Найти в Дзене
Knomary

Прокачка гибких навыков: как «усилить» диалоговые тренажеры

Диалоговые тренажеры – популярный формат закрепления знаний и отработки гибких навыков в безопасных условиях. Пользователи могут тренироваться без страха ошибиться, обидеть кого-то или получить замечание в книгу жалоб. Но как создать тренажер, который будет максимально приближен к рабочим реалиям? Для этого мы используем приемы драматургии и сторителлинга, продумываем персонажей и собираем фактуру по крупицам. Обо всем по порядку. Если в курсе несколько тренажеров, нужно определиться, как они будут связаны с точки зрения сторителлинга. Возможны следующие варианты: В курсе несколько персонажей (чаще всего – до 4), которые появляются в разных кейсах и могут повторяться. Следите, чтобы истории одних и тех же героев не противоречили друг другу в разных кейсах. Например, в первом персонаж говорит, что перерабатывает и хочет в отпуск, а в третьем жалуется на вечное отсутствие задач. История строится вокруг пользователя. В тренажерах он взаимодействует с разными героями, которых объединяет о
Оглавление

Диалоговые тренажеры – популярный формат закрепления знаний и отработки гибких навыков в безопасных условиях. Пользователи могут тренироваться без страха ошибиться, обидеть кого-то или получить замечание в книгу жалоб.

Но как создать тренажер, который будет максимально приближен к рабочим реалиям? Для этого мы используем приемы драматургии и сторителлинга, продумываем персонажей и собираем фактуру по крупицам. Обо всем по порядку.

Сторителлинг в диалоговых тренажерах

Если в курсе несколько тренажеров, нужно определиться, как они будут связаны с точки зрения сторителлинга.

Возможны следующие варианты:

-2

В курсе несколько персонажей (чаще всего – до 4), которые появляются в разных кейсах и могут повторяться. Следите, чтобы истории одних и тех же героев не противоречили друг другу в разных кейсах. Например, в первом персонаж говорит, что перерабатывает и хочет в отпуск, а в третьем жалуется на вечное отсутствие задач.

-3

История строится вокруг пользователя. В тренажерах он взаимодействует с разными героями, которых объединяет одно – у них нет прописанной истории, ярких черт характера и индивидуальности. Часто их обозначают безликой иконкой. Этот вариант подходит для курсов по работе с клиентами, где нужно рассмотреть множество точечных ситуаций.

-4

Вариант для лаконичных курсов, когда тренажер нужен только для отработки навыка без дополнительного вовлечения пользователей. Такие тренажеры выглядят минималистично: простые текстовые плашки, интерфейс чата или абстрактная иллюстрация. Без сторителлинга и драматургии.

Как построить сторителлинг в тренажере

-5

Точка А. Начало. Введение. Исходная ситуация

Контекст и описание, из какой ситуации пользователь начинает путешествие.

Обязательно расскажите:

  • где он находится (исходные условия)
  • чего должен достичь, к чему прийти (цель)
  • что нужно знать, чтобы прийти к цели (какие знания понадобятся)

Погружать в контекст лучше до старта тренажера – в теоретической части. Например, если в тренажере пользователю «звонит» клиент-истерик, то убеждаемся, что о типах клиентов рассказали до этого.

-6

-7

Путь. Конфликт. То, что приведет героя к цели. Основная часть

Сам тренажер, то есть взаимодействие героев, выбор реплик, ветки, геймификация и так далее.

-8
-9

Точка Б. Результат. Цель, к которой мы идем

Разрешение конфликта и конкретный результат, который позволяет пользователю убедиться, что предложенный способ решения привел к нужному результату.

Например:

  • клиент ушел довольным
  • отношения с коллегой улучшились
  • сделка закрыта с прибылью

Что такое конфликт в диалоговом тренажере

-10

В основе драматургии лежит конфликт, который должен преодолеть герой. Конфликт – это столкновение противоположных идей. Привнося элементы драматургии в тренажеры, мы также должны заложить конфликт, который должен преодолеть пользователь.

Например, в курсе на тему коррупции это может быть конфликт «Я хочу получить дополнительные деньги, но боюсь нарушить антикоррупционное законодательство». В курсе о типах личности – «Я хочу заключить выгодный договор с этой компанией, но у их представителя тип C (аналитика), а у меня противоположный – тип I (влияние), и я не понимаю, как к нему подступиться».

Если курс посвящен работе с клиентами, то с конфликтом чаще всего сталкивается герой, от лица которого пользователь обучается. Например: «Я хочу продать клиенту эту услугу, но он постоянно возражает», «Я хочу помочь клиенту в его проблеме, но он уже разочарован в нашем сервисе».

В конфликте всегда есть «но», которое пользователь должен преодолеть, чтобы завершить задание и прийти к «точке Б»:

  • «Я лучше не возьму эти деньги и останусь на свободе»
  • «Я понял, как подступиться к типу C, и мы заключили выгодный договор»
  • «Я отработал возражение и продал услугу»
  • «Я разобрался с претензиями клиента и помог ему»

Типажи героев

В электронном обучении редко возникает потребность в детализированных персонажах – как правило, достаточно использовать определенный типаж или архетип.

Например, в курсах на производственную тематику часто встречаются два типажа:

  • новатор-энтузиаст: всегда рад нововведениям, инициативный, легкий на подъем
  • скептик-традиционалист: не понимает, зачем менять то, что и так работает, сопротивляется нововведениям
-11

Полярные герои позволяют пользователю увидеть ситуацию с разных сторон. Например, он должен помочь энтузиасту разобраться с теоретической базой, а скептику – осознать преимущества перемен.

Если персонажи не сквозные, то есть в каждом кейсе появляются новые, можно дать простор для полета фантазии. Например, в обучении для консультантов салона сотовой связи героями тренажера могут стать:

  • ребенок, которому нужно много интернета для игр
  • бизнесмен, который на связи 24/7
  • дедушка с кнопочным телефоном, который ничего не понимает в технике, плохо слышит и хочет подключить 1-2 «любимых номера»

Как раскрыть характер героев

-12

Внешность – красноречивый способ произвести первое впечатление на пользователя и показать характер героя. Яркая одежда часто присуща творческим личностям, аккуратный деловой костюм – бизнесменам или офисным работникам, и так далее. Простые собирательные образы легко считываются и сразу задают контекст.

Если возможности позволяют – можно дать волю креативу, например:

  • добавить героям разные позы и выражения лиц: радостный, грустный, нейтральный, сосредоточенный и т.д.
  • нестандартно подать шкалу состояния, например в виде полоски, смайлика или солнца, которое прячется за тучу
  • использовать текстовые подсказки по состоянию персонажей, как в комиксах: «грустит», «вздох» и т.д.
-13

Характер героев отражает не только их внешность, но и речь:

  • характерные словечки и выражения: «коллеги, давайте помитуемся», «ребята, за дело!», «вы меня задерживаете, я опаздываю на ланч», «ишь как сложно все в вашей конторе»
  • междометия: «ах», «ой», «увы», «боже мой»
  • пунктуацию, например многоточия как задумчивые паузы
  • эмоционально окрашенные выражения: «да что вы себе позволяете!», «вы в своем уме вообще?», «ой, ну я не знаю, не знаю»

Сбор фактуры

Фантазия – важный инструмент, но реальный опыт максимально приблизит тренажеры к жизни. Поэтому не жалейте времени на поиск и обработку фактуры.

Например:

-14

Подготовьтесь к интервью: исходя из материала набросайте шаблоны или простые примеры ситуаций, а на встрече попросите эксперта прокомментировать их и наполнить деталями. Секреты эффективного интервью с экспертом читайте в этой статье.

-15

Ситуации с форумов и отзывы клиентов – ищите кейсы, которые привнесут в тренажер жизнь и приблизят его к рабочей реальности студента. Если вы пишете курс, например, для колл-центра, можно поискать примеры скриптов (сценариев) для диалогов с клиентами.

-16

Если вы полны энтузиазма, можете попытаться воспользоваться услугами заказчика как «тайный покупатель». Однако здесь велика вероятность попасть в капкан субъективного опыта.

-17

Интересные, актуальные ситуации «из жизни», реалистичные персонажи и развитие конфликта позволяют сделать тренажер не только полезным и актуальным, но и увлекательным.