Найти в Дзене

Метафизика земли

Как утверждал Иммануил Кант, трансцендентальные основы у нас, как у людей, так или иначе одинаковы. Мы воспринимаем мир так, как он нам явлен, исходя из заложенных в нас форм апперцепции (пространство и время), позволяющих нам воспринимать действительность, а также категорий рассудка, упорядочивающих и формирующих опыт. Они у каждого человека идентичны просто по факту существования. Исходя из этих основ, мы не можем выйти за их рамки и сформировать совершенно отличный опыт. Но что, если и сходства нашего опыта обусловлены этими формами и категориями? Почему разные культуры, формируясь в совершенно разных условиях, так или иначе приходили к схожим идеям: Бог, Единое, цикличность времени и т. д.? На этот вопрос пытались ответить мыслители прошлого, сформировав концепцию интегрального традиционализма. Они утверждали наследование этих концепций от одной изначальной примордиальной традиции. Что, если существует некоторая основа, метафизическая истина, ищущая путь к раскрытию в нас в силу на

Как утверждал Иммануил Кант, трансцендентальные основы у нас, как у людей, так или иначе одинаковы. Мы воспринимаем мир так, как он нам явлен, исходя из заложенных в нас форм апперцепции (пространство и время), позволяющих нам воспринимать действительность, а также категорий рассудка, упорядочивающих и формирующих опыт. Они у каждого человека идентичны просто по факту существования.

Исходя из этих основ, мы не можем выйти за их рамки и сформировать совершенно отличный опыт. Но что, если и сходства нашего опыта обусловлены этими формами и категориями? Почему разные культуры, формируясь в совершенно разных условиях, так или иначе приходили к схожим идеям: Бог, Единое, цикличность времени и т. д.?

На этот вопрос пытались ответить мыслители прошлого, сформировав концепцию интегрального традиционализма. Они утверждали наследование этих концепций от одной изначальной примордиальной традиции. Что, если существует некоторая основа, метафизическая истина, ищущая путь к раскрытию в нас в силу наличия единых трансцендентальных форм? Такого взгляда придерживаюсь и я, относя это к одной из граней действительности.

Однако примордиальная традиция, на мой взгляд, неизбежно сокрыта от нас так же, как вещь-в-себе. Всё, что мы способны воспринять, это её феноменальные проявления, правдоподобные в рамках наших единых трансцендентальных форм. Даже если когда-то существовала изначальная традиция, она явлена нам лишь в интерпретациях, которые мы формируем на основании этих форм. Если бы существовало существо с другими трансцендентальными формами, оно видело бы совершенно иную «традицию».

Так я понимаю традицию как одну из граней действительности: она существует, но в нас проявляется только через феноменальные отражения, различающиеся в зависимости от среды и условий. Каждая культура формировалась в собственных обстоятельствах и по-своему разворачивала эту правдоподобную интерпретацию истины. Действительность являлась каждому народу по-разному, подобно кубу, видимому каждым человеком только с одной стороны.

Тем не менее, в сущность каждого человека заложен путь к идее Бога, но среда диктует собственную форму этой идеи. В то время как для становления Запада была важна иерархия единого Бога, позволившая сформировать монотеистические религии, для Востока — другие аспекты истины. Традиция, подобно бытию, развёртывается в умах людей, являя себя им в виде правдоподобных концепций мироустройства.

К сожалению или к счастью, человек не имеет власти над Логосом, так как он выше и значительнее нас. Метафорически выражаясь, не человек избирает традицию, но традиция избирает человека. И всё же у нас тоже остаётся некоторая свобода выбора. Традиция неизбежна как зов, но принять или отвергнуть её — наше решение, пусть и ограниченный условиями нашей жизни. Мы рождаемся уже в определённой среде, наследуя культуру предков и язык.

Так и я, независимо от моих взглядов, являюсь сыном своих родителей, носителем русской культуры, христианской религии и многого другого. Всё это заложено во мне задолго до моего рождения, и не в моём праве избрать другую исходную точку.

Юнг, хоть и далёк от традиционализма, в своей концепции коллективного бессознательного поразительно тонко схватывал схожий мотив. Архетипы рода и культуры проявляются в нас, даже если мы не осознаём этого. Я рассматриваю его идеи как психологическую параллель, отдавая ему должное.

Выходит, я изначально помещён в контекст этой культуры, и единственный мой выбор — принять или отказаться от явления традиции. Я могу лишь согласиться со своей судьбой, приняв её на себя, полюбив и продолжив развитие правдоподобных концепций культуры, или закрыть глаза, подобно ребёнку, делая вид, будто меня это не касается.

Однако что будет, если я выберу второе? Что, если я решу оторваться от родной земли, общества и религии, отдавшись чему-то чужому? Вероятнее всего, меня посетит тоска и чувство неполноценности. Традиция всегда пытается явиться нам, даже если мы её игнорируем. Человек может отвернуться от неё, но это бегство неизбежно оставит внутреннюю пустоту. Не мы являемся субъектом этих отношений. Традиция словно сама выбирает нас, решая явиться, подобно божественному откровению.

Родовой архетип является фундаментальной основой нашего бессознательного, а родная земля — сакральным онтологическим базисом, «местом силы» народа. Можно бесконечно убегать, боясь принять её, но тоска всегда будет напоминать о себе.

-2

Тем не менее сразу же возникает два резонных нюанса, создающих мнимую брешь в этой системе. Что, если культура «отторгает» человека? Каждый в праве отвечать за собственную жизнь, избирая другой путь в силу тех или иных ситуаций. Окружающая среда, формируемая неподвластными нам обстоятельствами, способна нанести глубочайшие травмы.

Так некоторые могут бояться возвращения на родину в силу военных действий, несогласия с государством, стихийных бедствий или материальных причин. Всё это может быть весомым аргументом в пользу побега. Однако путать традицию и травмы — кощунственная ошибка. И хотя для себя важность культуры я давно осознал, некоторые могут оставаться в страхе, за что не должны быть осуждены.

Важным в этом вопросе остаётся не боязнь нанесённых моральных увечий, а приверженность своему Логосу. Юнг трактовал схожие мотивы через архетип Героя или Путешественника, проходящего препятствия на жизненном пути, дабы по итогу снова вернуться домой.

Но что делать с людьми, изначально рождёнными в чужой культуре от родителей-иммигрантов? Неизбежно даже в них традиция найдёт своё место, явившись через переданный от предков язык и обычаи. Как бы человек ни был связан с новой культурой, зов родной земли будет напоминать ему о себе, словно шепчущий во тьме голос.

Я ни в коем случае не осуждаю других за страх и попытку ассимиляции в чужой стране. Но настоятельно рекомендую не врать себе и не скрывать за слоями иронии и отговорок откровенный страх перед насущными проблемами. А традиция всегда найдёт свой выход, желает того человек или нет. И в наших силах лишь не мешать ей, не плывя из последних сил против течения, а отдавшись потоку и войдя с ним в гармонию. Ведь именно так Бытие отзывается в человеке.

Если статья была вам интересна, подписывайтесь на телеграм канал и читайте другие материалы!

-3