в арабских странах я видел только в Дубае. И он здесь прекрасен.
Разрисованные парковочные автоматы
В Абу-Даби такого я не видел
Хотя, если задуматься, стрит-арт я видел только в одном районе Дубая. Я плохо смотрел или только здесь он разрешён?
Забавная история.
Я стоял в супермаркете Carrefour, что-то искал на полках. Подходит парень, спрашивает по-английски:
- Извините, вы русский?
Ну всё, думаю, на украинца напоролся, сейчас начнёт выяснять, чьи Крым и Донбасс.
Но нет, вроде нет славянского акцента.
- Да, я русский. Чем могу помочь?
- Извините, но вы не знаете, как по-английски будет gretchka? Я пробовал её в гостях у друзей и она мне очень понравилась
- No problem. Buckwheat.
Отвёл его к полке с нашей, российской гречкой, мы стояли буквально в трёх метрах от неё. Пожелал приятного аппетита.
Вот она, российская soft-power. Вот так и надо.
И да, во французском Carrefour в Дубае продаётся много российских продуктов. Горячо одобряю.
А немцы уже не те...
С Петровым и Бошировым встречаюсь только здесь
Но если отставить шутки в сторону, всех людей в Дубае можно разделить на три большие группы:
- граждане Эмиратов, у которых с рождения всё прекрасно, они степенно ходят по торговым комплексам и ездят в шикарных автомобилях;
- экспаты, бизнесмены, айтишники и туристы, бойкие, деловые, зарабатывающие или тратящие деньги. Дубай - это довольно дорого;
- и замученные жизнью работяги, работающие по 12+ часов, экономящие каждый дирхам, чтобы отправить его на родину семье или купить подарок будущей жене на свадьбу. И таких людей в Дубае большинство.
Работа есть работа. На родине у них всё ещё хуже.
В метро едут люди всех цветов кожи.
И нигде больше я не видел столько засыпающих от усталости людей в общественном транспорте.
Часть первая - Дубай. Город
Часть вторая - Дубай. Бурдж-Халифа и Дубай молл
Часть третья - Дубай. Золотой рынок
Часть четвёртая - Дубай. Jumeira beach resort
Часть пятая - Дубай. Sufouh beach
Часть шестая - Дубай на горизонте, мой капитан!
Оригинал - https://justfedja.livejournal.com/23720.html
Ноябрь 2023