Найти в Дзене

Философия смерти автора и интерпретация искусства

До сих пор я часто сталкиваюсь с восклицаниями о непонятом смысле тех или иных произведений. Казалось бы, концепция смерти автора, о которой писал Ролан Барт, уже давно должна была изменить наш подход к интерпретации. Однако многие до сих пор спорят из-за значений и трактовок контента. Но, дабы самому лучше обдумать эту мысль и заодно преподнести её вам, я решил написать этот текст. Ещё в школьные годы, на уроках литературы, мне претили попытки разгадать «заложенный смысл» в классических русских романах. Мне казалось, что пытаться найти чью-то чужую мысль в чужом тексте чужими методами — безынтересный труд. Мне всегда думалось: чем я хуже? Если некто написал произведение, почему я должен сидеть и разгадывать его задумку, а не придумывать что-то своё? Конечно, в такой ситуации мне было намного интереснее рисовать в тетрадке, занимаясь собственным, пусть и наивным, творчеством, не повторяя машинальную работу за другими. Кроме того, меня постоянно мучила не только потребность поиска смысл

До сих пор я часто сталкиваюсь с восклицаниями о непонятом смысле тех или иных произведений. Казалось бы, концепция смерти автора, о которой писал Ролан Барт, уже давно должна была изменить наш подход к интерпретации. Однако многие до сих пор спорят из-за значений и трактовок контента. Но, дабы самому лучше обдумать эту мысль и заодно преподнести её вам, я решил написать этот текст.

Ещё в школьные годы, на уроках литературы, мне претили попытки разгадать «заложенный смысл» в классических русских романах. Мне казалось, что пытаться найти чью-то чужую мысль в чужом тексте чужими методами — безынтересный труд.

Мне всегда думалось: чем я хуже? Если некто написал произведение, почему я должен сидеть и разгадывать его задумку, а не придумывать что-то своё? Конечно, в такой ситуации мне было намного интереснее рисовать в тетрадке, занимаясь собственным, пусть и наивным, творчеством, не повторяя машинальную работу за другими.

Кроме того, меня постоянно мучила не только потребность поиска смысла, но и проблема присутствия личности автора. Представьте гипотетическую картину: некоторый музыкант выпустил выдающуюся пластинку о любви, которую вы переслушиваете годами. Но позже создателя приговаривают к тюрьме по статье за изнасилование несовершеннолетнего. Позднее в интервью он утверждает, что текст того самого альбома повествует именно о такой греховной любви к ребёнку. Что вы почувствуете в этот момент?

Действительно, описываемая ситуация ужасна. Но, тем не менее, подобные случаи, заставляющие людей разочаровываться в тех или иных произведениях, нередки. Однако есть ли необходимость отказываться от того, что вам нравится, из-за неудачных действий автора или вложенного им смысла, не резонирующего с вами?

Сразу уточню: если личность создателя вызывает у вас болезненное отторжение, вы вправе не разделять абстрактный подход к интерпретации. Такие моменты вне сферы моего текущего рассуждения, так как я говорю о восприятии, не отягощённом этической травмой.

Что до остальных случаев, на самом деле, проблемы здесь никакой нет. Вернее, если с вами случались подобные ситуации, корень их в вашем восприятии. Если выходит так, что вы не знаете замысел создателя, любая из существующих интерпретаций оказывается равносильной и имеющей право на существование. Тогда почему же знание заложенного смысла должно играть какую-либо роль?

В действительности, любое произведение перестаёт принадлежать автору в тот самый момент, когда кто-то другой принимается его изучать. Например, в литературе, когда писатель создаёт произведение, он опирается на свой личный опыт. Само произведение — всего лишь форма, собранная из букв под влиянием этого опыта. Однако прочтение требует от читателя использования призмы собственных взглядов.

Так, для одних история может быть романтической драмой, а для других — глубинным христианским откровением. Хотя, возможно, автор не закладывал ничего из этого. На самом деле, человек не просто открывает новый смысл или создаёт его. Момент изучения искусства — это открытие собственных глубин через призму опыта.

Для наглядности приведу пример. Бывает ли у вас такое: получив новый опыт, вы начинаете везде его подмечать? Например, в последние годы ваша бабушка была больна деменцией, и, включая очередной фильм, вы внезапно замечаете аллюзии именно на это заболевание. Так вот, дело не в том, что это некоторая навязчивая идея, которую вы должны отогнать. Это ваш опыт, открывающийся вам через произведение искусства.

Так выходит, что смысл тех или иных произведения не в том, что придумал автор, а в вас самих. Вы и есть источник смысла, а само искусство — лишь дверца внутрь себя. Именно поэтому вас не должно заботить ни мнение автора, ни его личность. Безусловно, эти аспекты интересны и могут позволить открыть новые грани произведения, но они не единственные и даже не основные.

Именно на этой основе я и предлагаю делить высокое искусство и обычное. Высокое — то, что максимально открыто для интерпретации. Его основная задача — позволить вам раскрыть себя, окунувшись в глубины собственной души. Именно за это люди ценят кино Триера или Лантимоса. Смотря фильм «Меланхолия», ваша цель не в том, чтобы понять замысел. Ваша задача — порыться в себе в поисках неизведанных граней собственной личности. Само кино лишь задаёт вектор этого поиска.

Поэтому я настоятельно рекомендую не гнаться за чужими интерпретациями в попытках показаться умным. Вы не обязаны знать десятки трактовок очередной картины, чтобы пережить её подлинно. Ваша задача создать собственную, тем самым исследуя свой внутренний мир. В конечном счёте, искусство — это зеркало, в котором отражается не автор, а тот, кто в него смотрит.

Если статья была вам интересна, подписывайтесь на телеграм канал и читайте другие материалы!

-2