Воеводская власть была основной формой местного управления на Руси в 16-18 веках. Руководству воеводы поручался «уезд», с центром в одном из городов или сел, делившийся на несколько «волостей». На этой территории назначенный высшей властью воевода распоряжался военными, полицейскими, судебными и финансовыми делами, имея право «кормится» от своего воеводства, т.е. извлекать выгоды для себя, при соблюдении государева интереса. Подчинялся воевода тому приказу, которому подчинялась территория его уезда. Обычно срок правление воеводы на одном месте длился не более трех лет.
В уезде представителями воеводы в волостях и слободах были воеводские приказчики, а в городе управление осуществлялось через Приказную избу, называемую так же и Съезжей избой, где распоряжался дьяк (чиновник, государственный служащий, не путать с дьяконом, церковным служителем рангом ниже священника), которому подчинялись подьячие, заведовавшие «столами», то есть подразделениями занимавшимися судом, военным делом, сборами, землевладениями и прочим. При Съезжей или Приказной избе состояли приставы-недельщики (приставы – чиновники по судным делам, приводившие в суд ответчкиов и свидетелей, а так же производивших взыскания по приговору суда, так как свои обязанности они исполняли понедельно, отсюда и их второе название «недельщики»), рассыльщики (род гонцов, отправляемых с поручениями в разные места уезда) и сторожа. На Съезжей хранили государевы грамоты и печать, книги прихода и расхода, а так же книги с записями сборов. Сами сборы производили выборные старосты, головы и целовальники (выборные должностные лица, дававшие присягу целованием креста). Там же в Приказной избе хранилась казна, т.е. наличные деньги.
Летом 1643 года, в Съезжую избу явились коломенские посадские люди, подавшие воеводе Юрию Ухтомскому (Юрий Ухтомский начинал службу в 1627 году как патриарший стольником, став в 1636 году царским стряпчим, и шагнул вверх по карьерной лестнице, став воеводой) челобитную на коломенских же посадских людей Ивашку Семенова сына Густихина, его сына Савку, их подручных, в челобитной называемых «советников да товарищей» Федьку да Кондрашку Шапошниковых. Обвиняли их в том, что когда на 2 августа 1643 года земские старосты объявили сход у Земской избы, они этот сбор проигнорировали.
Земская изба - выборный орган местного самоуправления. Низшая форма администрации. В ней решались вопросы местной жизни. Содержалась Земская изба за счет общественного сбора. У этого учреждения был небольшой штат служителей - земский староста, целовальник и земской дьячок, исполнявший обязанности писца-канцеляриста. Вот как раз эту должность-то частенько и предлагали самым известным в городе грамотеям из числа людей посадских, площадным подьячим. Для них эта должность была источником небольшого, но верного дохода – земскому дьячку полагалось постоянное жалование. Занимались они тем, что вносили записи в приходо-расходные книги, вели переписку со Съезжей избой и московскими приказами. Кто-то из них, служивший на тот момент в Земской избе и написал ту самую челобитную, поданную воеводе Юрию Ухтомскому, повествуя о том, что несмотря на то, что земские старосты оповестили о сборе у Земской избе через сотских, к назначенному часу пришли не все. Не явился Иван Густихин с сыном Савкой, и их товарищи, братья Шапошниковы, которые вели торг в Рыбном ряду, оставались там и «не весть о чем думали». Действительно, лучше бы пряники выбирали!
Земский староста послал за ними посадского человека Фомку Михайлова сына Свешникова, Ваську и Онисима Бечевиных, но когда они пришли в Рыбный ряд и стали говорить «про земское дело», Густихин сначала «стал лаять их всяческой позорной лайею», а потом бросился на них с ножом. Сын же Иванов, Савка с Федька и Кондратом Шапошниковыми бросали в посланцев схода камни. К ним присоединились Тимошка Свиридов, Афонька Синька, Гераська Скурдин да Гаврилка Овчинник, и ещё какие-то люди из Рыбного ряда, которых посланцы Земской избы не запомнили. Гонявшиеся за ними люди схватили Фомку Свешникова, били его и пинали ногами, а потом гнали прочь. На сход же Густихин так и не явился. Люди просили вмешаться. Навести порядок.
Воевода оказался поставлен перед сложной задачей. Он должен был, с одной стороны глядя, привлечь бесчинствовавших рыбников к ответу. Однако ж подходя к делу формально, не мог воевода вмешиваться в дела земской общины. Причиной буйства был какой-то внутренний конфликт, а какой именно в поданной ему челобитной не указывалась. Вот и сочинил воевода Ухтомский 8 августа 1643 года свою отписку в Разрядный приказ:
«По твоему государь указу я по челобитной земских старост и сотских и против их явки в съезжей избе расспрашивал: какие у Ивашки Густихина со товарищи скопы, шумы и заговоры и советы меж себя чинят и у Земской избы с мирскими людьми не советуют и на сход не приходя? И те земские старосты Первушка Сидоров да Сенька Маланьин, да сотские Илюшка Шарин да Тараска Половинкин да Юрка Савельев в расспросе показали, что де Ивашка Густихин со товарищи и советники Федькой и Кондрашкой Шапошниковыми, да Тимошка Свиридов, да Афонька Ситников, да Гераська Скурдин, да Гаврилка Овчинник со товарищи скопы, шумы и советы меж себя чинят не у Земской избы, и с мирскими людьми не советуются и на сход не ходят, советуют неведомо о чем меж собою толпами, а о чем, того своего совета мирским людям не сказывают. А как станут их мирские люди на сход призывать тот Ивашка Густихин с товарищи и советники мирских людей лают позорной лайю , за ними с ножом и каменьем гоняют, а иных посадских людей побивают. И о том, как ты мне государь укажешь».
«Акты московского государства» СПб. 1890 год т.2 №198
Что ему ответили из Москвы, то нам не ведомо, но это не главное. Самое интересное это описание работы местных управленческих механизмов, отношения между разными уровнями государственной иерархии, происходящего внутри общин. Еще одна сцена из жизни допетровских чиновников Коломны - в следующей статье!
Понравилось? Еще больше интересных историй - в Макетной комнате Коломенского Кремля!
А если пропустили про брачные контракты на Руси - ⬇️
Предыдущая статья - Брачные контракты. Часть 4. Степан да Анна. Евдокия да Иван.