Что наблюдаемо, то управляемо.
Люди очень часто хотят быструю «таблетку», чтобы всё сразу стало как в мечте, но сталкиваются с нереальностью того, что на всё нужны усилия, время и рутинные действия по достижению. И останавливаются вовсе, ничего не делая, основываясь на принципе «идеально или никак», который как раз затягивает изменения на годы. Ведь это часто защитный механизм от того, с чем страшно столкнуться. А на преодоление этой сложности тоже нужно время и работа с причинами.
Если вы в этом состоянии — дайте себе настояться в нём до того момента, когда ощутите, что больше так не хотите. Но если вы уже устали и готовы к изменениям в жизни, то я могу подсказать ключевой момент, чтобы запустить этот механизм.
Для изменений и развития ключевой навык — научиться подвергать сомнению, критике и разрушению всё то, что для вас является истиной, основанной на опыте. Возможно, кто-то даже, прочитав это, испытал:
- страх— голос психики, которая заботится о вашей безопасности и поддержании гомеостаза;
- возмущение — голос эго, ведь оно так долго создавало то, чем вы живете, мыслите, действуете, и для него немыслимо и больно перестраивать это, а ещё — признать, что, возможно, что-то тут не так... Аййй.
Для инициации изменений и перехода из точки А (где я недоволен своей жизнью) в точку Б (где всё, как я мечтал), нужно научиться - выходить из себя и заходить нормально. То есть развить способность к самообъективации — переходу от субъективной позиции и восприятия к объективному анализу себя. Это не деперсонализация или ощущение, что отстранён от своей жизни, а именно умение переключаться между состояниями проживания и самонаблюдения, рефлексии.
Если это умение не развито, то оно как раз формируется в процессе работы с психологом.
Почему оно может не сформироваться?
Влияние внешней среды на развитие. Например, если в жизни было так трудно, что, осознав всё, психика восприняла бы это как фатальное, — тогда это умение сдерживается. Психика жёстко ограничивает себя, чтобы сохранить функциональность. Ведь важная задача мозга — сохранить жизнь, и если для этого надо пожертвовать чем-то, он отрежет и вытеснит, а с последствиями разберёмся потом. Жизнеспособность сохранена, а качеством жизни можно пренебречь.
Такие люди могут:
- раздражаться от вопросов и не могут на них ответить (или это даётся с трудом и сильным сопротивлением);
- называть психологов «нехорошими людьми» и обесценивать их труд и смысл (контрзависимость).
Так они защищают себя от того, что может пошатнуть их сформированные защиты. Ведь работа с психологом — в целом непростой и неприятный процесс, а этого в их жизни и так было немало. Добавлять ещё звучит нелогично. Но стоит помнить: терапия — это посильный, дозированный стресс, который приводит к развитию.
Возможно ли научиться этому самостоятельно?
Всё возможно, если человек ставит перед собой такую цель. Но, конечно, самостоятельно это сложнее из-за нашей слепоты к собственным защитным механизмам. Однако возможно с помощью:
отражения себя — ведения дневника и перечитывания его, творчества — можно писать рассказы и редактировать их, рисовать и анализировать потом, то есть выражать что-то, а потом рассуждать, как на уроке литературы: «Что хотел сказать автор?»
Таким образом, можно научиться немного выходить из своего «персонажа» и рассматривать его со стороны. Творчество поэтому так важно и целительно для людей — оно даёт выражение чувств и самонаблюдение.
Также можно привлечь близких для дополнительного мнения, но с осторожностью, так как обратная связь может как помочь, так и навредить. В этом случае важно идти подготовленным к тому, что человек может выразить свои установки, и не брать их, если они не подходят.
В процессе работы с психологом такого нет, так как в этом пространстве психолог создаёт безопасную среду для выражения и заботится о том, чтобы обратная связь была честной, но мягкой. Поэтому процесс самопознания происходит глубже, ведь он идёт через контакт с человеком, а человек биологически заточен развиваться об другого человека.
Но это тоже даётся непросто:
- надо допустить другого человека к тому, что для вас самих может быть непонятно;
- допустить, что если то, что происходит в вашей жизни, вам не нравится, то, возможно, вы что-то делали не так, и ваше мнение о себе ошибочно.
Именно это даёт доступ к тому, чтобы исправить ситуацию. Ведь мы ведём себя соразмерно нашему представлению о себе. Соответственно, меняя представление о себе, человек получает руль управления собой и своей жизнью.
Если же травма вас определяет, то вы не живёте не свою жизнь — вы живёте в ограничении травмы. И это очень болезненно, потому что вам приходится ограничивать безмерный мир соразмерно этой «коробочке». Порой даже всех туда затягивать, так как за её пределы страшно выходить — вас приучили, что это ваша норма, это граница, и если выйдешь за неё, получишь... И так вы стали жертвой этого вывода, основанного на жестоком опыте.
Ведь ребёнок живёт в том мире, что определил и открыл ему родитель.
Взрослый же раздвигает границы и постигает мир сам, обеспечивая себе нужное соразмерно своей цели.
А выбор всегда за вами.