Найти в Дзене
Инноваторус

План транспортной безопасности ОТИ как источник исходных данных для проектирования транспортной безопасности

Оглавление

Введение

План обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) - базовый документ для объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ). ПОТБ разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости ОТИ и определяет:

  • перечень технических средств транспортной безопасности (размещение видеокамер, датчиков охранной сигнализации и СКУД, ограждений, мест размещения КПП и т.п.);
  • порядок действий ответственных лиц и другие организационные регламенты, определяющие действия при угрозах (например, процедуры выявления и пресечения полёта БПЛА над зоной безопасности, инструкции по действиям сил обеспечения транспортной безопасности, порядки взаимодействия со службами экстренного реагирования).

В статье рассмотрены особенности работы с ПОТБ как источником исходных данных для проектирования систем транспортной безопасности.

ТЗ на ПИР систем транспортной безопасности составляется на основе данных, содержащихся в ПОТБ. С этой точки зрения ПОТБ - первичный источник данных для проектирования транспортной безопасности
ТЗ на ПИР систем транспортной безопасности составляется на основе данных, содержащихся в ПОТБ. С этой точки зрения ПОТБ - первичный источник данных для проектирования транспортной безопасности

Роль ПОТБ в проектировании транспортной безопасности

В соответствии с требованиями ст. 9 16-ФЗ план обеспечения транспортной безопасности разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) после оценки уязвимости ОТИ и согласовывается с Росавтодором (для дорожных объектов).

Опыт проектирования транспортной безопасности ООО “Инноваторус” показывает, что содержащиеся в планах схемы размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности требуют уточнения. Например, в ПОТБ может быть указано, что количество и тип технических средств и инженерных сооружений определяется в период проектирования систем транспортной безопасности.

Подобная ситуация обусловлена:

  1. желанием СТИ сократить сроки утверждения ПОТБ в надзорных органах (не позднее 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости);
  2. отсутствием на этапе разработки ПОТБ необходимых и достаточных сведений для определения точного количества технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В то же время, ПОТБ определяют базовые требования к проектным решениям, задающие проектировщикам точки отсчета проектирования транспортной безопасности на ОТИ.

Например:
Количество и мест размещения видеокамер определяются расчетами, выполняемыми на этапе проектирования с учетом технических характеристик выбранного оборудования, особенностями конструкций ОТИ, условиями освещенности. С этой точки зрения ПОТБ предоставляет базовые исходные данные для проектирования - требуемые зоны видеонаблюдения, требования к функциональным свойствам видеонаблюдения (видеоидентификация, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг).

В том случае, если ОТИ дорожного хозяйства подпадает под требование постановления Правительства Российской Федерации № 1632 от 27.11.2024, то определение зон безопасности и разработка проектных решений возможна только после разработки ПОТБ. Сложности на этом пути рассмотрены в публикации.

В ходе утверждения ПОТБ могут быть закреплены необходимые и достаточные меры по защите ОТИ, исключающие избыточность и, как следствие, снижающие стоимость реализации мер обеспечения транспортной безопасности.

Например:
ПОТБ для тоннеля (в силу особенностей конструкции), может не предусматривать применение инженерных сооружений за счет использования систем интеллектуального видеонаблюдения. Если данное решение будет принято в ходе проектирования без соответствующего отражения в ПОТБ, то при проверках Ространснадзора СТИ может получить предписание на устранение несоответствия.

В то же время, при проведении проектно-изыскательских работ могут быть уточнены отдельные положения ПОТБ (в него вносятся изменения, отражающие новые инженерные сооружения и системы обеспечения транспортной безопасности). После этого обновлённый ПОТБ требуется повторно утвердить в надзорном органе.

Например:
Утверждение изменений ПОТБ объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства осуществляет Росавтодор.

Законодательство обеспечивает обратную связь между этапами планирования и реализации требований обеспечения транспортной безопасности - изменения должны быть утверждены в соответствии с установленными процедурами.

Например:
Действующие нормы проектирования могут конфликтовать с местом размещения пункта управления обеспечением транспортной безопасности, утвержденным в ПОТБ.

Таким образом, задача проектной организации при разработке проектных решений систем транспортной безопасности - сохранить (не снижать) уровень защиты по сравнению с тем, который заложен в ПОТБ.

Процесс проектирования систем транспортной безопасности

За время работы в ООО “Инноваторус” сформировался следующий порядок проектирования транспортной безопасности:

  1. Анализ технического задания: фиксируются требования, предъявляемые Заказчиком к транспортной безопасности.
  2. Анализ ПОТБ: проектная команда изучает ПОТБ, фиксируя требования к составу технических средств обеспечения транспортной безопасности.
  3. Изыскания и предпроектное обследование: специалисты выезжают на рекогносцировку, сбор данных по ОТИ (запрашиваются паспорта объектов, собираются сведения о принятых проектных решениях обустройства ОТИ), проводятся инженерно-геодезические изыскания (при необходимости).
  4. Разработка и согласование с Заказчиком общих технических решений: разрабатываются схемы размещения видеокамер, датчиков охранной сигнализации и СКУД, громкоговорителей системы оповещения и прочих технических средств обеспечения транспортной безопасности. На согласование Заказчику также направляются решения по обустройству искусственных сооружений (ограждений) и инженерных сооружений (пунктов управления обеспечением транспортной безопасности), предлагаются решения по обустройству КПП, мест размещение сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе диспетчеров технических средств обеспечения (далее - ТСО) транспортной безопасности. Данный этап позволяет отсечь избыточные технические решения, учесть пожелания Заказчика к реализации технических решений, которые ранее не могли быть определены. Кроме того, на данном этапе формируются запросы на получение ТУ на присоединение к сетям (электроснабжения, связи) - к этому времени рассчитываются значения соответствующих нагрузок.
  5. Проектирование систем транспортной безопасности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» осуществляется разработка разделов проектной, а затем и сметной документации, проводится независимая или государственная экспертиза принятых решений.
  6. Разработка рабочей документации: после согласования проектной документации уточняются проектные решения и Заказчику на утверждение предоставляется рабочая документация.

Внесение изменений в ПОТБ

По завершении проектных и строительных работ в ПОТБ вносятся изменения, которые утверждаются в надзорном органе. Для этого требуется:

  • Обновить текстовую часть плана с учётом новых средств и принятых проектных решений.
  • Пересмотреть планы и схемы размещения технических средств транспортной безопасности (добавляются новые видеокамеры, заграждения и пр.).
  • Обновлённый ПОТБ направляется в надзорный орган (например, в Росавтодор) для утверждения.

Утверждение ПОТБ означает, что меры по обеспечению транспортной безопасности соответствует требованиям законодательства, и эксплуатации ОТИ ничего не препятствует.

Особенности проектирования транспортной безопасности

Для проектирования и реализации систем транспортной безопасности, своевременного утверждения изменений в ПОТБ, в ООО “Инноваторус” используются:

  • Совместные совещания. На этапах подготовки проектных решений организуются встречи проектной организации, генподрядчика и заказчика (СТИ).
  • Единые методики. Опыт разработки ПОТБ и проектов в области транспортной безопасности на ОТИ воплощен в использовании стандартных методик и шаблонов проектных решений, прошедших реализацию на практике.
  • Регулярная отчётность. В ходе проектирования осуществляется постоянный обмен проектными решениями и данными о ходе работ.
  • Контроль сроков. Проектные решения, проектно-сметная, рабочая документация своевременно предоставляются на согласование и утверждение генподрядчику и СТИ.
  • Учет специфики объекта. При проектировании учитываются региональные риски (приграничные зоны, рельеф местности, особенности сооружений и т.д.).
  • Привлечение специалистов по транспортной безопасности. Проектные решения проходят проверку у специалистов транспортной безопасности, что исключает риск отклонения надзорными органами изменений в ПОТБ.

Заключение

ПОТБ является одним из источников исходных данных при проектировании систем транспортной безопасности ОТИ. Проектные решения должны постоянно проверяться на соответствие не только требованиям технического задания, но и законодательству в области обеспечения транспортной безопасности. По результатам проектирования и строительства СТИ должен быть готов внести изменения в ранее разработанный ПОТБ.

Вопросы для обсуждения

  • Используете ли ПОТБ в качестве исходных данных при проектировании или руководствуетесь только техническим заданием?
  • Как поступаете, если возникают противоречия между ПОТБ, техническим заданием на проектирование и требованиями законодательства в области обеспечения транспортной безопасности?