Найти в Дзене
Генетика для всех

Раковые клетки - бессмертные работники

Продолжаю свой рассказ об истории иммунологии, которая в итоге привела к созданию искусственных антител. Начало: На чём мы остановились? 1948 год. Благодаря Астрид Фагреус наконец-то найдены те, кому можно поручить синтез искусственных антител. В лабораториях вовсю выращивают целые колонии плазматических клеток - новых тружеников иммунологического производства, пришедших на смену стадам коров и табунам лошадей. Учёных радует, что у культур плазматических клеток получается производить нужные антитела, но огорчает, что делают они это ну очень недолго, умирая естественной смертью. Поставить производство искусственных антител на поток, как мечталось, так и не выходит. Помог случай (вы уже заметили, что он частый гость в истории науки?). 1 февраля 1951 года. В госпиталь Джонса Хопкинса (это в США) обращается 31-летняя чернокожая женщина по имени Генриетта Лакс с жалобами на тревожащие её странные выделения из половых органов. При осмотре обнаружена опухоль на шейке матки. Проведена цервикал

Продолжаю свой рассказ об истории иммунологии, которая в итоге привела к созданию искусственных антител. Начало:

На чём мы остановились?

1948 год. Благодаря Астрид Фагреус наконец-то найдены те, кому можно поручить синтез искусственных антител. В лабораториях вовсю выращивают целые колонии плазматических клеток - новых тружеников иммунологического производства, пришедших на смену стадам коров и табунам лошадей. Учёных радует, что у культур плазматических клеток получается производить нужные антитела, но огорчает, что делают они это ну очень недолго, умирая естественной смертью. Поставить производство искусственных антител на поток, как мечталось, так и не выходит.

Помог случай (вы уже заметили, что он частый гость в истории науки?).

1 февраля 1951 года. В госпиталь Джонса Хопкинса (это в США) обращается 31-летняя чернокожая женщина по имени Генриетта Лакс с жалобами на тревожащие её странные выделения из половых органов. При осмотре обнаружена опухоль на шейке матки. Проведена цервикальная биопсия, опухолевые клетки отправлены на анализ Джорджу Гею — начальнику лаборатории исследования клеток тканей при госпитале. Рак шейки матки - вот таким страшным оказался диагноз.

Операция. Радиационное облучение. Увы, не помогло. Через 8 месяцев пациентка умирает.

Умирает Генриетта Лакс, но искусственно выращиваемая Джорджем Геем культура раковых клеток из эндотелия её матки умирать не собирается. Клетки прекрасно себя чувствуют в лаборатории госпиталя Джонса Хопкинса и активно (в два раза быстрее среднестатистических обычных клеток) делятся все прошедшие 8 месяцев с момента их изъятия из организма.

Неужели культура онкологической ткани бессмертна?! Д. Гей называет удивившую его живучую клеточную колонию по первым буквам имени и фамилии Генриетты Лакс (Henrietta Lacks) - HeLa и рассылает образцы беспрестанно делящихся клеток коллегам в различные уголки США. Позже HeLa оказалась в каждой биологической лаборатории мира. Учёные получили первую вечную (!) линию клеток, с биохимическими процессами, характерными для человеческого организма. Клетки Генриетты Лакс продолжают и сейчас жить и работать во множестве научных лабораторий самых разных стран. Они имитируют и в некоторых научных ситуациях замещают нас с вами. Так, именно на них, а не на нас, проверяют действие новых медицинских препаратов.

Вернёмся к иммунологам. Каким образом бессмертие опухолевых клеток Генриетты Лакс помогло им? Очень скоро выясняется, что не только клетки HeLa, но любые раковые клетки делятся, не прекращая.

Вот и найден ответ на вопрос, как заставить культуры плазматических клеток не умирать, а вечно создавать требуемые от них антитела. Нужно поручить это не обычным плазматическим клеткам, а плазматическим клеткам, переродившимся в раковые. Осталось добыть эти самые переродившиеся в раковые подходящие плазматические клетки.

Как добывали - расскажу в следующей статье.

Чуть не забыла!

Я же обещала ещё и ответить на вопрос: почему культуры нормальных плазматических клеток живут недолго. Отвечаю. В 1961 году американец Леонард Хейфлик выяснил, что клетки имеют определённый лимит делений. Они не могут делиться более, чем 50-70 раз. Этот ограничивающий деления порог был назван пределом Хейфлика. У каждого вида организмов он свой. У человека - 50-52 деления.

Больше о пределе Хейфлика можно узнать из публикации:

Кстати, для бактериальных клеток в отличие от клеток ядерных организмов (растений, животных, грибов), предела в делении нет. Они бессмертны. Почему? Ответ здесь:

Уважаемые читатели, большое вам спасибо за вашу финансовую поддержку автора!