Найти в Дзене
Инноваторус

О мерах по защите объектов транспортной инфраструктуры от угроз, связанных с беспилотными аппаратами

Оглавление

Введение

В условиях роста угроз, связанных с использованием беспилотных аппаратов, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1632 от 27.11.2024, расширившим перечень объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.

В результате в дополнение к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-290 Новороссийск - Керчь и участку железнодорожных путей от точки с ординатой 156 км ПК4+01 до точки с ординатой 137 км ПК3+68,08 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. N 814 зоны безопасности должны создаваться также вокруг ОТИ, к которым относятся отдельные типы:

  • морских терминалов;
  • расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок, сооружений;
  • портов, расположенных на внутренних водных путях;
  • судоходных гидротехнических сооружений;
  • аэропортов и аэродромов гражданской авиации;
  • объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта;
  • железнодорожных вокзалов и железнодорожных станций;
  • автовокзалов;
  • мостов, эстакад, тоннелей.

Расширение указанного перечня влечет за собой необходимость реализации дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

расположенные на автомобильных дорогах мосты, эстакады длиной более 100 метров и (или) имеющие пролетное строение длиной более 60 метров и тоннели длиной более 100 метров, для обхода (объезда) которых отсутствуют автомобильные дороги протяженностью до 50 километров с той же или более высокой категорией автомобильных дорог, чем категория автомобильной дороги, на которой расположены указанные мосты, эстакады и тоннели
расположенные на автомобильных дорогах мосты, эстакады длиной более 100 метров и (или) имеющие пролетное строение длиной более 60 метров и тоннели длиной более 100 метров, для обхода (объезда) которых отсутствуют автомобильные дороги протяженностью до 50 километров с той же или более высокой категорией автомобильных дорог, чем категория автомобильной дороги, на которой расположены указанные мосты, эстакады и тоннели

Особенности защиты ОТИ, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности

Особенности защиты от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) ОТИ, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, установлены:

  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 1566 (Керченский мост);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 (ОТИ, за исключением Керченского моста).

В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 предусматривает:

  • определение границ и конфигурацию (пространственное очертание границ) зон безопасности при проведении оценки уязвимости (далее - ОУ) или дополнительной оценку уязвимости (далее - ДОУ);
  • утверждение границ и конфигурации зона безопасности силами субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ);
  • разработку дополнительных локальных нормативных документов, в том числе:
а) схема границ и конфигурации зон безопасности вокруг ОТИ с описанием местоположения границ указанных зон в геодезической системе координат 2011 года (ГСК-2011);
б) перечень и схема размещения применяемых на ОТИ средств пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), укрытий для физических лиц, иных сооружений и устройств, предназначенных для воспрепятствования совершению АНВ с использованием беспилотных аппаратов;
в) перечень и порядок эксплуатации (использования, применения) на ОТИ специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным, подводным и надводным судам и аппаратам, беспилотным транспортным средствам и иным автоматизированным беспилотным комплексам;
г) положение о порядке и условиях применения работниками подразделения транспортной безопасности служебного огнестрельного оружия и (или) боевого ручного стрелкового оружия (при наличии) для воспрепятствования совершению АНВ с использованием беспилотных аппаратов - в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий;
д) порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности по обнаружению (выявлению) и пресечению функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты ОТИ;
  • создание постов наблюдения за воздушной, наземной и водной обстановкой и противодействия беспилотным аппаратам подразделением транспортной безопасности;
  • внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности (далее - ПОТБ);
  • оснащение ОТИ средствами, сооружениями и устройствами, специальными техническими средствами противодействия беспилотным аппаратам в течение 6 месяцев со дня утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Средства пассивной защиты, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588
Средства пассивной защиты, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588

По границам воздушной части зоны безопасности ОТИ устанавливается запретная зона (зона ограничения полетов), в пределах которой запрещается (ограничивается) использование воздушного пространства.

Реализация мер по защите в воздушной части зоны безопасности ОТИ осуществляются при содействии сил и средств территориальных органов и (или) подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), взаимодействие с которыми предусмотрено планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, и во взаимодействии с соответствующим региональным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОРВД).

СТИ во взаимодействии с воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет:

  • отработку оперативного взаимодействия при осуществлении мероприятий по оповещению об угрозах совершения АНВ с использованием беспилотных аппаратов, а также пресечению функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты ОТИ;
  • определение способов прикрытия ОТИ силами противовоздушной обороны.
  • СТИ проводят как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ не реже одного раза в год учения и тренировки.

Практические сложности и проблемные моменты

Не смотря на предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 меры, их реализация сталкивается с рядом трудностей:

  • отсутствие чёткой методики определения зон безопасности - создаёт неопределённость при проведении ОУ / ДОУ и невозможность их утверждения в ФОИВ;
  • неясности в процедуре согласования разрабатываемых СТИ мер с ЕС ОРВД, отсутствие разъяснений со стороны Минтранса - затрудняют разработку локальных нормативных документов СТИ и утверждение новых редакций ПОТБ субъектом транспортной инфраструктуры;
  • отсутствие регламентов применения средств защиты от беспилотных аппаратов - затрудняет процесс проектирования и строительства систем обеспечения транспортной безопасности.

Так как процесс реализации мер обеспечения транспортной безопасности носит последовательных характер (ОУ / ДОУ -> ПОТБ -> ПИР -> СМР/ПНР -> эксплуатация), то нерешенность вопросов на этапах ОУ / ДОУ и согласований локальных нормативных актов с ФОИВ делает срок разработки и утверждения ПОТБ не поддающимся прогнозам. В частности, до настоящего момента времени нет понимания как будет производиться согласование, как оформлять и какие документы нужно направлять (будет это заявление или постановление, документы/акты/отчеты от геодезиста) в адрес регионального центра ЕС ОРВД.

Последовательность реализации мер обеспечения транспортной безопасности
Последовательность реализации мер обеспечения транспортной безопасности

Региональный центр ЕС ОРВД комментариев не дает, ссылаясь на отсутствие полномочий проверять местонахождения ОТИ, и направляет в Минтранс. Разъяснения со стороны Минтранса отсутствуют.

Вопросы для обсуждения

В заключении статьи хочется услышать мнение специалистов, в том числе специализированных организаций транспортной безопасности, о способах решения поднятых в статье вопросов, например;

  • как вы определяете границы зон безопасности в проектах?
  • удалось ли согласовать документацию с региональным центром ЕС ОРВД?
  • какие технические средства противодействия беспилотным аппаратам (в том числе БПЛА) вы считаете наиболее эффективными и реалистичными для внедрения?