Введение
В условиях роста угроз, связанных с использованием беспилотных аппаратов, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1632 от 27.11.2024, расширившим перечень объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
В результате в дополнение к участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-290 Новороссийск - Керчь и участку железнодорожных путей от точки с ординатой 156 км ПК4+01 до точки с ординатой 137 км ПК3+68,08 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. N 814 зоны безопасности должны создаваться также вокруг ОТИ, к которым относятся отдельные типы:
- морских терминалов;
- расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок, сооружений;
- портов, расположенных на внутренних водных путях;
- судоходных гидротехнических сооружений;
- аэропортов и аэродромов гражданской авиации;
- объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта;
- железнодорожных вокзалов и железнодорожных станций;
- автовокзалов;
- мостов, эстакад, тоннелей.
Расширение указанного перечня влечет за собой необходимость реализации дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
Особенности защиты ОТИ, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности
Особенности защиты от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) ОТИ, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, установлены:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 1566 (Керченский мост);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 (ОТИ, за исключением Керченского моста).
В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 предусматривает:
- определение границ и конфигурацию (пространственное очертание границ) зон безопасности при проведении оценки уязвимости (далее - ОУ) или дополнительной оценку уязвимости (далее - ДОУ);
- утверждение границ и конфигурации зона безопасности силами субъекта транспортной инфраструктуры (далее - СТИ);
- разработку дополнительных локальных нормативных документов, в том числе:
а) схема границ и конфигурации зон безопасности вокруг ОТИ с описанием местоположения границ указанных зон в геодезической системе координат 2011 года (ГСК-2011);
б) перечень и схема размещения применяемых на ОТИ средств пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), укрытий для физических лиц, иных сооружений и устройств, предназначенных для воспрепятствования совершению АНВ с использованием беспилотных аппаратов;
в) перечень и порядок эксплуатации (использования, применения) на ОТИ специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным, подводным и надводным судам и аппаратам, беспилотным транспортным средствам и иным автоматизированным беспилотным комплексам;
г) положение о порядке и условиях применения работниками подразделения транспортной безопасности служебного огнестрельного оружия и (или) боевого ручного стрелкового оружия (при наличии) для воспрепятствования совершению АНВ с использованием беспилотных аппаратов - в отношении объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий;
д) порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности по обнаружению (выявлению) и пресечению функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты ОТИ;
- создание постов наблюдения за воздушной, наземной и водной обстановкой и противодействия беспилотным аппаратам подразделением транспортной безопасности;
- внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности (далее - ПОТБ);
- оснащение ОТИ средствами, сооружениями и устройствами, специальными техническими средствами противодействия беспилотным аппаратам в течение 6 месяцев со дня утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
По границам воздушной части зоны безопасности ОТИ устанавливается запретная зона (зона ограничения полетов), в пределах которой запрещается (ограничивается) использование воздушного пространства.
Реализация мер по защите в воздушной части зоны безопасности ОТИ осуществляются при содействии сил и средств территориальных органов и (или) подразделений федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), взаимодействие с которыми предусмотрено планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, и во взаимодействии с соответствующим региональным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОРВД).
СТИ во взаимодействии с воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет:
- отработку оперативного взаимодействия при осуществлении мероприятий по оповещению об угрозах совершения АНВ с использованием беспилотных аппаратов, а также пресечению функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты ОТИ;
- определение способов прикрытия ОТИ силами противовоздушной обороны.
- СТИ проводят как самостоятельно, так и с участием представителей ФОИВ не реже одного раза в год учения и тренировки.
Практические сложности и проблемные моменты
Не смотря на предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2025 г. N 588 меры, их реализация сталкивается с рядом трудностей:
- отсутствие чёткой методики определения зон безопасности - создаёт неопределённость при проведении ОУ / ДОУ и невозможность их утверждения в ФОИВ;
- неясности в процедуре согласования разрабатываемых СТИ мер с ЕС ОРВД, отсутствие разъяснений со стороны Минтранса - затрудняют разработку локальных нормативных документов СТИ и утверждение новых редакций ПОТБ субъектом транспортной инфраструктуры;
- отсутствие регламентов применения средств защиты от беспилотных аппаратов - затрудняет процесс проектирования и строительства систем обеспечения транспортной безопасности.
Так как процесс реализации мер обеспечения транспортной безопасности носит последовательных характер (ОУ / ДОУ -> ПОТБ -> ПИР -> СМР/ПНР -> эксплуатация), то нерешенность вопросов на этапах ОУ / ДОУ и согласований локальных нормативных актов с ФОИВ делает срок разработки и утверждения ПОТБ не поддающимся прогнозам. В частности, до настоящего момента времени нет понимания как будет производиться согласование, как оформлять и какие документы нужно направлять (будет это заявление или постановление, документы/акты/отчеты от геодезиста) в адрес регионального центра ЕС ОРВД.
Региональный центр ЕС ОРВД комментариев не дает, ссылаясь на отсутствие полномочий проверять местонахождения ОТИ, и направляет в Минтранс. Разъяснения со стороны Минтранса отсутствуют.
Вопросы для обсуждения
В заключении статьи хочется услышать мнение специалистов, в том числе специализированных организаций транспортной безопасности, о способах решения поднятых в статье вопросов, например;
- как вы определяете границы зон безопасности в проектах?
- удалось ли согласовать документацию с региональным центром ЕС ОРВД?
- какие технические средства противодействия беспилотным аппаратам (в том числе БПЛА) вы считаете наиболее эффективными и реалистичными для внедрения?