Найти в Дзене
Свабуно

Вот идёт Заря Красная...

Пространное изъясненіе окончанія дощьки №8/2 «Влєs-кнiғи», согласно различнымъ толкованіямъ да преложеніямъ, якоже бы во вѣкъ осмьнадцатый era vulgaris высокимъ штилемъ начертано было, да притомъ складомъ непринужденнымъ сложено, а такожде отъ сходной песни болгарской «Ꙁора ми сѧ ᶎаᶎорила» дополнено. Вотъ ​они​, ​первые​ лучи. Показались изъ славной дали ​прадедней​, съ ​самаго​ края земли, съ нашей отчизны ​древней​... Се Заря Красная шествуетъ, каменiя ​драгіе​ на нить ​нанизуя​, себѣ въ украшеніе, а инымъ во ​одареніе​ разсыпаетъ, ежели бдящій на пути встрѣтится. И первымъ къ ней всегда нашъ князь державный подходитъ, и встрѣчу такъ всякій разъ начинаетъ – добрымъ словомъ привѣтствуетъ. Его же Заря свѣтозарная вопрошаетъ: «Куда, о князь свѣтлѣйшій, путь свой держишь?» Онъ же ​рече​ ей въ день ​сей​ такую ​речь​: «​Зарюшка​ ты наша, милая и прекрасная! Ты шествуешь въ вышинѣ поднебесной, ты зришь не​обозримые​ предѣлы ​мира​, ужель о подвигахъ моихъ ты не вѣдаешь да о замыслахъ?» Она
-2

Пространное изъясненіе окончанія дощьки №8/2 «Влєs-кнiғи», согласно различнымъ толкованіямъ да преложеніямъ, якоже бы во вѣкъ осмьнадцатый era vulgaris высокимъ штилемъ начертано было, да притомъ складомъ непринужденнымъ сложено, а такожде отъ сходной песни болгарской «Ꙁора ми сѧ ᶎаᶎорила» дополнено.

Вотъ ​они​, ​первые​ лучи.

Показались изъ славной дали ​прадедней​,

съ ​самаго​ края земли,

съ нашей отчизны ​древней​...

Се Заря Красная шествуетъ,

каменiя ​драгіе​ на нить ​нанизуя​,

себѣ въ украшеніе,

а инымъ во ​одареніе​ разсыпаетъ,

ежели бдящій на пути встрѣтится.

И первымъ къ ней всегда нашъ князь державный подходитъ,

и встрѣчу такъ всякій разъ начинаетъ –

добрымъ словомъ привѣтствуетъ.

Его же Заря свѣтозарная вопрошаетъ:

«Куда, о князь свѣтлѣйшій, путь свой держишь?»

Онъ же ​рече​ ей въ день ​сей​ такую ​речь​:

«​Зарюшка​ ты наша, милая и прекрасная!

Ты шествуешь въ вышинѣ поднебесной,

ты зришь не​обозримые​ предѣлы ​мира​,

ужель о подвигахъ моихъ ты не вѣдаешь

да о замыслахъ?»

Она же тихимъ гласомъ ему рекла:

«Что мнишь, мой князь свѣтлѣйшій!

Зрю я тебя – вонъ ты, въ долинѣ земной.

Вся о тебѣ мнѣ ​ведомо​!

​Идеши​ ​бо​ врази коварны ​сокрушити​,

да землю ​родну​ отъ нихъ ​свободити​.

Копiя рати твоей – что ​хладенъ​ лѣсъ,

мечи же блистаютъ что жарокъ мой ликъ».

Этой-то Красной Заре

Русичи​ поклонъ творятъ,

яко подобаетъ людямъ ​рановозстающимъ​,

а не

окрещеннымъ

и тѣмъ самымъ пребывающимъ во грѣхѣ

Грекамъ,

иже боговъ своихъ позабыли,

а нашихъ не разумѣютъ,

и хулу на тѣхъ и сихъ возглашаютъ

по злобѣ врожденной

и невѣжеству насажденному,

и потому въ богахъ не возродятся.

Заря же, ​на нихъ ​взираючи,

печалію тяготитъ свое ​сердечушко​.

Мы же доселѣ славословія богамъ возносимъ

по книгѣ «​Пощинѣ​», якоже предки научили,

и потому суть ​возносители славы –

Славяне.

И сами пребываемъ во славѣ вѣчной,

аще и въ родахъ иныхъ

​нарекаемся​ Сѣнцы, ​Новояры​ и прочая.

Не Еллины имя славное носятъ, но мы,

ибо отъ временъ кочевыхъ и древнѣйшихъ

слава наша, яко вихрь, разносится,

и сію славу доказали мы Еллинамъ,

съ грудiю обнаженною ​шагаючи​

на щиты ихъ ​желѣзные​ и мечи.

Да не смѣются надъ славою нашею, -

покорежили ихъ до безславія!

И остались на ​поле​ бранномъ лишь мы,

яко медвѣди ​лютые​,

на заднихъ лапахъ ​стоящіе​

непоколебимо,

аки подъ чарами вѣщуньи,

​восхищенные​ пѣніемъ дѣвы ​Вестнеи​,

иже по «​Затеси​ ​львовъ​» со ​Сленжи​

научена славити доблесть нашу древнюю,

нынѣ же подтвержденную.

А дѣва ​Мстестана​,

​Ренетское​ писаніе «Ликъ сѣчи» ​вѣдающа​,

раны наши исцѣлитъ,

доколѣ пѣснь въ мечты насъ уноситъ…

Медвѣди же ​лѣсные​, услышавъ гласъ ​сей​,

уняли ярость свою,

страшася къ намъ приблизиться.

Еллины же ​уцѣлѣвшіе​

убегоша, яко олени,

но на утѣху себѣ

не умалятъ славы нашей:

аще и супостаты намъ по похоти своей,

- ибо гордость въ насъ естественна, -

но правду возвѣстятъ,

яко, аще и суровы,

​лежаща​ не поражаемъ,

и безъ нужды не убиваемъ,

а токмо въ необходимости,

да враги отступятъ

и настанетъ покой.

Греки истребляютъ иныхъ

по алчности да прихоти.

​Русы​ же, аще и грозны, но благородны:

голодному хлѣбъ или похлебку подадутъ,

а ежели въ нуждѣ сами возопятъ,

то, хотя и горды ​зело​,

за ​даденное​ ​благодарствуютъ​.

Не якоже Еллины,

иже не даютъ, но берутъ,

да еще злобствуютъ на дающаго,

заочно хулу изрекая.

Егда​ ​Еллины​ ​Русовъ​ одолѣваютъ,

небо стонетъ тяжко и рыдаетъ.

​Егда​ же ​Еллиновъ​ ​Русы​ бiютъ,

и небеса, и земля содрогаются.

Орлы, свидѣтели бранныхъ дѣлъ,

густо вдали летаютъ,

да Еллинамъ ​солгати​ не позволяютъ:

о славѣ нашей клекочутъ

вездѣ и всѣмъ,

ибо ​Русичи​ степями шествуютъ

не яко зайцы ​трусливые​,

но поступью вольною и могучей.

Аще же князь нашъ лежитъ,

отъ ранъ жестокихъ ​страждущъ​,

орлы ​чорныи​ надъ нимъ вiются, кружатъ.

Но ​познавше​, кой ​есть​ ​сей​,

глаголютъ:

«​Гой​ еси, о ​княже​ нашъ преславный!

Не крови твоея мы ​прилетехомъ​ ​ясти​,

ни плоти твоея мы алчно желаемъ!

Мы ​вемы​, коль еси ты великій мужъ,

мы сами молимъ небесныхъ боговъ о семъ –

о здравіи твоемъ, о силѣ молодецкой!»

И чудо бываетъ:

путь кажутъ соратникамъ,

да обрящутъ его

и помощи дадутъ.

Пока же тѣ не придутъ, орлы сами

во клювахъ ему носятъ влагу.

А коль скажетъ князь, съ кѣмъ былъ въ брани жестокой,

​они​ въ Грецколань летятъ стрѣлою быстрой,

тамъ мяса бѣлаго насыщаются,

тамъ же крови ​чорной​ напиваются.